Геннадий Юхтин — актёр с поистине огромной фильмографией: почти 180 работ в кино, но главных ролей среди них немного. Тем не менее зритель полюбил его сразу, как только на экраны начали выходить фильмы с его участием. По-настоящему всенародную любовь Юхтину принесла лирическая драма «Весна на Заречной улице», которую он сам считал главным поворотом в своей судьбе.
Имя при рождении актёра — Гений. Родители, коммунисты по убеждению, не задумывались о том, как будет жить с таким именем ребёнок. В то время это казалось нормой — в стране рождались Вилены, Кимы, Ноябрины, Рэмы. Его старшую сестру звали Идеей. А вот Гения дома и в школе называли просто: Генка. Он даже не догадывался о настоящем имени вплоть до получения паспорта. И всё же оно осталось с ним на всю жизнь, сделав его биографию ещё более необычной.
"Так уж родители решили. Они были молодыми коммунистами и соответствовали эпохе. Тогда же многие называли своих детей Индустриями, Ноябринами, Марксленами, Сталинами – считали, видимо, что с такими именами детей ждёт особенная судьба в стране со светлым будущим. Вот и мои мама с папой нашли возможным мою старшую сестру назвать Идеей, а меня – Гением, чтобы я потом всю жизнь мучился" - рассказывал, смеясь, актер.
Судьба Юхтина была нелёгкой. В раннем детстве он потерял обоих родителей. Мать, фельдшер по профессии, погибла во время войны при эвакуации раненых по Волге. Вскоре умер и отец, больной туберкулёзом. Оставшись сиротой, десятилетний Генка пошёл по скользкой дорожке — вместе с другом начал воровать и продавать краденое на рынке. Там его и поймали. Затем последовала исправительная колония, побег и перевод в специнтернат для детей погибших офицеров.
Начальником интерната, куда попал юный Генка Юхтин, был ученик самого Макаренко — и это многое определяло. В учреждении царили строгие, но гуманные порядки: подростков не ломали, а старались заинтересовать, увлечь. Их приобщали к спорту, творчеству, водили в походы, показывали фильмы, организовывали кружки. Именно в этих стенах Генка впервые серьёзно увлёкся искусством. Увлёкся настолько, что с помощью заботливой воспитательницы начал готовиться к поступлению во ВГИК — и поступил.
В институте Юхтин понял: его необычное имя не такое уж и уникальное. В его группе учились Астриды, Изольды, Дануты, Руфины, Альфреды и даже Нинель — Ленин наоборот. Так что Гений среди них смотрелся вполне органично. Кстати, среди его однокурсников были и те, кто впоследствии стал настоящими звёздами: Надежда Румянцева, Майя Булгакова, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Татьяна Конюхова...
Фильмография Юхтина насчитывает около 180 работ. В титрах он всегда значился как Геннадий. Он продолжал сниматься до глубокой старости — до тех пор, пока позволяло здоровье. При этом актёру редко доставались главные роли. Иногда его фамилию даже не указывали. Но Юхтин никогда не роптал. Он считал, что в любом эпизоде, каким бы коротким он ни был, артист несёт такую же ответственность, как и в главной роли. И, пожалуй, именно поэтому даже его мелькающие в кадре персонажи оставляли яркий след в сердцах зрителей.
Одной из важнейших вех в творческой биографии Геннадия Юхтина стала лента Марлена Хуциева и Феликса Миронера «Весна на Заречной улице». Возможно, выбор именно его на одну из ключевых ролей был неслучайным — Юхтин и Миронер хорошо знали друг друга ещё по студенческим временам. В общежитии ВГИКа они жили в одной комнате, и Феликс, задолго до съёмок, делился с Геной замыслами будущей картины — трогательной истории любви между сталеваром и школьной учительницей.
Проект оказался непростым: съёмки растянулись почти на три года. Часть сцен снимали в Одессе, но основная работа проходила в Запорожье — на реальных заводах «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь», в школах, парке, военкомате и даже во Дворце культуры. Атмосфера на площадке была напряжённой, работа шла и днём, и ночью.
Позже Юхтин вспоминал: «Мы буквально жили в кадре — работали на заводе, снимались на природе, в павильонах. Кто-то даже пошутил, переиначив название фильма на “Без сна на Заречной улице”, а Хуциев получил прозвище Мартен Мартынович».
Режиссёр поручил Юхтину роль инженера Крушенкова — скромного и доброго друга главных героев. И хотя персонаж был второстепенным, зрители восприняли его тепло и искренне, полюбив почти так же, как Сашу Савченко и Татьяну Сергеевну. Юхтин стал настоящей кинозвездой: к нему приходили письма, на улицах узнавали, девушки просили автограф. При этом известность к нему пришла ещё до «Весны» — после фильмов «Чужая родня» и «Дело Румянцева», после которых он даже появился на обложке популярного киножурнала.
После выхода «Весны на Заречной улице» и яркой роли инженера Крушенкова карьера Геннадия Юхтина пошла в гору. Режиссёры один за другим предлагали ему роли, и вскоре актёр стал одним из самых востребованных лиц советского кино. Параллельно он работал в Театре-студии киноактёра, подтверждая, что может быть убедительным как на экране, так и на сцене.
Казалось бы, всё складывается как нельзя лучше. Но за кулисами успеха Юхтин оставался без собственного жилья. До тридцати лет у него не было даже прописки — ни постоянного места жительства, ни ощущения устойчивости. Это тяготило, мешало строить личную жизнь. Однажды, встретив в Одессе прекрасную девушку по имени Елена, Юхтин отказался от развивающихся отношений, объяснив себе и ей: как можно жениться, если за душой ничего нет?
Только после участия в фильмах о Ленине ему наконец выдали прописку — сначала в общежитии «Мосфильма», а немного позже он вступил в кооператив и получил однокомнатную квартиру на улице Пырьева. Тогда-то он и начал всерьёз задумываться о семье.
Но и тут Геннадий не спешил. К тому моменту ему исполнилось сорок, а он всё никак не мог решиться. В актёрской среде было слишком много примеров неудачных браков, разводов, скандалов — Юхтин не хотел такой судьбы.
Его избранницей стала тихая, скромная девушка — выпускница Плехановского института, моложе его на несколько лет. Их союз оказался крепким и по-настоящему тёплым. Вместе они прожили полвека, деля радости, увлечения, заботы. Любили фотографировать, проводили много времени на даче, с годами стали даже внешне похожи. Только одного им не было дано — детей. Но супруги не жаловались и ценили то, что имеют: душевное родство, уважение и любовь.
В кино Геннадий Юхтин часто играл отцов и наставников — «детей» и «подопечных» у него на экране было не меньше тридцати. Несмотря на то, что в жизни он так и не стал отцом, в кадре создавал тёплые, достоверные образы заботливых и сильных мужчин, способных поддержать и направить.
"Своих нет – не судьба. А вот в кино у меня детей не менее двадцати. Вот ведь как бывает… Сейчас они самостоятельные, взрослые люди, многие связали свои жизни с кино. Это меня, безусловно, радует" - рассказывал артист.
Он всегда много работал — снимался, играл в театре, встречался со зрителями, делился воспоминаниями и мыслями о профессии. Даже успел выпустить пару книг.
«Для меня жизнь — это творчество», — говорил он. «Никогда не любил сидеть на месте».
До самого конца Юхтин оставался активным, не уходил со сцены и экрана, пока позволяло здоровье. Последней его работой стала роль профессора в 12-серийной музыкальной драме «Хор». Увы, премьеры он уже не увидел. Геннадий Гаврилович ушёл из жизни 18 февраля 2022 года — не справился с болезнью, ставшей настоящим вызовом XXI века.
Также смотрите: