Очень редкую и необычную машину хорошо помнят в России. По крайней мере, те автолюбители, кому посчастливилось увидеть её вживую. Запомнилась ГАЗ-3105 необычным дизайном оконных проёмов на дверях. И вообще это была качественно новая техника, на порядок сложнее и современнее даже ГАЗ-3102 или ГАЗ-14.
История создания перспективного проекта
История этой машины полна необычных поворотов и неожиданных совпадений. Проектирование ГАЗ-3105 началось примерно в середине 80-х, когда всем — и Горьковскому заводу, и Министерству, и даже НАМИ — стало очевидно: ассортимент служебных машин для чиновников среднего ранга нужно обновлять.
Причём разработчики будущей «3105» шли к окончательному проекту очень последовательно и профессионально грамотно, если говорить о технической части.
Изучали опыт проектирования и конструкции иностранных машин аналогичного класса, присматривались к технике, делали прототипы и модели отдельных узлов. В итоге остановились на Audi 100.
Более дорогие и сложные в производстве Peugeot, Volvo и BMW остались за бортом, хотя дали немало интересных технических решений. Родственные связи «пятёрки» и Audi 100 видны невооружённым глазом даже в дизайне.
В целом Горьковский завод в 1984 году смог построить ГАЗ-3103 с передним приводом и ГАЗ-3104 на полном приводе. Расчёт всё-таки делался на будущее производство полноприводных моделей с улучшенными динамическими качествами на модифицированной подвеске и, конечно, с более мощным мотором.
Техническая новизна проекта
Новая ГАЗ-3105 создавалась обособленной группой молодых, но уже опытных конструкторов. Причём проект будущего автомобиля был настолько важен для Горьковского автозавода, что участникам разработки дали «зелёный свет» по всем вопросам обеспечения и организации работ.
И надо сказать, что проект ГАЗ-3105 получился вполне современным и технически грамотным.
Машину слегка удлинили и одновременно увеличили колёсную базу до 2,87 метра при общей длине авто в 5,05 метра. Соответственно удалось сделать более мягким и комфортным движение машины, а полный привод обеспечивал практически идеальную управляемость автомобиля на дорогах с советским асфальтом.
Задняя подвеска была сделана независимой, с дополнительным стабилизатором устойчивости. На передке наконец-то появилась система на стойках МакФерсон. Не внедорожник, но мощная и комфортабельная машина.
Сложности реализации
А начиная с 1986-1987 годов удача постепенно стала отворачиваться от разработчиков проекта и самой машины. В то время уже было собрано несколько рабочих экземпляров ГАЗ-3105, которые в качестве рекламы запустили в автопробег по крупным городам страны.
Для постановки нового автомобиля на конвейер требовались немалые средства. В 1988 году планировалось собрать до 30 машин, а реально получилось лишь сделать всего три автомобиля.
Ситуация была непростой как для Горьковского автозавода, так и для проекта «ГАЗ-3105» в целом. В СССР полным ходом разворачивалась «Перестройка», финансирование перспективных разработок стали сокращать.
Более того, все поставщики и заказчики стали считать собственные деньги и предпочитали не ввязываться в новые проекты, не дающие прибыли без серьёзных инвестиций. Сложностей добавили нарастающая инфляция, нарушающиеся экономические связи и увеличивающаяся неопределённость в организации производства.
Попытки спасения проекта
ГАЗ-3105 неоднократно демонстрировали перед самыми известными финансистами страны. В целом автомобиль показал себя не хуже иностранных Mercedes и BMW. Но доступно собирать «пятёрку» можно было лишь в единичных заказах, то есть завод оставался практически в убытке.
А чтобы выжить, ГАЗу нужно было производство на уровне сотен и тысяч экземпляров.
Некоторые эксперты утверждают, что спасти ГАЗ-3105 было практически невозможно. Дело в том, что разработчики проекта слишком увлеклись технической стороной, без серьёзной проработки технологической, экономической и маркетинговой политики.
Считалось, что «пятёрку» будут собирать и поставлять чиновникам по старой советской экономической модели. Перестройка фактически изменила будущее перспективной машины.
Вопросы дизайна
Но есть ещё один аспект: ГАЗ-3105 явно проектировалась энтузиастами-техниками, но никак не художниками-дизайнерами.
Внешность машины, какой бы она ни была оригинальной, не соответствовала международным стандартам. Крупные автокорпорации тратят огромные средства на работу известных кузовных ателье для разработки того самого дизайна, который понравится всем и будет популярным и через 10 лет производства.
У ГАЗ-3105 дизайн немного недоработали по оформлению передка — оптики, решётки и бампера. Оставалось совсем немного, чтобы сделать настоящий шедевр. Но довести внешность до уровня хотя бы Volvo 960 или Audi A8 так и не успели. Инвесторы в проект производства ГАЗ-3105 не пришли, и всё закончилось вполне предсказуемо.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв