Приходишь уставший домой с работы, наливаешь чашку чая, и единственное, что нужно, — это капелька тепла. Узнали себя? Тогда предлагаем вам список* из 10 душевных фильмов, которые побудут рядом, когда захочется вдохновения и понимания.
Про любовь
«Мужу привет»
Катерина и Георгий (Юлия Пересильд и Владимир Вдовиченков) ходят на свидания, шутят о схожести с героями «Москва слезам не верит», танцуют на заснеженных улицах и мило переписываются голосовыми сообщениями. Но ситуация осложняется тем, что у Кати двое детей, а ее муж уже пять лет лежит в коме, но женщина не теряет надежды на его возвращение.
Главный герой фильма не Катя, не ее дети и не Георгий. Это пустота, дыра не до конца случившейся утраты, которую каждый пытается заполнить по-своему. На паузу оказывается поставлена жизнь не одного человека, а сразу всей семьи. В ленте зрители видят героев через электрический свет, словно в дымке или во сне. Но если в финале ждут четкие силуэты на фоне дневной заснеженной улицы — значит, все будет хорошо.
«Купе номер 6»
Лаура (Сейди Хаарла) — финская девушка из интеллигентной тусовки, мечтающая увидеть петроглифы. Леха (Юра Борисов) — простой грубоватый шахтер, работающий вахтами. Единственное, что их объединяет, — это купе в поезде Москва — Мурманск, где им предстоит провести вместе несколько дней.
В психологии есть такое упражнение: нужно долго разглядывать себя в зеркало. Чем дольше смотришь, не отрываясь, тем больше принимаешь себя. То же самое делают герои фильма «Купе номер 6», только не с собой, а друг с другом. Оказавшись в замкнутом пространстве, два человека из разных культур смотреть попросту вынуждены — и, конечно, они друг другу не нравятся. Для Лехи Лаура — снобка-иностранка, для нее и он, и все вокруг непостижимо и безумно. Водка, мат, хамоватая проводница, старый вагон, снег, березы, хаос и никакого интеллектуального салона — то ли Чехов, то ли Балабанов.
Но как только герои сосредотачивают взгляд не на внешнем, а на внутреннем, оказывается, что можно обрести близкого, даже не вполне его понимая. Чтобы избавиться от одиночества, не нужно быть похожими, чтобы сказать главное, необязательно знать правильный перевод важных слов. «Купе номер 6» смешит и трогает до слез, хотя и сложно представить, что можно расплакаться от нежности к фильму, у которого в саундтреке есть «Владимирский централ».
«Поехавшая»
Отметившая 30-летие эсэмэмщица Аня Смолина (Ольга Лерман) решает поставить на паузу опостылевшую ей жизнь в столице и отправляется в путешествие из Москвы в Магадан на... велосипеде.
На первый взгляд «Поехавшая» обманчиво похожа на фильмы о человеке в пути, основанные на реальных событиях, — вспоминается и «Дикая» Валле, и «Простая история» Линча. Но одна вещь отличает кино Антона Маслова: оно не превращает героиню в персонажа. Смолина не уникальна, у нее нет идеологии, серьезных зависимостей и длинной сложной жизни за плечами. Она просто устала и одинока. Обычность девушки позволяет нам поставить себя на ее место. Это уже не чужая история, в которую сложно поверить, — мы тоже в любой момент можем сесть на велосипед и уехать на поиски любви и приключений.
Посмотреть с мамой
«Маленькая мама»
После смерти бабушки восьмилетняя Нелли едет с родителями в ее дом за городом. Одно грустное событие сменяется другим: мама героини не в силах смириться с потерей, поэтому уходит, оставляя дочку и мужа наедине с местом, в котором росла. Пытаясь совладать с одиночеством, Нелли отправляется исследовать окрестности и встречает девочку, поразительно похожую на нее саму. Только вот зовут ее Марион — так же, как и маму Нелли.
Фильм Селин Сьямма, сценаристки «Жизни кабачка», с одной стороны, исследует утрату, с другой — возвращает в детство без телевизоров, городского шума и бетонных коробок. Именно через оптику ребенка кино предлагает нам взглянуть на отношения с родителями, которые тоже когда-то были детьми. «Маленькая мама» — это тонкий душевный фильм о нежной связи поколений, взаимопонимании и любви, после которого очень хочется обнять маму.
«Вампиры средней полосы. Новая кровь»
Жил себе в Смоленске обычный студент Женек (Глеб Калюжный) — тусовался с друзьями, вел блог, подкатывал к девчонкам. Но однажды он попадает в аварию и случайно обращается в вампира. Трагедия? Ничего подобного!
Приквел к легендарному сериалу START отказывается от детективной составляющей основной истории: здесь в центре сюжета не разборки вампирских кланов и не расследование преступлений. Несмотря на мистический сеттинг, «Новая кровь» — кино о том, как группа очень разных людей учится жить рядом, даже когда этого совершенно не хочется. Формально герои не могут разойтись, потому что их объединяет особая потребность в еде и в защите друг друга как вида. Но если мы уберем фантастику, то получим двух бывших возлюбленных, неспособных расстаться, одинокую женщину, прикрывающую всем спины, и пожилого мужчину, к которому бегут за советом и утешением.
Конечно, такой компании нужен Женек: может, иногда от него и много головной боли, зато без него невыносимо скучно. А ему необходимы они. Так что «Новая кровь» — это не фэнтези о вампирах, а семейный фильм о том, как непохожие одинокие люди совершенно случайно обретают общий дом.
«Бестселлер»
Унаследовавшая крупное издательство Люси Стенбридж (Обри Плаза) не справляется с бизнесом, но не готова смотреть на то, как дело отца уходит с молотка. Ее последний шанс — случайно найденный контракт, по которому некогда популярный писатель Харрис Шоу (Майкл Кейн) должен издательству книгу и промотур. Мужчина оказывается упрямым и взбалмошным стариком-отшельником, выводящим Люси из себя: он срывает мероприятия, постоянно напивается и благодаря своим провокациям становится интернет-мемом, что, как ни странно, вообще не помогает продажам книги.
«Бестселлер» — отличный пример душевного фильма на вечер. Абсолютно актерское кино, в котором идеально сбалансирована эмоциональная динамика сцен. Это такая «Вторая жизнь Уве» на максималках: фильм побуждает смеяться, злиться на героев, а в какой-то момент может и вовсе показаться, что у истории нет надежды на хороший исход. Но она есть, потому что даже через разницу поколений, принципов, взглядов и целей два одиноких растерянных человека способны друг до друга достучаться и стать родными — хотя бы в кино.
Наедине с собой
«Идеальные дни»
Хираяма Такаси (Кодзи Якусё) — одинокий мужчина средних лет, который до сих пор слушает Лу Рида на кассетах, читает книги, не имеет дома телевизора и душа и, да, работает уборщиком общественных туалетов в Токио. В этом и заключается сюжет кино.
«Идеальные дни» — это хороший душевный фильм о созерцании с высоким рейтингом и от зрителей, и от кинокритиков. Не зря при создании персонажа авторы во многом опирались на работы Ясудзиро Одзу — главного японского кинонаблюдателя за повседневностью. Маленькая зарплата, скудные условия и молчаливость не мешают герою наслаждаться тем, что ему уже предоставила сама жизнь.
Находясь в самом низу социальной лестницы в стране беспощадных карьерных амбиций и конкуренции, Хираяма лишен даже капли озлобленности и остается свободным внутри. Именно это и привлекает к нему окружающих — труднопостижимое умение быть благодарным за одну только возможность жить в мире, полном простой красоты, за способность видеть так называемую komorebi — существующую в моменте игру света и тени в листьях деревьев — и присваивать это мгновение раз за разом, не закрывая глаз и сердца.
«Страна Саша»
Саша (Марк Эйдельштейн) — выпускник школы с обычными проблемами 17-летнего: непонятно, куда поступать, кем быть, кого любить, кто виноват и что делать. Поиску ответов на эти вопросы и посвящен фильм: как молодому человеку, художнику, выросшему без отца, найтись в большом мире.
Но Саша не отрабатывает архетип бунтаря — в этом смысле он вообще не герой, а всего лишь растерянный мальчишка, современный подросток, который не хочет вступать ни с кем в открытую конфронтацию. Саша просто плывет по течению на фоне уютного краснодарского лета, огибая все острые углы так, как это делает и само кино. Фильм вообще лишен конфликтов как таковых, здесь нет глубокого исследования психологии подростка. Более того, герои иногда даже сами смеются над этим: мол, все мне про себя понятно, а толку-то?
«Страна Саша» скорее похожа на акварельную иллюстрацию к личному дневнику главного героя. Этой полупрозрачностью лента и интересна: вместе с Сашей мы можем погулять по приморскому ламповому «нигде» под песни Хмырова и Сироткина, побыть наивными и юными и попробовать расстаться с растерянностью перед будущим.
«На выдохе»
Выросшая в детдоме Саша (Анастасия Самылова) готовится к участию в боях без правил и мечтает стать врачом. Чтобы заработать денег на обучение и получить временное жилье, девушка устраивается сиделкой к подростку с инвалидностью Коле (Иван Логинов), обещая его тревожной уставшей матери (Елена Подкаминская), что все будет в порядке.
Самое приятное в фильме то, что авторы начисто отказываются от спекуляций. Из вас не будут давить слезы жалости над трудным детством девочки-сироты или бессилием ребенка перед травмой. Самая сложная драматическая линия отдана матери, в то время как Саша и Коля просто пытаются понять, что каждому из них делать дальше.
Это не типичная жизнеутверждающая история о социальных изгоях и не беспросветное падение в хтонь. «На выдохе» — вдохновляющий фильм для души о том, как остаться честным с собой и продолжать бороться, если это возможно, и как сдаться, если нужно жить дальше.
«Блондинка»
27-летняя Ира (Дарья Жовнер) играет в любительском театре, симпатизирует нищему меланхоличному режиссеру (Евгений Цыганов) и работает уборщицей. Ее не интересует мнение консервативной матери или любовь «приличного» ухажера. Все, что волнует Иру, — это свобода.
«Блондинка» — пронзительное кино об идеалистке, которая способна проломить своей внутренней силой мечтателя социальные нормы, серую рутину, внешние помехи для творчества и даже четвертую стену. Хоть Павел Мирзоев и вдохновлялся ленинградской школой кино, Ира скорее похожа на последнюю героиню оттепели: когда все вокруг уже во всем разочаровались, она не сдается. И ничто не сможет девушку изменить — ни цвет волос, ни предательство близких, ни июльский дождь. Героиня — чеховская чайка, которая до самого конца остается верной себе и своей независимой натуре.
Если вы искали душевный фильм со смыслом, не позвольте легкомысленному названию вас обмануть и посмотрите «Блондинку».
Еще больше интересных подборок читайте тут: https://start.ru/journal?utm_source=dzen_start&utm_medium=social&utm_campaign=