Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Жуткие монстры из фильмов ужасов, к встрече с которыми герои точно не были готовы

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Поклонники жанра ужасов, насмотревшись фильмов о монстрах, привыкли к определённым клише. В зомби-фильмах почти всегда встречаются сцены, где восставшие мертвецы поедают живых. В фильмах про оборотней почти наверняка покажут превращение человека в волка под лунным светом, с отрастающей шерстью и острыми клыками. Несмотря на попытки режиссёров по-новому показать призраков, демонов и инопланетян, придумать действительно оригинальное чудовище – задача не из лёгких. Даже если монстр выглядит реалистично благодаря передовым спецэффектам, он всё равно может показаться скучным и предсказуемым. Однако некоторым монстрам удаётся удивить зрителей благодаря необычному внешнему виду, неожиданному появлению или несоответствию ожиданиям. Иногда чудовище притворяется мёртвым, а потом внезапно предстаёт в ещё более кошмарном обличье. И даже тем, кто считает, что видел уже всевозможных монстров в фильмах ужасов, предстоит испытать
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Поклонники жанра ужасов, насмотревшись фильмов о монстрах, привыкли к определённым клише. В зомби-фильмах почти всегда встречаются сцены, где восставшие мертвецы поедают живых. В фильмах про оборотней почти наверняка покажут превращение человека в волка под лунным светом, с отрастающей шерстью и острыми клыками.

Несмотря на попытки режиссёров по-новому показать призраков, демонов и инопланетян, придумать действительно оригинальное чудовище – задача не из лёгких. Даже если монстр выглядит реалистично благодаря передовым спецэффектам, он всё равно может показаться скучным и предсказуемым.

Однако некоторым монстрам удаётся удивить зрителей благодаря необычному внешнему виду, неожиданному появлению или несоответствию ожиданиям. Иногда чудовище притворяется мёртвым, а потом внезапно предстаёт в ещё более кошмарном обличье.

И даже тем, кто считает, что видел уже всевозможных монстров в фильмах ужасов, предстоит испытать настоящий шок от встречи со следующими отвратительными созданиями.

Крысиный вампир (фильм "От заката до рассвета")

-2

В захватывающем криминальном боевике Роберта Родригеса, известном как "От заката до рассвета", зритель наблюдает за историей двух братьев-нарушителей закона, пытающихся найти безопасное место в придорожном баре. Они и представить себе не могут, что этот невзрачный салун кишит кровожадными вампирами.

Сет Гекко (в исполнении Джорджа Клуни), опытный грабитель банков, оказывается в численном меньшинстве и вынужден объединиться со всеми, кто готов сражаться, включая байкера, известного как Секс-машина. Однако судьба оказывается жестокой, и вскоре этот брутальный персонаж терпит поражение.

В момент, когда Секс-машина злобно ухмыляется Сету, ему внезапно отрубают голову хлыстом. Хотя это и не самый стандартный метод борьбы с вампирами, похоже, что Секс-машина мёртв, особенно после того, как стрела попадает прямо в его обезглавленный череп.

Однако, поскольку Секс-машина не был уничтожен ни деревянным колом, ни святой водой, ни солнечным светом, этот вампир с говорящим именем ещё далёк от окончательной гибели. Пока Сет отвлекается на других монстров, у Секс-машины вырастает новая голова, и он превращается в некое крысоподобное существо.

Этот неожиданный поворот событий сам по себе вызывает шок, но становится ещё более впечатляющим благодаря зрелищным спецэффектам. Кульминацией всего этого является звериный рёв, напоминающий рык динозавра, который издаёт Секс-машина.

Пусть с мутировавшим грызуном расправляются довольно быстро, превращение Секс-машины становится одним из ключевых эпизодов фильма, что, учитывая общее качество "От заката до рассвета", говорит о многом.

Вендиго (фильм "Оленьи рога")

-3

Этот кошмарный вендиго… Его иссушённая фигура и неутолимая тяга к человеческому мясу объясняют живучесть легенд об этом мифическом демоне-олене, передаваемых из уст в уста на протяжении многих лет. Вендиго можно встретить в различных формах искусства, от видеоигр до комиксов и сериалов, но его образ в фильме "Оленьи рога" особенно запоминающийся.

В этой жуткой истории о телесных трансформациях учительница и шериф пытаются помочь проблемному подростку по имени Лукас, предполагая, что он страдает от жестокости в семье. Они не подозревают, что Лукас оберегает город от своего отца, Фрэнка, который постепенно превращается в вендиго.

В процессе превращения Фрэнка в отталкивающего монстра проявляются все классические признаки: череп, напоминающий олений, пустые глазницы, когтистые пальцы и деформированные конечности.

Но что делает этого вендиго особенно ужасным, так это лицо Фрэнка, искажённо впечатанное в голову чудовища. Эта небольшая, но значимая деталь напоминает о том, что Фрэнк всё ещё заточен внутри этой отвратительной сущности. Наблюдая за яростью вендиго, невозможно не испытывать сочувствие к Фрэнку, который сам является жертвой обстоятельств, вынужденный убивать тех, кого он когда-то любил.

Королева пришельцев (фильм "Факультет")

-4

В фильме "Факультет" группа учащихся старших классов приходит к ужасному открытию: их преподаватели и сверстники стали жертвами инопланетных паразитов.

Хотя инфицированные выглядят совершенно обычно, при серьезных ранениях или в ситуациях опасности у них проявляются щупальца. Несмотря на пугающий вид, эти захватчики удерживают человекоподобный облик.

Однако это утверждение не относится к "мамочке" космических пришельцев. В школьном спортивном зале новая ученица по имени Мэрибэт в непринуждённой манере заявляет своим одноклассникам Стокли и Кейси о своей сущности – королеве инопланетян. Пока ошеломлённые ребята пытаются осознать услышанное, Мэрибэт мгновенно трансформируется в чудовище со щупальцами и устремляется в погоню за испуганными подростками.

В то время как Стокли и Кейси спешат к бассейну, королева ныряет в воду. Появившись из воды, инопланетянка преображается в гигантского монстра, сочетающего в себе черты рыбы, рептилии и насекомого.

Хотя паразитов ранее видели в их естественной форме, они были очень маленькими и напоминали зубастых угрей. Поэтому, когда зрители увидели истинный облик королевы пришельцев, они испытали шок, особенно учитывая, что всего полминуты назад они воспринимали её как обычную студентку.

Дэрил Ван Хорн (фильм "Иствикские ведьмы")

-5

В центре сюжета фильма "Иствикские ведьмы" — три женщины, обладающие магическими способностями, чья размеренная жизнь кардинально меняется после знакомства с обворожительным Дэрилом Ван Хорном, блистательно воплощённым на экране Джеком Николсоном. Обнаружив истинную сущность Дэрила, оказавшегося самим Сатаной, ведьмы решают прибегнуть к ритуалу вуду, чтобы избавиться от его присутствия.

Когда могущество Дэрила начинает иссякать, он преследует ведьм, стремясь уничтожить их в их же доме. Забаррикадировавшись в одной из комнат, женщины сталкиваются с Дэрилом, предстающим в облике гигантского демона. Пока он крушит комнату, ведьмы уничтожают куклу вуду, что приводит к исчезновению Дэрила.

Несмотря на кратковременность появления дьявольского облика, оно оказывает сильное впечатление благодаря своей неожиданности: зритель видит Дэрила как обычного человека, а уже в следующем кадре — это Годзилла.

Спецэффекты, возможно, покажутся устаревшими современному зрителю, но в своё время это был прорыв, так как "Иствикские ведьмы" — один из первых фильмов с использованием компьютерной графики (он увидел свет до появления "Терминатора 2" и "Парка юрского периода").

Увидеть ухмыляющееся лицо Джека Николсона на теле огромного демона было действительно пугающим зрелищем.

Квемуль (фильм "Вторжение динозавра")

-6

В фильме о кайдзю, снятом режиссёром Пон Чжун Хо, жители Сеула сталкиваются с угрозой в лице гигантского мутанта по имени Квемуль. Его облик поражает воображение: он напоминает огромного, клыкастого головастика-монстра.

Однако самое сильное впечатление оставляет не столько внешний вид Квемуля, сколько то, как он вплетается в повествование. Фильм начинается с кажущейся идиллической сцены, где люди наслаждаются отдыхом у реки Хан.

Заметив тёмный силуэт, свисающий с моста, у отдыхающих возникает лёгкое беспокойство. Вскоре существо срывается и падает в воду.

И вот, когда кажется, что опасность миновала, Квемуль внезапно появляется на берегу. Вместо эффектного появления монстр возникает вдалеке, что затрудняет его идентификацию на первых порах. К моменту осознания серьёзности угрозы для зрителей и персонажей становится слишком поздно: Квемуль начинает неистово атаковать всех, кто попадается на его пути.

Неожиданное появление Квемуля повергает зрителей в состояние растерянности и непонимания, подобно самим героям фильма.

Хотя в этом корейском фильме ужасов присутствует множество волнующих моментов, ничто не сравнится с внезапным вторжением Квемуля.

Монстры (фильм "Судная ночь в Аркадии")

-7

Игра Николаса Кейджа в фильме "Собиратель душ" 2024 года была настолько убедительной, что легко упустить из виду его участие в другом хорроре того же года – "Судная ночь в Аркадии".

Хотя этот фильм не имел кассового успеха, постапокалиптический триллер заслуживает внимания благодаря оригинальному дизайну чудовищ. Фоточувствительные антагонисты раскрываются постепенно: в течение первого часа зритель видит лишь фрагменты их облика.

Интрига вокруг этих ночных созданий настолько нагнетается, что разочарование от банального дизайна было бы неизбежным.

Однако монстры поражают своей неповторимостью. Их деформированные тела с удлинёнными конечностями, покрытые шерстью, и искажённые гуманоидные черты способны вселить ужас в любого.

Режиссёр Бен Брюэр признался, что при создании облика монстров он вдохновлялся различными источниками, включая богомолов, тихоходок и снежного человека. В интервью IGN Брюэр отметил, что редкие зубы существ были созданы по образу зубов Гуфи.

Но больше всего пугает не внешность существ, а их внезапные, резкие движения. Преследуя добычу, монстры издают жуткий чавкающий звук, активно щёлкая челюстями.

Несмотря на то, что Николас Кейдж часто является самым захватывающим персонажем в любом проекте, в котором он участвует, в этом фильме кошмарные монстры затмевают даже его игру.

Феи (фильм "Из тьмы")

-8

Вопреки устоявшемуся образу фей как безобидных и миловидных созданий, популярному в европейских сказаниях, в фильме "Из тьмы" (2015) эти существа предстают как воплощение враждебности к роду людскому.

Далёкие от миниатюрных гуманоидов с острыми ушками, феи здесь – гротескные чудовища, сотканные из грибковых разрастаний, тлеющей плоти и древесной коры. Их пугающая внешность дополняется способностью идеально маскироваться в окружающей листве, что позволяет им незаметно подбираться к своим жертвам.

Вместо эффектных внезапных появлений эти создания предпочитают бесшумно возникать из тени, лишая добычу возможности вовремя осознать их присутствие.

Несмотря на впечатляющий дизайн фей, успех мог быть омрачён чрезмерным использованием компьютерной графики. К счастью, жуткие монстры оживают благодаря умелому сочетанию практических эффектов и аниматроники, что придаёт им реалистичный вид, делая их ещё более ужасающими.

Зверь в клетке (фильм "В финале Джон умрёт")

-9

В течение всей этой невероятно причудливой истории Дэвид Вонг (в исполнении Чейза Уильямсона) делится с Арни Блондостоуном (сыгранным Полом Джаматти), журналистом, склонным к скепсису, рядом сюрреалистических событий, которые ему довелось пережить. В процессе повествования о столкновениях с зомби-скинхедами и существами из иных измерений Арни не может скрыть своего недоверия, выражающегося в закатывании глаз.

Заметив скептическое отношение Арни, Дэвид решает продемонстрировать ему нечто особенное: он ведёт его на автостоянку и показывает пустую клетку, настаивая на том, что там содержится межпространственное создание. Изначально высмеивая эту идею, Арни внезапно видит в клетке жуткое существо и в ужасе падает.

Несмотря на обилие странностей, увиденных ранее, эта сцена выделяется. Монстр, напоминающий кусок мяса на тонких ножках, пугает своим видом. Его появление сопровождается пронзительным визгом, напоминающим обезьяний.

Однако наиболее впечатляющим элементом является реакция Арни. Благодаря мастерской игре Пола Джаматти его персонаж мгновенно преображается из закоренелого циника в человека, верующего в паранормальные явления.

И хотя фильм "В финале Джон умрёт" переполнен абсурдными моментами, этот WTF-момент особенно запоминающийся, несмотря на свою кратковременность.

Все Они (мультфильм "Безумный Бог")

-10

В экспериментальной покадровой фантасмагории, созданной Филом Типпетом, собрано такое обилие кошмарных созданий, что взгляд не успевает задержаться на ком-то одном.

Подземным царством в "Безумном Боге" управляет загадочная сущность с разрушающимися зубами, изъясняющаяся невнятным бормотанием. Его владения кишат гротескными существами, часто сросшимися с механическими деталями. Этот полуразрушенный край переполнен монстрами, напоминающими насекомых, и аморфными массами, издающими хлюпающие звуки и производящими отходы, неуклюже передвигаясь по территории. Для усиления чувства ужаса многие из этих существ скованы, искалечены или пребывают в непрекращающейся муке.

Даже если монстры не несут в себе злобу, они всё равно вызывают беспокойство. Безликие дроны невинны, но зрелище их изнурительного труда, который часто заканчивается тем, что их раздавливают, подвергают пыткам и утилизируют, оставляет тягостное впечатление.

"Безумный Бог" обходится без диалогов, что добавляет всем персонажам элемент непостижимости. Происхождение этих созданий неизвестно, что делает их уродливый облик ещё более зловещим.

Несмотря на радикальные различия между всеми этими существами, каждое из них находит способ затронуть самые глубинные струны души.

Ицапапалотль (фильм "Никто не уйдёт живым")

-11

Фильм "Никто не уйдёт живым", экранизация романа Адама Невилла с тем же названием, повествует о судьбе иммигрантки по имени Амбар, столкнувшейся с паранормальными явлениями после заселения в обветшалый пансионат.

В критический момент Амбар выясняет, что владелец дома намерен принести её в жертву ацтекскому божеству Ицапапалотлю, чья статуя заточена в подземелье.

Стоит отметить один существенный недостаток "Никто не уйдет живым": фильм далёк от совершенства. Этот проект Netflix страдает от однообразных пугающих моментов, затянутого повествования, поверхностной проработки персонажей и предсказуемого сюжета. По этой причине можно предположить, что главный антагонист окажется столь же неубедительным, особенно когда выясняется, что Ицапапалотль заключён в крошечном ящике.

Именно поэтому настолько поражает увидеть это колоссальное божество, вырывающееся из своей тесной темницы. Мало того, дизайн Ицапапалотля выполнен блестяще. В его облике присутствуют элементы космического хоррора, такие как частично скелетообразная голова, насекомоподобные челюсти и парящее, словно у мотылька, тело.

Несмотря на свой внушительный вид, Ицапапалотль двигается с изяществом, которое лишь усиливает чувство тревоги. В момент, когда кажется, что это адское создание уже не может выглядеть ещё более ужасающе, Ицапапалотль раздвигает ноги, демонстрируя свои клыкастые гениталии.

В остальном фильм довольно посредственный, но одна эта сцена способна преследовать любителей фильмов ужасов в ночных кошмарах ещё долгое время.

Кстати, одну монструозную даму из очень известного фильма восьмидесятых я намеренно не включил в этот список. Сможете угадать, кого я имею в виду?

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я составлю рейтинг фильмов ужасов, в которых монстры не являются злодеями.

Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Подписывайтесь, будет интересно.

Возможно, вас также заинтересует:

До новых встреч!