Русский Север — это белые ночи, стройные деревянные храмы, и конечно же, северные сказки. Пожалуй, самыми известными архангельскими сказочниками являются Шергин и Писахов. Вот про Степана Григорьевича Писахова хочу вам рассказать поподробнее, очень интересная личность.
Образ Писахова, как такого старичка-лесовичка, каким мы в основном его знаем, сложился еще при его жизни. И мне кажется, он сам его активно создавал. Но я недавно прочел его биографию, и Степан Григорьевич совсем не так прост.
Для начала, был он не только, и даже не столько сказочником, сколько художником. Он с детства мечтал получить художественное образование, что не вполне одобрялось его отцом, Григорием Михайловичем Пейсаховым, урожденным Годом Пейсахом, и крестившимся в православие (Степан позже сменит фамилию на более привычное русскому уху Писахов), который считал профессию художника несерьезной. В 1899 году в возрасте 20 лет он пытается поступить в художественную школу в Казани и терпит неудачу. Степан поступил на лесопильный завод, чтобы скопить денег на дорогу в Петербург, и В 1902 году поступает в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Поступает в качестве вольнослушателя, так было проще, и брали без экзамена. Но вольнослушателям не выделялось общежитие, и Степан вынужден снимать угол, где хозяйский сундук и служил ему и кроватью и столом, там же он и работал над рисунками и эскизами. Отец присылал ему небольшие суммы денег, десять рублей в месяц, этого едва хватало заплатить за жилье, и даже на еду не всегда оставалось. Но Степан не унывает, и кроме учебы еще активно изучает музеи, выставки и театры столицы, впитывая культуру Петербурга.
Тем временем 1905 год, первая революция. Тут довольно мутная история: якобы, Степан Писахов то ли подписал петицию против существовавшей ситсемы обучения, то ли где то выступил против самодержавия. В общем, его и еще сотню студентов из училища выгнали, причем с запретом продолжать обучение в других учебных заведениях страны. В своей автобиографии Писахов впоследствии писал, что он был «за протест против самодержавия лишен права продолжения художественного образования в России», но есть подозрение, что тут он немного лукавил, и создавал "благонадежный образ", что сыну мещанина-ювелира придавало некую защиту.
Так ли или иначе, но для Степана Григорьевича начинается период странствий. Он отправляется в путешествие по Русскому Северу, посещает Онегу, Печору, Мезень, Пинегу, а потом и в Арктику, на Новую Землю. Там он провел довольно много времени, работая над картинами, и общаясь с местным населением. Кстати, Писахов наравне с с Александром Борисовым и Тыко Вилкой стал основателем школы арктической живописи. Его работы можно увидеть в Архангельске в музее, но я об этом чуть позже расскажу. Всего же поездок в Арктику у него было не меньше шестнадцати, кроме Новой Земли он побывал в Земле Франца-Иосифа и на Карском море. Принимает участие в поисках экспедиции Седова в 1914 году. Арктика надолго поселится в его сердце.
Но путешествовал наш герой не только по северным землям, бывал он и на Ближнем Востоке, и даже в Африке. Турция, Палестина, Греция, Египет — в это путешествие пускается он почти без денег и багажа, лишь с билетом на пароход. Зиму 1905-1906 проводит в Риме, следующую в Париже. В Риме проходит выставка его работ. Но в целом путешествие ему не очень понравилось, и он еще сильнее утвердился в своей любви к северной природе. Он возвращается в родной Архангельск, продолжает работать, и писать Арктику.
Начинается Первая Мировая. В 1915 году Степан Григорьевич призван в армию, служит в Финляндии, а потом в Кронштадте. После демобилизации возвращается домой. А напомню, что в 1918 году в Архангельске интервенция, и Писахов становится военным корреспондентом, пишет в газету заметки с фронат о борьбе с большевиками, что впоследствии при советской власти создало для него определенные проблемы.
В феврале 1920 красная армия приходит в Архангельск. У семьи Писаховых было два дома, один реквизировали, во втором разрешили оставить по комнате, в отсальные поселили квартирантов, устроив общежитие. При советской власти Писахов продолжает работать в школе и заниматься живописью, также ему поручено наладить работу музеев. В 1924 году опубликована его первая сказка.
Вот мы и подошли к сказкам. Вообще на Севере профессия рассазчика была весьма почетной. Поморы, идя на промысел, брали с собой такого "говоруна", чтобы он их развлекал, и оплачивали его работу вдвойне. Брат бабушки Писахова, дед Леонтий, был как раз из таких поморских сказителей. Деда Леонтия Степан уже не застал, но северные сказы слышал с детства, но тогда еще не записывал, но музыку северной "говори" впитал. Она органично вплетается в ритм его сказки
"Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают. А котора рыба побойче – выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают."
Но Степан Григорьевич конечно не был бы великим сказочником, если бы не добавил шуток и прибауток от себя, вот например одно из любимых моих мест:
"Пингвины у нас хоть не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят да с бубном, а ины облизьяной одеваются, всяки штуки представляют, им и не пристало облизьяной одеваться – ноги коротки, ну, да мы не привередливы, нам хоть и не всамделишна облизьяна, лишь бы смешно было."
Однако пробиться в литературу Писахову было не просто. Первая книга его выходит лишь в 1938 году. Годом позже его приняли в Союз советских писателей. На тот момент ему исполнилось 60 лет.
После войны, накануне 70-летия, музей Арктического института предлагает Писахову купить его картины, эскизы и записки. Писахов пишет в воспоминаниях "Очень похоже это предложение на похоронную." Говорить о возрасте он не любил, и на вопросы, сколько ему лет, отшучивался, что на днях исполнится 500, и говорил, что собирается дожить до 2000 года. Его 80-летие праздновалось в Архангельске с большим размахом — заслуженная слава пришла, хотя и довольно поздно.
Одним из главных героев сказок Писахова является Сеня Малина, который имеет реальный прообраз — Семёна Михайловича Кривоногова из села Уйма, по прозвищу Малина. Был он сказителем, Писахов встречался с ним всего один раз. Реальный Сеня Малина умер еще в 1928 году, но продолжает жить в сказках Писахова. "Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков, – я свои сказки веду от имени Сени Малины." - писал Степан Григорьевич.
Формат статьи не дает возможности рассказать о Степане Григорьевиче так подробно, как он того заслуживает. Поэтому порекомендую вам книгу Ирины Пономаревой "Главы из жизни Степана Писахова".
Мы гуляли с экскурсией по Архангельску, и подошли к памятнику Писахову на пешеходном проспекте Чумбарова-Лучинского. К нам подошел седой бородатый человек, и завязался небольшой разговор. Как оказалось , это был Леонид Иосифович Левин, историк и писатель, а также издатель книги его покойной супруги, Ирины Пономаревой. Он и подсказал мне, что книгу можно приобрести в музее Писахова, а я как раз ее искал, вот такая знаковая встреча.
Музей Писахова находится в каменном особняке на Поморской 10. Это не дом семьи Писаховых, который к сожалению не сохранился. Но здесь находился купеческий дом, где Писахов бывал. Здесь расположены 8 залов, где можно увидеть картины Степана Григорьевича, графику, а также личные вещи художника. Заканчивают композицию герои сказок, выполенные по мотивам иллюстраций к сказкам.
Памятник Степану Григорьевичу работы скульптора Сергея Сюхина с 2008 года стоит на проспекте Чумбарова-Лучинского. По совести, стоило бы архангелогородцам подумать о переименовании проспекта, не в честь революционера и публициста, а в честь Писахова, или Шергина например - в них улицы не названы.
Писахов стоит в длинном пальто и шляпе, в руках авоська, на шляпе сидит чайка. У ног трется кошка. Степан Григорьевич протягивает руку, и городская легенда велит пожать ее на счастье. А если вы пройдете по проспекту дальше, то встретите и героя его сказок, Сеню Малину верхом на его налиме.
Читайте Писахова, советую и взрослым, и детям. Сказки Русского Севера — часть великой поморской культуры. А будете в Архангельске, пожмите руку памятнику, и обязательно загляните в музей.