Найти в Дзене
Авто-маньяк

Сотрудник НПЗ рассказал, чем 92-й бензин выигрывает у АИ-95, кроме того, что он дешевле

Многие автомобилисты уверены: чем выше октановое число — тем лучше топливо. Логика вроде бы простая — АИ-95 превосходит АИ-92, а АИ-100 круче всех. Но, как часто бывает в автомобильном мире, простота оказывается обманчива. Реальность куда сложнее, и если копнуть глубже, оказывается, что даже «скромный» АИ-92 в ряде случаев обходит более дорогой АИ-95 по целому ряду параметров. О нюансах выбора рассказал сотрудник одного из крупных российских нефтеперерабатывающих заводов. Его откровения заставляют по-новому взглянуть на привычные канистры у заправки. Начнём с основ. Каждый двигатель имеет свой характер, а автопроизводитель — свои требования. Именно завод-изготовитель задаёт минимально допустимое октановое число топлива, на котором мотор будет работать в штатном режиме без риска детонации. Например, если в руководстве написано «не ниже АИ-92», это значит, что 92-й бензин — это минимальный гарант безопасной работы. Теоретически можно залить и АИ-95, и даже АИ-98 — но это не всегда даёт п

Многие автомобилисты уверены: чем выше октановое число — тем лучше топливо. Логика вроде бы простая — АИ-95 превосходит АИ-92, а АИ-100 круче всех. Но, как часто бывает в автомобильном мире, простота оказывается обманчива. Реальность куда сложнее, и если копнуть глубже, оказывается, что даже «скромный» АИ-92 в ряде случаев обходит более дорогой АИ-95 по целому ряду параметров. О нюансах выбора рассказал сотрудник одного из крупных российских нефтеперерабатывающих заводов. Его откровения заставляют по-новому взглянуть на привычные канистры у заправки.

Начнём с основ. Каждый двигатель имеет свой характер, а автопроизводитель — свои требования. Именно завод-изготовитель задаёт минимально допустимое октановое число топлива, на котором мотор будет работать в штатном режиме без риска детонации. Например, если в руководстве написано «не ниже АИ-92», это значит, что 92-й бензин — это минимальный гарант безопасной работы. Теоретически можно залить и АИ-95, и даже АИ-98 — но это не всегда даёт преимущества. А вот переплатить — вполне.

Казалось бы, чем выше октановое число, тем лучше: мощнее разгон, ниже расход, чище камера сгорания. На деле всё иначе. Да, у АИ-95 выше детонационная стойкость, и это позволяет чуть более агрессивно настраивать зажигание. Иногда действительно отмечается незначительное снижение расхода топлива — но настолько несущественное, что на фоне разницы в цене (а это чаще всего около 10%) экономия попросту теряется. Более того, для большинства обычных, атмосферных моторов, особенно возрастных, разница будет либо минимальна, либо вовсе нивелирована особенностями конструкции двигателя.

А как насчёт чистоты? В народе прочно укоренилось мнение, что АИ-95 «чище» и «современнее». Увы, это не более чем миф, подогретый маркетингом и стереотипами. Сотрудник НПЗ прямо утверждает: часто АИ-95 производится вовсе не путем углубленной переработки нефти, как хотелось бы верить, а за счёт банального добавления антидетонационных присадок. Это удешевляет производство, но имеет свои побочные эффекты.

Присадки, обеспечивающие «нужные» цифры на табло заправки, могут оставлять отложения в цилиндрах, на клапанах и в камере сгорания. Эти отложения, при определённых условиях, могут вызывать не только снижение ресурса двигателя, но и ухудшение его экологических показателей. АИ-92 же в этом плане зачастую оказывается чище — при условии, что произведён он качественно, без халтуры и с соблюдением технологий.

Есть и ещё один малоизвестный факт: бензин с меньшим содержанием присадок, то есть тот же АИ-92, более стабилен при хранении. Он хуже испаряется, меньше подвержен окислению и дольше сохраняет свои исходные характеристики. Особенно актуально это летом — когда жара на открытых площадках хранения может сыграть злую шутку с летучими компонентами в составе АИ-95, сделанного с переизбытком эфиров и прочих компонентов.

Сторонникам безоговорочного перехода на более высокий октан стоит также помнить о старых моторах. Например, карбюраторные или инжекторные двигатели без современных датчиков детонации и продвинутых ЭБУ не умеют подстраивать угол опережения зажигания под тип топлива. В таких моторах АИ-95 не только не даёт бонусов, но может даже вредить. Из-за медленного воспламенения смеси выпускные клапаны получают избыточную тепловую нагрузку, что может привести к их прогару и дорогостоящему ремонту.

Парадокс: заливая более «престижный» бензин, водитель может заплатить больше и получить… проблемы вместо преимуществ.

Конечно, нельзя грести всё под одну гребёнку. В новых турбированных моторах, где каждый процент мощности и КПД играет роль, более высокое октановое число действительно может приносить ощутимую пользу. Современные системы управления двигателем умеют подстраиваться под топливо, а сенсоры мгновенно фиксируют даже лёгкие намёки на детонацию. Но если у вас обычная атмосферная «ласточка», тем более — не первой свежести, то переплата за АИ-95 в большинстве случаев просто не оправдана.

Вывод? АИ-92, вопреки мифам, — не «нищий брат» среди бензинов. При грамотной эксплуатации и заправке на проверенных АЗС он может дать фору 95-му по стабильности, чистоте и долговечности. Особенно в сочетании с тем, что он просто дешевле.

Так что следующий раз, стоя у колонки и размышляя, какой пистолет взять, вспомните: не всё золото, что блестит. А не всякий 95-й бензин — это шаг вперёд. Иногда шаг назад — это осознанное движение вперёд.