Всё это время в стенах Федерации Хоккея СССР на Лужнецкой набережной полным ходом шли консультации. Не в наших интересах было оставаться безучастными в ситуации, когда «друзья» по социалистическому лагерю оказались в незавидном положении. Больше того, мы умудрились правильно расставить приоритеты, обернув ситуацию себе во благо. Отказавшись от принципа «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», советская сторона ничем не рисковала. Авторитета на международной арене нам было не занимать, что мы и продемонстрировали чехословакам, указав им на их место в подковёрной борьбе. Кстати, такое положение дел очень раздражало всю чехословацкую верхушку. Искоса заглядываясь на «западную сладкую морковку», они наивно полагали, будто являются мощными игроками в хоккейную дипломатию. Однако, это было не более, чем иллюзией, и до поры, с большой неохотой, но с этим приходилось мириться. На протяжении всего 1978 года Чехословакия негласно вспоминала события десятилетней давности. Поэтому ледовые сражения сборных ЧССР и СССР в этом году отличались особой, ещё более яростной атмосферой. Но домашний Чемпионат мира был проигран, и повторения «Бархатной революции» не случилось. Судьба предоставила чехословацким спортсменам очередной шанс на победу, ведь волею судьбы, на второй турнир «Руде Право» в Чехословакию приехала только сборная СССР.
Хозяева соревнований были максимально мотивированны этим обстоятельством, мечтая в этот раз оставить дома главный приз - хрустальную вазу. Первая игра прошла 19 сентября в Братиславе. Сказать о том, что встреча вызвала большой ажиотаж, значит ничего не сказать. Вся страна буквально грезила тем, что их кумиры публично поставят на место зарвавшихся «оккупантов». Практически у всех, кто в этот вечер наблюдал за игрой с трибун Зимнего Дворца Спорта не было и тени сомнений в том, что сборная ЧССР уверенно переиграет русских. Но как оказалось, желания победить у игроков сборной СССР оказалось больше, чем у хозяев. На глазах 11.000 болельщиков советская команда подвергла чехословаков самому настоящему «избиению», обыграв их со счётом 8:2. Хоккеисты сборной ЧССР были не похожи сами на себя, в то время, как гостям удавалось на льду абсолютно всё, и даже больше. Иначе, как объяснить, что даже защитник-домосед Валерий Васильев неоднократно убегал один на один с чехословацким вратарём? А когда хозяева пытались начать атаку, советские игроки мгновенно выставляли против них эффективные оборонительные заслоны. Да такие мощные, что в рядах атакующих наблюдалась растерянность, граничащая с паникой. Лишь однажды чехословацкие игроки «насели» на ворота Третьяка, приведя публику в неописуемый восторг. В остальном, можно сказать, что в какой – то момент наш голкипер, переминаясь с ноги на ногу, в воротах откровенно заскучал. Для того, чтобы досрочно выиграть турнир, сборной СССР достаточно было обыграть чехословаков в следующем матче. Понимая это, Виктор Тихонов и Владимир Юрзинов объясняли ребятам - следующая игра крайне важна. Это означало только одно - честолюбивую чехословацкую команду крупное поражение не может не задеть. Ставка была слишком высока, и, безусловно, действия хозяев льда во втором матче полностью подтвердили все опасения советских тренеров. Причём, если после двух периодов счёт на табло отображал солидное преимущество сборной СССР – 4:1, то в заключительном отрезке чехословацкие спортсмены нашли в себе силы преодолеть комплекс третьего периода, довлеющий, как правило, над командой, подготовленной хуже соперника. И в тот самый момент, когда советские хоккеисты ошибочно уверовали в повторение предыдущего сюжета, чехословаки устроили настоящий штурм ворот, которые выпало защищать в этот день новичку сборной СССР - Владимиру Мышкину. Нашим тренерам всё труднее становилось настроить команду на борьбу, но тем не менее, ей удалось удержать победный результат – 5:4, и завоевать приз «Руде Право» во второй раз.
22-го сентября в отель, где проживали игроки и тренеры сборной СССР приехал секретарь посольства СССР в Чехословакии В.Филиппов. Приезд «высокого» гостя совершенно не насторожил главного тренера сборной СССР Виктора Тихонова. Турнир был выигран, а значит и опасаться нечего. Филиппов поздравил хоккеистов с заслуженной победой, добавив, что результатом их выступлений очень доволен главный болельщик страны – Генеральный Секретарь. Но оставалась ещё третья игра, которая хоть в турнирном смысле для нас уже ничего не решала, тем не менее, была важна политически. Чехословацкое подполье не оставляло попыток громко заявить о себе, продолжая искать для этого любой подходящий повод. «Юбилейный» год был на исходе, и шансов на реинкарнацию «Пражской весны» с каждым днём оставалось всё меньше. Лозунг чехословацких подпольщиков «Сейчас или никогда!» стремительно терял свою актуальность. Сборная СССР одержала и третью победу на «Руде Право», а в декабре, на московском турнире «Известий» не позволила сборной ЧССР хоть немного подсластить горькую пилюлю. Итоговый расклад указывает на то, что это время ознаменовалось чередой сплошных поражений для чехословацких хоккеистов от непримиримых соперников – сборной СССР. И единственное, что оставалось игрокам сборной ЧССР – это кусать себе локти от бессилия.
После падения железного занавеса, возвестившего об окончании «Холодной войны», хоккейное противостояние между Россией, Чехией и Словакией приобрело уже несколько другие оттенки. Чешские и словацкие хоккеисты стали выступать за российские клубы. И лишь номер 68 на игровом свитере Яромира Ягра даст возможность молодому поколению спортсменов задуматься об исторической важности этих цифр как для одних, так и для других. В этой связи хочется процитировать классика русской литературы – Ф. М. Достоевского: «По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, - не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными… Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо в слух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью… что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чисто Славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации». Точнее не скажешь.
Владимир Набоков