Приближается знаковый юбилей – 500-летие освоения Россией Северного
морского пути (СМП). В связи с этим в России проходит немало
мероприятий, одно из которых завершившийся в конце июня шестой сезон
«Ледокола знаний 2025» – научно-образовательного конкурса «Росатома».
Как проходил конкурс
Конкурс нынешнего года побил все рекорды по количеству участников:
это более 63 тыс. ребят 14−16 лет из России и примерно 4 тыс.
школьников-иностранцев из 21 государства, включая Армению, Бангладеш,
Белоруссию, Венгрию, Индию и другие.
С апреля проводились отборочные этапы «Ледокола знаний»,
организованные сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Организаторы конкурса определили самой главной своей задачей вдохновить
подрастающее поколение на изучение естественных наук и помочь с выбором
профессии.
Эксперт арктической экспедиции «Ледокол знаний 2024» Алексей Нешта,
глава направления «Энергетика» в компании РЭНЕРА, амбассадор
литий-ионных технологий и человек, который умеет заряжать энергией даже
школьников, рассказал, чему учит экспедиция «Ледокол знаний» не только
подростков, но и взрослых. «Участники получают комплексный опыт: от
работы над проектами и преодоления отборочных этапов до совместного
решения сложных задач. Но самое ценное – это умение видеть связь между
теорией и практикой. Ребята учатся формулировать гипотезу, проверять ее в
реальных условиях, презентовать результат – эти навыки пригодятся им в
любой профессиональной области. Также развиваются soft skills:
коммуникация, лидерство, управление временем и адаптация к изменяющимся
условиям, – считает А. Нешта. – Такие программы создают среду, где можно не просто учиться, а пробовать себя в роли исследователя, инженера или популяризатора науки. Ну и, конечно, победители проекта получают невероятную награду в виде экспедиции на самую северную точку нашей планеты!»
Отбор финалистов-победителей шёл в два этапа. Сначала 19 мая
определили имена 48 победителей в восьми федеральных округах, где
одновременно прошли региональные полуфиналы. Конкурсанты работали по
трём направлениям, которые соответствовали категориям отборочных
испытаний: «Исследователь», «Инженер», «Инноватор». Каждый участник
предложил решение задач в сфере водородной энергетики, атомных
технологий для космоса и применения квантовых технологий.
Финал конкурса прошёл в музее «АТОМ» на ВДНХ в конце июня. Здесь
определились имена 24 победителей, которые и станут участниками шестой
арктической экспедиции «Ледокол знаний 2025». Ребята сразились в
интеллектуальной игре и представили 16 презентаций, посвящённых
передовым технологиям, которые используются в атомной отрасли.
Конкурсные работы оценивали члены экспертного жюри, а некоторые даже
дали напутствия ребятам. Николай Чвертко, директор филиала FESCO во
Владивостоке: «Во-первых, базовые знания нужны для того, чтобы потом
строить проекты, развивать какие-то направления. А это и математика, в
школе – это алгебра, геометрия, и гуманитарные науки тоже помогают в
креативном мышлении, в составлении этих проектов, в развитии каких-то
направлений».
Дмитрий Лутовинов, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года
России – 2022», учитель истории средней общеобразовательной школы № 16
города Орехово-Зуево (Московская область): «Мне кажется, здесь важно
несколько вещей. Прежде всего важно логическое мышление, чтобы подобрать
к проекту, который можно сравнить с замком, правильный ключ. Это очень
важно. Учесть все нюансы и даже подумать о том, а как отреагирует на тот
или иной ход жюри. Были такие проекты, которые может быть не столько
смыслово, сколько эмоционально «подкупили» жюри и получили достаточно
высокие оценки. Это очень классно! И второй момент, культура
выступлений, где-то артистизм, харизма – всё это тоже очень важно.
Потому что сейчас идёт эпоха стартапов. Мы сегодня в этом тоже
убедились. Поэтому ребятам важно уметь презентовать то, что они
придумали. Это важно и для инженера, и для айтишника, и даже для
учителя, кстати».
Дарья Долгих, директор департамента по работе с органами власти и
партнерами АНО «Диалог»: «Конечно же, это экспертность, погруженность в
тему, в принципе, широта кругозора. Потому что ребятам надо фактически
генерировать проект, некую идею и суть ее аргументированно защитить. И
второй важный аспект – это коммуникативные способности. Имеются в виду
не только публичные выступления, но и в рамках работы внутри команды.
Поскольку, с одной стороны, трое – это, может, и небольшая группа, но
иногда трое – это очень-очень много, если внутри друг с другом не
согласны».
Членам экспертного жюри пришлось принимать непростые решения,
поскольку выбрать нужно было только 8 команд-победителей. В честь
80-летия атомной промышленности «Росатом» обеспечил путевку в
арктическую экспедицию еще троим финалистам. Победители были определены в номинациях «гордость», «вдохновение», «мечта», отражающих главный слоган юбилея.
Гости и эксперты по завершении финала сказали ребятам много тёплых
слов, самыми важными из которых были – не терять живого интереса к
открытиям, смело искать новое, познавать мир и никогда не сдаваться на
пути к своей цели! Социальные сети и порталы конкурса позже разместили запись трансляции церемонии награждения победителей 6-го сезона проекта «Ледокол знаний».
Отметим, что в этом году научно-просветительский проект «Ледокол знаний» стал лауреатом национальной премии «Хрустальный компас». Это одна из наиболее престижных международных наград за достижения в области географии, экологии и сохранения природного и культурного наследия. Проект победил в номинации «Путешествие и экспедиция» за организацию уникальной арктической экспедиции для талантливых школьников-подростков.
Севморпуть – знаковый юбиляр
Итак, экспедиция в нынешнем году приурочена к юбилею СМП. Расскажем
немного о главном юбиляре. Официальное название Севморпути звучит как
«исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике». Сухой протокольный стиль таит в себе столетия дерзновений,
гипотез, подвигов, исследований и открытий.
Президент России 10 марта сего года подписал указ о праздновании 500-летия начала освоения СМП. Точкой отсчёта взят 1525 год: тогда русский дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал мнение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода, как тогда называли Севморпуть. Впервые современный термин «Северный морской путь» встречается в трудах Михаила Ломоносова, написанных в 1760-х годах. Но в обиход оно вошло лишь в начале ХХ века.
Освоение СМП ныне переживает новую главу в своей истории. Севморпуть
все более выходит на передний план как транспортный коридор мирового
значения, поскольку на повестке дня стоит организация эффективной и
безопасной системы морских перевозок. Ужесточившиеся условия логистики
заставляют искать альтернативные пути сообщения. И арктическая
магистраль выручает Россию, да уже и многие другие государства как
нельзя лучше.
За прошлый год грузопоток через СМП достиг рекордных 37,9 млн тонн, что в пять с лишним раз больше показателей 1987 года. Специалисты планируют и далее развивать объёмы. По прогнозам, перевалка грузов по данному пути достигнет 150 млн тонн по итогам 2030 года и 220 млн тонн – по итогам 2035-го.
Направляясь по СМП, победители «Ледокола знаний» воочию убедятся в
масштабах транспортного проекта. А достижение ими Северного полюса
–верхушки планеты станет достойной наградой за их знания, талант и
упорство.
Анна КРЯЖЕВА