Найти в Дзене
35 mm

Почему некоторые зрители требуют от кино честности, но не готовы признать, что честность может быть разной?

Слово "честность" в последнее время стало почти идеологическим. Его любят применять как зрители, так и критики в обсуждениях фильмов, книг, музыки, да и вообще чего угодно. Но особенно это касается кино. Сегодня в комментариях к любому фильму (особенно российскому) можно встретить расхожие фразы типа: "Этот фильм честный", "тут чувствуется правда жизни", "а вот это - фальшь и постановка". Иногда создаётся ощущение, что для части аудитории "честность" - это какая-то универсальная шкала, по которой надо проверять каждый фильм: честно или не честно? А вот о том, что правда бывает разной, мало кто задумывается. Кажется, что требование честности в кино - это не про документальность или буквальную правду. Это скорее про ощущение внутренней правды, про искренность высказывания, которая не обязана совпадать с нашим личным представлением о реальности. Однако многие зрители, особенно те, кто старше, кто успел сформировать свой собственный "каталог честного кино", не готовы принять, что правда бы
Оглавление

Слово "честность" в последнее время стало почти идеологическим. Его любят применять как зрители, так и критики в обсуждениях фильмов, книг, музыки, да и вообще чего угодно. Но особенно это касается кино. Сегодня в комментариях к любому фильму (особенно российскому) можно встретить расхожие фразы типа: "Этот фильм честный", "тут чувствуется правда жизни", "а вот это - фальшь и постановка". Иногда создаётся ощущение, что для части аудитории "честность" - это какая-то универсальная шкала, по которой надо проверять каждый фильм: честно или не честно? А вот о том, что правда бывает разной, мало кто задумывается.

Кажется, что требование честности в кино - это не про документальность или буквальную правду. Это скорее про ощущение внутренней правды, про искренность высказывания, которая не обязана совпадать с нашим личным представлением о реальности. Однако многие зрители, особенно те, кто старше, кто успел сформировать свой собственный "каталог честного кино", не готовы принять, что правда бывает разной. Они хотят видеть ту правду, которая кажется им знакомой, подтверждает их взгляды, укладывается в рамки понятного и уже прожитого.

Когда честность - это комфорт

Для многих честность - это, по сути, синоним ностальгии. Честное кино - это то, что напоминает о молодости, о советских фильмах, о "доброте", о понятных героях и простых ценностях. Это кино, в котором зло наказано, хорошее побеждает, а мир поделен на чёрное и белое. В таком кино человек чувствует себя уютно, он получает подтверждение своим убеждениям.

Отсюда исходит раздражение к современным фильмам, особенно тем, что оставляют после себя неуютное послевкусие. Когда герой не является героем в классическом смысле, а человек с сомнениями, слабостями, эгоизмом. Когда фильм не дает однозначного вывода. Когда он вообще не хочет что-то "доносить" и учить жизни. Всё это воспринимается как "нечестность", хотя по факту - наоборот. Это и есть честный взгляд на сложного человека в сложном мире.

Разные поколения - разная оптика

Можно сказать, что разница в восприятии честности - это разница в культурных кодах. Поколение 60-80-х выросло на фильмах, где мораль была чётко обозначена. Добро - это добро, а зло - это зло. Да, были и сложные фильмы, но общий вектор был направлен на утверждение определённых норм.

Современное кино, особенно независимое, часто существует без этой моральной "подпорки". Оно исследует, наблюдает, деконструирует, а не утверждает. Для зрителя старой школы это может казаться предательством: мол, почему никто не объяснил, кто прав, а кто виноват? Почему я должен решать сам? Почему мне показывают человека, который совершает ужасные поступки, но его при этом никто не осуждает?

Актерская игра и честность как "узнаваемость"

Интересно, что к слову "честность" часто привязывается и актёрская игра. "Верю!" - восклицают зрители, когда актёр играет не на показ, а вживается в роль до мурашек. Но ведь у всех "вживание" разное. Один поверит в условную Наталью Гундареву, другой в Викторию Толстоганову, третий в Юру Борисова. У каждого свои триггеры правды. Но далеко не каждый зритель готов признать, что его личная "правда" - это всего лишь часть большого спектра.

Парадокс: честность раздражает

Самое забавное, что подлинная честность часто вызывает именно отторжение. Когда режиссёр снимает про бедность, то его упрекают в "чернухе". Когда говорит о травмах детства, то обвиняют в выносе грязного белья. Когда делает фильм без морали, начинают кричат о пустоте. Но ведь это всё и есть честность: рассказать о мире таким, каким ты его видишь. Не таким, каким хочется его видеть, а таким, какой он есть для тебя.

Можно вспомнить, как зрители критиковали фильмы "Коктебель", "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов", "Анна. От 6 до 18" - за якобы мрачность и пессимизм. Но если копнуть глубже, то эти фильмы как раз про очень сложную и настоящую любовь, про внутреннюю боль, которую не все готовы признавать даже в себе. Честность - это не всегда улыбка. Часто - это шрам.

Где проходит грань?

Конечно, честность не может быть оправданием халтуры. Иногда за якобы "честным кино" скрывается отсутствие формы, режиссуры, внятной драматургии. Но одно не исключает другого: можно делать и сложное кино, и хорошо сделанное.

Главное признать, что честность - это не универсальный шаблон. Она может быть доброй и жёсткой, уютной и пугающей, лиричной и резкой. Каждый автор открывает зрителю свою правду. И если мы готовы это принять, пусть даже не сразу, неохотно, с сомнениями, то мы становимся ближе к настоящему диалогу с искусством. Если же требуем, чтобы всё укладывалось в рамки нашего личного опыта то, возможно, это честность искажённая, та, что боится другой правды.

__________________

Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.

__________________

Другие статьи размышления на тему кино: