Цитата: «…9 января 1943 года Василий Голубев, возглавлявший четвёрку И-16 тип 29, атаковал в районе Ладожского озера FW-190, окрашенный в белый камуфляжный цвет и уничтожил его. Второй истребитель, повреждённый ведомым Голубева, скрылся в облачности и был нашими пилотами потерян (несколько минут спустя при вынужденной посадке на фюзеляж из-за боевых повреждений этот «Фоккер» разбился северо-восточнее Мги)». Это к вопросу о том – был ли наш «Ишак» хуже английского «Спитфайра»?
Недавно я посмотрел какой-то английский переводной фильм, в котором вовсю восхвалялся британский «Спитфайр» и постоянно вылезал тезис о том, что это был лучший истребитель Второй Мировой.
Правда, рассматривая потери в боях этого «лучшего истребителя», возникает некоторый диссонанс. Так, во время одной только Битвы за Англию, длившейся с начала июня по конец октября 1940 года, английские пилоты сбили 950 немецких самолетов (потери от зенитного огня не считаем), но при этом потеряли 1023 своих истребителя.
Понятно, что не только «Спитфайры» участвовали в отражении немецкой авиации, но и более старые «Харрикейна», тем не менее, даже старые «Харрикейны» прекрасно расправлялись с немецкими бомбардировщиками, да и «мессершмиттам» давали прикурить. К тому же их хвалили наши пилоты, которые воевали на этих машинах (к сведению – «Спитфайры наши пилоты вообще не хвалили, хотя их нам тоже было поставлено немало).
Так вот. Считаем, что воздушная Битва за Англию велась с применением самых современных самолетов с обеих сторон, и при этом потери с обеих сторон были большими. То есть, немцы тоже давали прикурить хваленым «Спитфайрам», и за почти пять месяцев они сбили более 1000 английских самолетов.
Ясно, что тут ореол «Спитфайра» как «лучшего истребителя» очень сильно меркнет – по крайней мере «мессер» Bf-109 был не хуже. То есть, в небе над Англией сошлись два высокотехнологичных Титана, потому и потери были приблизительно равными, хотя британские истребители показали свою удаль в основном против бомбардировщиков, а немецкие - исключительно против истребителей.
Поэтому хотя бы по этому параметру «мессер» явно оказался круче «Спитфайра».
Но тут снова наступает диссонанс, то есть - парадокс. Летом 1941 года один из этих Титанов отправляется на Восточный фронт, и что же мы видим?
Вот вам цитата.
«…Успешнее всех в первые дни войны воевала 43-я авиадивизия, действовавшая с аэродромов Могилева и Орши и не подвергшихся первому удару. В ее составе имелось 175 И-16. За первые две недели войны 43-я дивизия произвела 4638 самолёто-вылетов с общим налетом 5956 часов. За этот период сбила в воздушных боях 167 самолетов противника, потеряв 63 своих самолета. Всего же с 22 июня по 5 июля 1941 года немцы потеряли 807 самолётов, а за период с 6 по 19 июля – еще 477».
Представьте – менее чем за месяц И-16, которые считались к началу войны совершенно устаревшими, сбили больше немецких самолетов, чем англичане за пять месяцев!
Это просто чудовищно.
Вот еще одна цитата:
«…Немецкой и румынской авиации на южном участке противостояли ВВС Одесского военного округа и ВВС Черноморского флота. Непосредственным прикрытием границы занимались истребители 20-й и 21-й смешанных авиадивизий. Почти 300 И-16 этих дивизий были основой истребительной авиации Одесского военного округа. Летчики 21-й САД в первый день войны сбили более 20 вражеских самолетов, через месяц боев на счету дивизии насчитывалось 150 побед»…
Тоже чудовищно.
«…Наиболее результативным летчиком-истребителем на северном участке войны – в районе Мурманска – стал летчик 72-го ИАП Борис Сафонов. Первый немецкий самолет старший лейтенант Сафонов сбил на своем И-16 24 июня 1941 года. Уже через месяц он имел 10 побед. Осенью 72-й ИАП получил на вооружение английские истребители Харрикейн. Прежде, чем пересесть на Харрикейн, Сафонов только на И-16 сбил 14 немецких самолетов».
Еще чудовищнее.
«…В первый же день войны летчик И. А. Авеков на своем И-16 сбил два немецких истребителя Мессершмитт Bf 109, а 28 августа того же года в районе города Конотопа сбил два бомбардировщика Хейнкель Не 111. Уже в декабре 1941 года 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк первым получил это славное звание, сражаясь на самолетах И-16 тип 24»…
И это чудовищно.
«…12 марта 1942 командир звена 4-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота Василий Голубев в одиночку на самолёте И-16 провёл бой против пары немецких истребителей Messerschmitt Bf.109, в коротком бою оба немца были сбиты»…
А вот как лихо наша «металлолом» И-16 гонял гитлеровских Титанов, которые до этого сражались с другими Титанами над Англией:
«…Летчик 126 иап, лейтенант Каменщиков еще в первые дни войны под Белостоком сбил на своем И-16 четыре немецкие машины.
…7 и 10 июля Каменщиков на подступах к Москве сбил Bf.109 и Ю-88.
…Однополчанин Каменщикова - младший лейтенант Степан Ридный, 10 июля сбил Ю-88, на следующий день записал на свой счет Не 111, a 12 июля вдвоем с напарником, младшим лейтенантом Левша уничтожил еще два Ю-88.
…9 августа Владимиру Каменщикову и Степану Ридному было присвоено звание Героев Советского Союза - эти пилоты оказались наиболее удачливыми охотниками, использующими И-16. К концу октября 1941 года на счету Ридного имелось 29 побед, из них 21 самолет он сбил лично и 8 в группе»…
Короче, этих цитат можно надергать три миллиона и два миллиарда – наши пилоты на совершенно устаревших И-16 в первый год войны били немцев так, как не били их англичане на своих хваленых «Спитфайрах». И после этого кто-то начнет говорить о том, что «Спитфайры» были лучшими?
Я думаю, что если говорить о рейтингах авиационной техники первой половины Второй Мировой, то начинать надо не со «Спитфайров», а с И-16. Эти «устаревшие истребители», пока их не стали списывать в 1942-м, набили немецкого металлолома больше, чем все хваленые «Спитфайры» за все годы войны.
Ну, или, по крайней мере, по 1942 год, когда И-16 исчезли с фронтов.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ И-16: