Долгие годы имя Данилы Козловского будто стерли с экранов страны – фильмы с его участием исчезли, а сам актёр оказался в тени. Казалось, что карьера звезды подходит к концу в России. Но теперь ситуация меняется: Козловский возвращается, и это уже не просто возвращение – это вызов системе, которая пыталась его забыть. Что стоит за этим, давайте разбираться.
Детство, кадетский режим и первая сцена
Сегодня он – фигура спорная, разделившая публику на до и после. А когда-то был просто московским мальчишкой с несбывшимися балетными надеждами и разбитой семьёй.
Козловский родился в интеллигентной среде: отец – академик в области философии, мать – актриса. Умный, подвижный, талантливый – но совершенно неуправляемый.
После развода родителей мать в одиночку воспитывала троих сыновей, и в какой-то момент решила, что строгий порядок Кронштадтского морского кадетского корпуса сможет направить их в нужное русло. Решение, которое определило характер Данилы. Позже в интервью для "Теленеделя" он будет ласково говорить о маме:
"Мама – это первый человек, к которому я приду, если мне будет плохо"
Он сам просился за братьями в училище – и не сбежал, не сдался. Более того, именно там он понял: дисциплина – не враг, а инструмент. Именно там родилось его главное качество – упрямое, тяжёлое "надо", которое будет вести его по жизни. В одном из интервью для "АиФ" Козловский вспоминал:
"Кадетскому корпусу я всю жизнь буду благодарен. Там самым непростым было приучить себя к жёсткому распорядку дня."
В стенах кадетского училища он впервые ощутил, что такое сцена: школьные постановки, импровизация, первая зрительская реакция. Тогда-то всё и закрутилось. После эпизодической роли в сериале "Простые истины" в 1999-м, Козловский уже не сомневался – ему туда, в актёры.
Он мог пойти в военные – настаивали офицеры, верили преподаватели. Но он выбрал искусство. И уже тогда стало ясно: Козловский не боится идти против течения. Даже если это теченье – твоя собственная судьба.
Путь наверх: как Козловский шёл к славе
Ещё в 2002 году Козловский оказался в мастерской мэтра Льва Додина. Пока сверстники только осваивали азы профессии, Данила уже выходил на сцену – безжалостно рвал театральные подмостки ролью Эдгара в "Короле Лире". Критики не поскупились: "Золотой софит" за дебют. Не прошло и пары лет, как артист снялся в артхаусном "Garpastum" и оказался в Венеции, купаясь в овациях.
Но путь к славе не был устлан красной дорожкой. Актёр хватался за всё – от второплановых ролей до сериалов, где играл то дезертира, то таксиста, то трансвестита*. Последнее – ради "художественной провокации", как позже объяснит сам Козловский. В интервью с изданием "Известия" он заявил:
"Нахальная попытка вскрыть окружающую действительность отмычкой бурлеска и кабаре. Наши пристрастия в личной жизни тут совершенно ни при чем."
Он не боялся "грязной" работы, если та вела к экранному бессмертию.
Настоящий прорыв случился лишь с "Мы из будущего", где зритель впервые всерьёз влюбился в Козловского.
А потом был "Духless" – манифест поколения и личный вызов самому себе.
Знаковым проектом стала "Легенда №17" – там он стал Валерием Харламовым. Сыграл не просто спортсмена, а национальный символ. Это было попадание в десятку: и образ, и драматизм, и точка кипения в карьере.
Далее – больше: в 2017 году он сам поставил фильм "Тренер". В 2021-м – уже режиссёр и звезда блокбастера "Чернобыль", в 2022-м – эпатажный сериал "Карамора". Он был не просто актёром – автором, движением, вызовом.
Кинопремии "Золотой орёл", "Ника", "Золотая маска"… И звание Заслуженного артиста России.
Однако в какой-то момент он сделал шаг в сторону – и оказался на скользкой дорожке предателя, где аплодисменты сменились осуждением.
Из героя в изгнанника
Он мог быть символом поколения, но предпочёл – уехать. Пока в России шли премьеры, на афишах мелькали его прошлые роли, а театры ждали выхода из паузы, Данила Козловский уже давно делал выбор не в пользу родины.
В 2022 году его имя впервые прозвучало в контексте не кино, а политики – глава Федерального проекта по безопасности Виталий Бородин потребовал проверить актёра по статье о дискредитации Вооружённых сил РФ.
Официальная формулировка звучала жёстко, но не голословно:
"Вы находитесь в США, а не в России, и это нам известно", – заявил Бородин в своих соцсетях.
Пошли разговоры о втором гражданстве, возможной судимости, а вместе с ними – первые трещины в карьере. Актёр подал в суд и даже выиграл, но осадок остался.
Козловский уверял:
"Я дома, в Москве", – источник "СтарХит".
Только вот почему тогда фамилию актёра вырезали из титров даже в российских фильмах? Почему Малый драматический театр закрылся на "переучёт", пока он не ушёл сам, как рассказывал Максим Виторган (информация взята из источника "СтарХит")? И почему он теперь играет не в Петербурге, а в Лондоне – на одной сцене с уехавшими другими актёрами?
Козловский пытался защитить репутацию. Но как защитить то, что для многих давно потеряно? Патриотизм – не то, что вписывают в резюме. И всё, что раньше казалось частью большого культурного пути, теперь смотрится как эхо ушедшей звезды. До одного момента...
Возвращение блудного героя?
Казалось, театры закрыты, титры вырезаны, роли перечеркнуты. Но всё изменилось весной 2025-го. В свой 40-й день рождения Данила Козловский вышел на сцену – впервые за три года. Это случилось в "Театре на Цветном", в рамках закрытого моноспектакля. Без пресс-релизов, без лишней шумихи. Но восторг в зале был оглушительный. Аплодисменты, визг поклонниц, цветы и торт на сцену. Кто-то назвал это триумфом. А кто-то – тихой репетицией возвращения.
И вот теперь – официально. 25 декабря в прокат выходит комедия "Уволить Жору", где Козловский исполняет главную роль.
Его герой – провинциал Макс, который мечтает о карьере в Москве и неожиданно ввязывается в авантюру против айтишника в исполнении Михаила Галустяна. Проект легкий, не политический, даже немного клоунский – как будто сделанный специально, чтобы "обнулить" прежние скандалы.
После спектакля в Лондоне с Хаматовой и Раппопорт, после вырезанного имени из титров "Летучего корабля", после того, как "целый театр закрывали" – Козловский снова на афишах. Не громко, но с напоминанием: он еще здесь. Он снова играет. Он снова хочет, чтобы его любили.
Прощение или перезагрузка?
Козловский возвращается. Тихо, без раскаяния, без объяснений. Как будто ничего не было. Как будто не было эмиграции, сцен с Хаматов и молчаливого согласия с антироссийской риторикой. Как будто не он сам выбрал эту дорожку – в момент, когда страна ждала от него другого.
Теперь – цветы, фанатки, комедии, снова касса, снова улыбки. Но простит ли публика? И главное – заслуживает ли он этого второго шанса?
Или перед нами всего лишь актёр, который ловко сыграл ещё одну роль – возвращенца?
А вы как считаете: можно ли вот так – исчезнуть, уехать, сказать всё, что думаешь, а потом просто вернуться на сцену и в кино, будто ничего не случилось?
Поделитесь в комментариях. Подписывайтесь – у нас без купюр.
*Международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено на территории РФ
Читайте также: