Найти в Дзене
Пока! Бока

Впечатления о Казахстане. Кемерово - Павлодар

Здравствуйте. Я решила написать еще один цикл статей про нашу поездку. Но теперь уже рассказать про все с подробностями, высказать свое мнение относительно каждого города. В коротких постах много не напишешь – с интернетом часто бывали проблемы, в посте ограниченное количество слов и картинок, да и просто легкая усталость в конце насыщенного дня. А теперь можно спокойно поделиться своими впечатлениями, пока эта поездка еще свежа в памяти. Возможно, мои описания разных мест Казахстана кому-то пригодятся. Я изучала разные статьи и блоги перед своим путешествием, чтобы знать, куда лучше ехать и сколько это будет стоить. Но хочу предупредить, что я выражаю здесь лишь свое мнение. И я буду описывать Казахстан именно таким, каким он открылся мне. Другие люди могут увидеть что-то свое. Возможно, что-то будет повторяться из описанного в постах. Итак. Цель путешествия – объехать весть Казахстан. От Астаны до Алматы. После этого заехать в Киргизию и посмотреть Иссык-Куль. Едем на машине Хендай К

Здравствуйте.

Я решила написать еще один цикл статей про нашу поездку. Но теперь уже рассказать про все с подробностями, высказать свое мнение относительно каждого города.

В коротких постах много не напишешь – с интернетом часто бывали проблемы, в посте ограниченное количество слов и картинок, да и просто легкая усталость в конце насыщенного дня. А теперь можно спокойно поделиться своими впечатлениями, пока эта поездка еще свежа в памяти. Возможно, мои описания разных мест Казахстана кому-то пригодятся. Я изучала разные статьи и блоги перед своим путешествием, чтобы знать, куда лучше ехать и сколько это будет стоить. Но хочу предупредить, что я выражаю здесь лишь свое мнение. И я буду описывать Казахстан именно таким, каким он открылся мне. Другие люди могут увидеть что-то свое. Возможно, что-то будет повторяться из описанного в постах.

Итак. Цель путешествия – объехать весть Казахстан. От Астаны до Алматы. После этого заехать в Киргизию и посмотреть Иссык-Куль. Едем на машине Хендай Крета. В машине нас только двое – я и ребенок 4 года. Время поездки - июль 2025 года.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь

Начнем. Накануне вечером 4 июля были собраны и уложены в машину все необходимые вещи. Особенно тщательно я продумывала ночевки на природе. Поэтому с собой взяла палатку, коврик (у меня 20мм), набор постельных принадлежностей (3 небольшие подушки, одеяло, простыни и пододеяльники). Для завтрака на природе просто необходим свежий кипяток. Поэтому в путь с нами отправилась газовая печка и металлический ковш для воды. К печке я заранее накупила много газа – 6 баллонов! В итоге израсходовали только 1,5. Из дома набрали много воды – 5 литров я купила в магазине, и примерно столько же в маленьких и средних бутылках набрали из-под крана. В дороге очень хотелось пить. За день пути мы вдвоем с ребёнком выпивали около двух литров воды и литр чая. Я брала с собой термос с горячим чаем и наливала чай прямо в дороге, не останавливаясь. Также с собой были собраны моющие средства – шампунь, мыло, мочалка, зубная паста и щётка, туалетная бумага и влажные салфетки. Взяли лекарства: Нурофен от температуры, Энтерофурил от кишечной инфекции, Омез от болей в желудке, Парацетамол от температуры и Цитрамон от головной боли. Заранее покупала в дорогу средства от комаров – аэрозоли и дымовые спирали. Но ни разу этим не пользовалась, так и привезла обратно. В Казахстане летающих и кусающих насекомых нам почти не встречалось. Примерно, как на Алтае – за весь день может пролететь 2 комара и те мимо. Брали с собой 3 полотенца – не во всех отелях их предоставляют клиенту. На одном большом полотенце мы загорали. Брали посуду – кружки, ложки, вилки, нож. Покупала одноразовую посуду – она тоже не пригодилась. Брала достаточно много одежды. Но мы половину из нее так и не надели. Зато один раз пригодились теплые вещи – осенняя куртка, тонкая шапка и кроссовки. В горах очень холодно, особенно в дождь. Мы собирались на Медео, хотели дойти, возможно, даже до снега. И эти вещи были предназначены туда. Но у нас не получилось туда попасть.

Обязательный атрибут любой поездки – зарядники для телефона, фонарики и пауэрбанки. Прикуриватель в машине у меня не работает, поэтому заряжала телефон через USB. Зарядка очень медленная. Если ехать с навигатором, то телефон разряжается быстрее, чем заряжается. Батарею старалась максимально экономить. И на любых возможных стоянках с розетками (кафе, номер в отеле) заряжала все на полною мощность. Потому что остаться в незнакомом месте без навигатора – это как лишиться зрения. Стоишь и не видишь, куда идти. Но все равно телефон несколько раз полностью разряжался.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь

Вечером перед отъездом накупила еды примерно на 5 тысяч. Брала консервные банки – гречневую кашу с ветчиной, сухую картошку «Доширак» и сухие разводимые супы в баночках, печеную фасоль в стеклянных банках. Печенье, вафли, хлеб, майонез. Из скоропортящегося брала две маленькие пиццы, беляш, сосиску в тесте, колбасу и сыр, шаурму. Ну и еще что-то подобное, уже не вспомню. Брала 2 пачки черного чая в пакетиках, сахар (но мы его не ели), пакетики кофе 3 в 1, яблочный сок.

Обязательно купили защитный крем от солнца с индексом 60. Взяли аж 2 бутылочки. Все говорят, что в Казахстане очень жарко. Но пользовались им мало – не израсходовали даже одной до половины. Также накануне вечером заправила полный бак бензина, налила 20 литров в канистру про запас. По деньгам заправка вышла на 3520 руб. Я заправляюсь на маленькой автоматической заправке (без людей) по 54 рубля за литр 95 бензина. С запасом ехать по трассе намного спокойнее и безопаснее. Бензин в канистре никогда лишним не будет.

Сняла наличные деньги с карты – ровно 100 тысяч рублей.

Из документов у нас с собой был только мой российский паспорт, водительские права, свидетельство о регистрации на машину и свидетельство о рождении ребенка. Эти документы нужны для прохождения границы. Особенно смотрели на печать о гражданстве на оборотной стороне свидетельства о рождении. Также, как я уже писала ранее, сделала техосмотр за 1500 руб. И он мне пригодился в Казахстане. Там это обязательное условия для передвижения на машине. Но обязательно нужно, чтобы на диагностической карте стояла синяя печать. Для России ее не ставят. У казахов нет доступа к нашей базе, они никак не могу проверить подлинность техосмотра. Поэтому принимают карту только с печатью.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь

5 июля в 5.40 утра мы начали наше путешествие. Маршрут я заранее выстроила по карте и держала его в голове. Но жилье заранее я нигде не бронировала. Лично в моём понимании очень трудно предугадать, где ты окажешься к вечеру, когда едешь транзитом на такие огромные расстояния. Как показала практика, движение между городами занимает немного больше времени, чем я это себе представляла. Я передвигалась только в световой день. И на закате солнца обязательно искала ночлег. В полной темноте сделать это невероятно сложно. Но и слишком рано не вставала на привал, чтобы проехать как можно дальше за этот день.

В общем, поехала я по трассе через Барнаул. И так как свое путешествие решила начать с Астаны, то путь держала на Павлодар. От Кемерово до Ленинск-кузнецкого у нас отличная трасса с разрешением скорости 130 км/час. То есть можно гнать до 150. Эта дорога даже намного лучше и ровнее, чем платная в Казахстане. И эта же наша магистраль продолжается прямо до Белово. Но мчалась я по ней не долго, около 100 км. Потом начинается обычная двухполосная дорога через Залесово – еще примерно 150 км. Именно на ней я словила единственный штраф по дороге «туда» - на 572 руб.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь

И вот мы уже в Алтайском крае. Далее опять комфортно мчимся еще 100 км до Барнаула по широкой четырехполосной трассе, изредка тормозя перед камерами. Ехала я по навигатору. Я пользуюсь всегда «2 гис». И мне он очень нравится. Хотя правдивость информации у него всего примерно на 70-80%. Достаточно много камер он не показывает, как у нас в России, так и в Казахстане. И ограничения скорости у него не совсем верные. В Казахстане часто было, что навигатор показывает ограничение скорости 50 или 70 км/час, а на самом деле его нет. Возможно, там когда-то стоял временный знак. А потом его убрали. А ограничение в навигаторе осталось. Но по дорогам ведёт он очень хорошо, выбирает кратчайший и самый быстрый маршрут. Навигатор повел меня через весь Барнаул. Пробок не было, но пробирались достаточно долго.

После Барнаула я повернула на Павловск. До него доехали еще более-менее нормально. Движение достаточно плотное, ползли не более 100 км/час. Где-то там же мы свернули в лесок с трассы и пообедали 20 минут своими перекусами.

А вот после Павловска нормальные дороги заканчиваются. Начинается просто направление, как после бомбежки. Ямы огромные, и они не заканчиваются до самой Кулунды. Долго и утомительно ехали – Ребриха, Мамонтово, Родино. Местами идет дорожный ремонт. Но он слишком незначительный для такого масштаба бедствия. Где-то там еще раз заправилась на «Роснефти» на 2800 руб. Заправок там достаточно много и встречаются они часто. Поэтому проблем с бензином до самого Казахстана у меня не было.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь

И вот наконец-то мы в Кулунде. Это российский поселок. И сразу же за ним, буквально через 5-10 км, расположена таможня. Машин много – и фур, и легковушек. Но у всех своя очередь. Фуры проходят таможню отдельно, легковушки – отдельно. Просто подъезжаешь к таможне и встаешь в очередь за последней легковушкой. Там же, на российской стороне, стоят машины с надписями «обмен валюты» и «страхование осаго». Но я читала заранее, что курс обмена там совсем невыгодный, а осаго - дорогое. Поэтому заходить туда не стала. Около получаса или чуть больше простояли в очереди. И вот нам открыли шлагбаум, сотрудник таможни дал талончик для въезда, проверил наши документы и записал номер машины. Я заехала на территорию и встала за последней машиной. Немного волновалась. Я же первый раз в жизни пересекаю границу и прохожу таможню. Но зря я волновалась. Таможенники всегда подскажут, что делать дальше. Нас с Виталей отправили на паспортный контроль. Во время досмотра все должны выйти из машины и ждать в стороне – такие правила. На паспортном контроле мы подали документы в окошко. Сотрудник таможни занес данные в компьютер, сфотографировал нас с Виталей по очереди. Также на таможне всегда задают вопрос: «Откуда и куда едете?». Я ответила: «Из Кемерово. Сначала в Астану, потом – в Алматы». Про Киргизию говорить ничего не стала. На талончик шлёпнули печать и отдали нам документы. Мы вернулись к машине. Я спросила у сотрудника: «А че дальше делать?». Он говорит: «Вот людей из Кемерово сразу видно!». Но я не стала уточнять, по каким параметрам он нас определяет. Для досмотра открыли все двери, багажник и капот. Также под днище машины таможенники заглядывают с зеркалом. И каждую машину обнюхивает служебная овчарка. Я читала пред отъездом, что все вещи заставляют доставать и проносить их руками через таможню. Поэтому нужно упаковывать их в крупногабаритные сумки. Но у меня весь шмурдяк был рассортирован в маленькие прозрачные «маечки» из супермаркетов. На этом посту меня попросили только освободить место с края багажника и открыть запаску. Забегая вперёд, скажу, что на других постах даже в запаску никто не заглядывал и капот открывать не просили. И шмурдяк я ни разу руками никуда не таскала. Несколько раз только самое большое выкладывала рядом с машиной, а потом загружала обратно. Таможню с русской стороны прошли за 1 час и 10 минут вместе с ожиданием в очереди. Вообще меня удивило, что все таможенники (неважно, в какой стране) – очень радостные и приветливые люди, всегда улыбаются, вежливо общаются и желают доброго пути. Таможенник немного покопался в моих пакетах, заглянул в бардачок. Покачал в руках полную канистру с бензином: «Это что? Бензин?». «Ну мало ли что в пути случится» - ответила я. Он поставил ее обратно и ничего не сказал. Отпустил нас с миром. Мы выехали с таможенной зоны, вернув талончик на выезде. Проехали метров 300. И встали в очередь на казахский пост. На казахском посту надо выходить из машины и идти в будку с документами. Только там дают талончик на въезд. Заехали на территории. Оставляем машину и идем на паспортный контроль. Здесь правило такое, что все сумки надо тащить с собой на просвечивание. Как вы помните, у меня сумок не было – только разбросанные пакеты по всей машине. Таможенник сказал, что это все тащить не надо. И мы пошли налегке, только с документами. Все остальные тащили на себе огромные сумки и чемоданы. В паспортном контроле также спрашивали, откуда и куда едем, и цель приезда. Они сами заполнили бумажки, сфотографировали нас и отправили дальше. На улице осмотрели машину. Сильно копаться не стали. Даже в запаску не заглядывали и с зеркалом под машину. Пожелали счастливого отдыха и выпустили с таможни. Ее мы прошли ровно за 1 час. Я радостно выдохнула, обрадовалась, что все прошло гладко и нас пропустили. Хотя я немного переживала на этот счет – первый раз же. Я глубоко вдохнула воздух – мы в Казахстане! Сразу же за таможней лесополоса начинает постепенно сменяться желтой степью. Дорога здесь хорошая, никаких кочек и ям. Ограничение скорости – 100 км/час. Я помнила наставления знакомых с работы перед поездкой о том, что здесь нельзя превышать ни на 1 км/час. Ехала осторожно. Но меня постоянно обгоняли казахские машины, выпущенные с таможни. До Павлодара ехать примерно 130 км.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь

Мы заехали в Павлодар. Начинался вечер. Я остановилась, чтобы найти пункт обмена валюты. Их здесь достаточно много. Но ближайший пункт мне попался под названием «Рублевый» в торговом центре «Батыр молл». Пункт мне очень понравился. Я поменяла 50 тысяч рублей по курсу 6,5. Мне выдали 325 тысяч тенге. Довольно толстая оказалась пачка 5-тысячных купюр. Прямо приятно было ее ощущать в сумке. Я почувствовала себя богачом. Деньги поменяли по российскому паспорту безо всяких проблем.

Немного погуляли по этому торговому центру. Ничего особенного, точно так же, как у нас. У нас такой же, например», «Магнит семейный». Там продаётся все, от еды до одежды. Я купила печеночный торт, 3 голубца и какой-то салат. Виталя купил пожарную машину. Цены здесь ниже, чем в Кемерово. За такую машину я бы отдала тысячи 2. И за готовую еду в таких количествах – еще тысячу. А здесь за все я оплатила примерно 1500 руб. На кассе спрашивали мелочь или остаток средств на какой-то карте. Я говорю: «Чего? Других денег у нас нет. Мы только что приехали и поменяли вон там деньги». «А-а-а… Вы приезжие… Ну ладно».

Мы сели в машину и поехали на выезд из города. Вообще Павлодар мне напомнил какой-то еще советский город. Тихо, машин не много. Старые светофоры, которые очень быстро меняют сигнал. Прямые неширокие улицы, незамысловатые перекрестки. Да и сами дома вокруг тоже были какой-то не совсем современной постройки. Этот город напомнил мне атмосферу если не советского времени (что я очень плохо помню), то начало 2000-х годов точно. В общем, маленьких, тихий городок. Сейчас, при написании этой статьи, я посмотрела фото Павлодара в интернете. Там есть и новые дома, уютная набережная, фонтаны и мечети. Но, проезжая по городу, я таких не встретила. Видимо, не по тем улицам меня вел навигатор.

Народу в торговом центре было много. Очень много молодежи. Из Павлодара мы выехали на трассу. Началась платная дорога. Но я нигде не увидела никаких табличек и указаний об этом. Если бы навигатор это не написал, то я бы в жизни не догадалась, что дорога платная. Здесь 4 полосы, по 2 в каждом направлении. Дорожное полотно достаточно ровное. Но от идеала далеко. Разрешённая скорость – 140 км/час. И на этом участке я не видела никаких ограничений, ни ремонта, ни временных знаков. Поэтому летела на максимальной скорости.

Смеркалось. До Экибастуза и тем более, до Астаны, мы бы сегодня не доехали. Немного утомились за день в пути. Но, в принципе, наше путешествие только началось, и мы были полны сил и вдохновения. Поэтому решено было спать на берегу какого-нибудь озера. Между Павлодаром и Экибастузом на карте я выбрала большое озеро Кудайколь. Туда мы и свернули. От платной трассы проехали примерно 5км и попали на берег озера. Мне очень понравилось, что по степи можно свободно ехать. Трава низкая. Правда, растет она небольшими кочками. Но это не критично. Почва твердая. А если поехать по нашим лугам, то это не безопасно. То в яму какую-нибудь провалишься, то на пень наедешь. Трава у нас высокая, из-за нее ничего ни видно. За день мы проехали примерно 1000 км. Ехали примерно 14 часов, не считая остановок.

В степи. На озере Кудайколь
В степи. На озере Кудайколь