Когда-то кто-то умный (или не очень) решил, что всё на свете должно начинаться с буквы «а». Ну, знаете, чтобы удобно было перечислять: алфавит, адрес, автобус, аванс и даже абсурд, между прочим, тоже с буквы «а». А в мире карикатуры так получилось, что с буквы «а» начинается фамилия, которую точно стоит запомнить, если хочется улыбнуться, не напрягаясь: Александров. Василий Александров.
И в этом есть какая-то уютная ирония: художник, которого можно узнавать по одной только букве. Маленькой такой, аккуратной, прописной «а» с точкой в уголке карикатуры.
Ненавязчиво, интеллигентно и, самое главное, сразу понятно: если стоит такая буква, значит, можно выдохнуть. Потому что сейчас будет умно и легко. А если повезёт — ещё и смешно.
Инженер, который решил улыбнуться
Интересно, что началось всё не с весёлых сценок из жизни, а с совершенно серьёзных вещей: циркулей, калькуляторов и ватмана. Василий Александров по профессии инженер-конструктор.
Родился в Ленинграде в 1950-м, окончил Военмех и долгие 20 лет чертил детали, которые потом использовались в технике очень серьёзной и не особо весёлой. Хотя, кто знает, может быть, и там были свои шутки. Только чертежи никому о них не рассказывали.
Позже Василий занялся дизайном интерьеров, в частности каминами. Если задуматься, довольно символично: возможно, он искал в жизни какой-то внутренний уют. Но — и это очень хорошо — каминами дело не ограничилось. Душа требовала большего. Требовала юмора и улыбки.
Первая карикатура Василия Александрова была напечатана ещё в 1973 году в газете «Вечерний Ленинград». Тогда это было просто хобби, попытка переключиться, пошутить чуть шире круга друзей.
Но настоящим, большим делом его жизни карикатура стала в 1983-м, когда он попал в Ленинградский клуб карикатуристов. Именно там всё и сошлось. Ведь у каждого художника есть своё место и своё время, когда он понимает: вот, кажется, это моё.
Именно в клубе карикатуристов, среди таких же как он, весёлых, немного саркастичных людей, Василий и нашёл себя окончательно.
Учился у лучших — у Михаила Златковского, Виктора Богорада, Сергея Тюнина. Эти мастера дали ему главный урок: если хочешь, чтобы тебя понимали, не бойся быть понятным. Не кричи, а говори с улыбкой.
Персонажи, которых мы знаем лично
С тех пор герои Александрова живут своей карикатурной жизнью, но при этом совершенно реалистичной. Они не вызывают раздражения или злости, не выглядят чужими, нарисованными для смеха над кем-то другим.
Нет, это персонажи, которых вы точно встречали: в очереди, на улице, в соседней квартире или на родительском собрании. У них большие носы, круглые головы, чуть неуклюжие фигуры, но при этом абсолютно живые и узнаваемые лица.
Смотреть на эти лица — как встретить старого знакомого в транспорте. Вроде бы не виделись давно, а поговорить есть о чём. Так и с его карикатурами: каждая становится маленьким диалогом. Без слов. Только короткий обмен взглядами и усмешка: да, мы понимаем друг друга.
Минимализм и философия без нажима
Ещё одна сильная сторона Александрова — его лаконичность. Никаких лишних деталей, никаких шумных фонов или выкриков. Его линии мягкие, но чёткие. Графика без нервозности и суеты. Кажется, что художник рисует не карандашом, а сдержанной улыбкой, аккуратно размещая персонажей в пространстве одного кадра.
Его карикатуры — это зарисовки с жизни. Семейные истории, бытовые сценки, маленькие рабочие конфликты. Он берёт самую простую ситуацию и превращает её в остроумную миниатюру.
А за внешней простотой часто скрывается что-то большее: лёгкая философия жизни, ирония, понимание того, что мир устроен нелепо, но как раз поэтому и интересно.
Юмор для тех, кто не хочет драться
В карикатурах Василия Александрова никогда нет агрессии. Это не юмор, который бьёт под дых, и не сатира, которая указывает пальцем на недостатки. Нет, он рисует с уважением и пониманием.
Он не давит на зрителя, не пытается что-то ему доказать. Просто предлагает посмотреть на ситуацию вместе. Поулыбаться, подумать — но не напрягаться.
Его юмор — это тонкий разговор, не шутки ради шуток, а желание поговорить о том, как странно и забавно живут люди. В этих рисунках нет надменности, зато есть много доброты и жизненного тепла.
Наверное, именно поэтому его карикатуры популярны далеко за пределами России: их ценят в Германии, Китае, США, Бразилии и ещё в нескольких десятках стран.
Большой мир художника из Ленинграда
За плечами у Василия Александрова огромный опыт. Он участник более 600 выставок и конкурсов в 60 странах, обладатель пяти десятков международных наград и дипломов.
Его работы можно встретить на стендах международных салонов карикатуры, а в 2009 году в серии «Галерея мастеров карикатуры» вышел его персональный авторский альбом.
И всё это, конечно, впечатляет. Но главное не цифры и не количество дипломов. Главное — что его рисунки ждут. Что у него есть своя публика, которая ценит добрый, неагрессивный юмор, нарисованный умным человеком для таких же умных людей.
Мы в телеграмм: https://t.me/mir_comicsov