С утра, прежде чем ехать в Солигалич, решили всё-таки досмотреть в Чухломе то, что не видели вчера.
А не видели мы только гигантскую пуговицу - "памятник" установленный в честь народного артиста СССР Михаила Ивановича Пуговкина, который родился в селе Рамешки Чухломского района Костромской области.
"Это самая большая пуговица в мире. Весит она более тонны. На изготовление ушло несколько кубометров сосны, которая была высушена и уложена в 8 слоев. Три недели понадобилось местным мастерам, чтобы сделать это чудо".
Рядом - ещё один памятник:
Имеется и музей, посвящённый великому артисту. Но мы в него не пошли...
По пути в Солигалич увидели "нечто", что я не могла пропустить, хотя и не сильно люблю заброшки.
Оказалось, что это бывший храм - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1794 году.
Въехав в Солигалич, сразу поняла, что это "моё"! Прямо дух захватило! Это то, что я так люблю в России - просторные улицы и площади старинного города с храмами, деревянными и каменными домами, резными наличниками... И никаких многоэтажек, никаких заборов из профнастила... И... это не "чухлома"!)
Особенно прекрасен вот этот домик:
Немного истории Солигалича.
Впервые город упоминается в летописях в 1335 года как Соль Галичьская.
«Соль» указывает на существование на этом месте соляных промыслов, а «Галичьская (Галицкая)» — на принадлежность к Галичскому княжеству со столицей в Галиче. Хотя соляной промысел, как и само поселение, очевидно, возникли ранее.
"Местная легенда, описанная в «Летописце Воскресенского монастыря», связывает его возникновение с основанием Воскресенского монастыря, святое место для которого было найдено Галичским князем Фёдором Семёновичем рядом с соляными источниками в лесных дебрях на берегу реки Костромы в соответствии с прекрасным пасхальным видением столпа небесного света"...
В середине XIV века в составе Галичского княжества Солигалич вошёл во владения московских князей, в 1450 году окончательно присоединён к Москве и оказался на восточной границе Московского княжества. По этому случаю город укрепили — в начале XVI века на левом берегу Костромы построили деревянную крепость на земляном валу.
Вал был окружён с трёх сторон рвом, который был особым рукавом реки Костромы, текущей по западной стороне вала.
От укреплений сохранился только земляной вал.
в 1532 году крепость выдержала осаду казанских татар. Согласно преданию, им не удалось захватить городище из-за чудесного явления. За деревянной крепостной стеной произошло явление всадника - монаха в «огненной одежде», скакавшего на белом коне. Всадник скакал среди вражеских рядов татар, иногда внезапно появляясь и возвращаясь на боевую башню города Солигалича. Испуганные татары бежали в страхе от увиденного, в суматохе давя своих воинов.
Победа пришла на третий день. Горожане узнали на иконе своего святого небесного заступника Макария Унженского из Успенского деревянного храма внутри городища на валу.
Во время осады солигаличане кипятили воду и смолу в толстостенных двадцативедёрных котлах-кипелицах, один из которых сейчас хранится в краеведческом музее:
Изготовили его местные мастера, которые в мирное время клепали огромные сковородки для выпаривания соли. Даже и железо выплавили из местной болотной руды. Говорят, что этот котёл за пятьсот без малого лет почти не заржавел, а все оттого, что изготовлен был из очень чистого железа без примесей серы, фосфора и углерода.
Также Солигалич неоднократно подвергался нападениям черемисов, а в Смутное время — польско-литовских интервентов.
Солигалич удачным образом оказался на важном речном торговом пути — из Волги вверх по Костроме и Сухоне в Тотьму (также древний центр солеварения), далее через Северную Двину на единственный в тот период русский морской порт Архангельск. В сочетании с развитым в городе соляным промыслом, одним из самых известных и выгодных, это означало огромные богатства.
XVII век был эпохой процветания города, благополучие которого составляли соль и известь.
Долгое время Солигалич был одним из крупнейших центров соледобычи в стране, имевшем первостепенное значение. Владельцами соляных варниц (их в городе было не меньше 65) были не только монастыри, но и князья, бояре и даже посадские люди.
Уже в XVII веке в городе началось каменное строительство, что является верным признаком богатства. Строить было вдвойне сподручней, так как в Солигаличе издавна разрабатывались каменоломни, в которых добывался белый камень-известняк, обжигавшийся на известь.
Массовое солеварение прекратилось в 1823 году, так как к этому времени были обнаружены залежи соли в других местах, где процесс её получения был намного проще.
В 1841 году купец Василий Кокорев открыл на месте бывших соляных месторождений водолечебницу, минеральные воды которой в 1858 году исследовал известный химик и выдающийся композитор Александр Порфирьевич Бородин. Выводы, изложенные в брошюре Бородина «Солигаличские соляно-минеральные ванны», послужили открытию лечебного курорта, который существует и сейчас. Основным медицинским профилем являются: заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, гинекологические заболевания, кожные заболевания (псориаз, экзема, нейродермит и др.)
Всё, о чем я здесь написала, нам рассказали на экскурсии в Краеведческом музее. Рассказали и о том, что в 1808 году город почти полностью сгорел из-за "неосторожного обращения с огнём" мещанки Марьи Вороновой, оставившей дома горящую свечу. Интересно то, что было возбуждено дело о поджоге, а потом закрыто с наставлением: "впредь городов не поджигать").
Ранее Солигалич был застроен хаотично. А после пожара стал отстраиваться по утверждённому (ещё 1781 году) плану. И сейчас, как и 200 лет назад, от центральной площади города лучами расходятся улицы.
По какой улице не пройди - увидишь храм!
Храмы Солигалича.
Главными, наверное, можно считать храмы бывшего Воскресенского монастыря, с которого начинался город.
Сохранившиеся каменные здания относятся к XVII веку. А первый храм Воскресения, согласно летописи, был построен на этом месте в 1335 году. Этот год и считается временем основания Солигалича. Храм был деревянный, но очень красивый и высокий (около 50 метров). Церковь несколько раз сгорала и снова восстанавливалась.
Существующий каменный храм построен в 1669 году.
Соседняя зимняя церковь Богоявления построена в 1681 году.
Монастырь существовал до упразднения в 1764 году. Обе церкви функционировали как приходские до 1920 гг. В советское время они использовались в качестве складов.
Колокольня Воскресенского храма сейчас выглядит удручающе:
Грунты, на которых стоит город подвержены плывунам и часто не выдерживают тяжёлых каменных сооружений. Из-за этого Солигалич называют "городом падающих колоколен". Поэтому колокольни некоторых храмов были разобраны, а одна и вовсе обрушилась.
Если прогуливаться вдоль реки Костромы от Рождественского монастыря, всё время попадается на глаза ещё один красивый храм:
Это Рождественский собор. Он считается визитной карточкой и украшением города!
Каменный храм на месте деревянного был заложен в 1668 году усердием царицы Марии Милославской, родившейся близ Солигалича, Но в связи со смертью царицы строительство было приостановлено и возобновлено только в 1792 году. Таким образом, храм строился более 100 лет. Потребовалось множество сил и средств, чтобы сохранить храм от разрушения (всё теми же "плавучими" грунтами). С 1920 года в храме располагались различные учреждения, в том числе, Краеведческий музей. Костромской епархии храм передали в 2004 году.
А ещё, прогуливаясь вдоль реки можно увидеть вот такой красивый храм:
На центральной площади города - Красной - находится Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1817 году на месте сгоревшей деревянной.
В 1920 году церковь была закрыта, в течение почти 40 лет использовалась как кинотеатр. В том же 1920 году была разобрана колокольня, так как стала крениться.
А ещё на центральной площади находятся уникальные торговые ряды. Они деревянные!
Ещё один храм - Преображенская церковь - расположен на набережной реки Костромы:
Когда-то это был целый комплекс - "Никола на наволоке". Землю на это место "наволокли", чтобы обезопасить строения от паводков. Вместо деревянных церквей в конце XVII века построены два каменных храма и колокольня. В 1982 году колокольня рухнула. Обе церкви оставались действующими до середины 1930-х годов В 1938 году здание Никольской церкви приспособили под электростанцию, а в Преображенской разместили пище-цех. В 1990-е годы на территории комплекса был городской рынок. Одновременно велась реставрация Преображенской церкви, которая с 2001 года - действующий храм.
Кстати, с моста через Кострому открывается прекрасный вид на Рождественский собор:
Церковь Входа в Иерусалим 1805 года постройки - ещё один культовый памятник.
С 1930-х по 1986 гг в здании церкви располагался дом культуры. А сейчас - то, что видим...
В городе много интересных гражданских сооружений.
Дома и домики Солигалича.
В доме, построенном чухломским купцом 2-й гильдии Аполлоном Завьяловым, сейчас расположен Краеведческий музей.
В этом здании, расположенном рядом с Воскресенским монастырём, раньше находилось Духовное училище, потом Педучилище. А сейчас оно выглядит нежилым.
Но мне-то больше нравятся деревянные дома и домики, наличники:
И, конечно, я не могла пройти мимо вот этого прекрасного дома:
Это дом П. Н. Попова. Хозяин дома, Павел Николаевич, был плотником-отходником. Увлёкшись резьбой по дереву, работал в мастерской архитектора Кольцова, строившего до Первой мировой войны дачи под Москвой. В 1920-е годы вернулся в Солигалич и спустя 10 лет построил дом. Но резным декором украсил только в 1950-60 гг.
Нельзя не рассказать про
Краеведческий музей имени Г. И. Невельского.
В музее представлены постоянные экспозиции: "Дорогами войны", "Солигаличская икона XVII-XIX годов", "Портретная и художественная галереи дворян Черевиных XIX века", "Г.И. Невельской, знатный земляк, адмирал флота России, исследователь Сахалина и Дальнего Востока", "Природа края", "Фонд открытого хранения".
Нам повезло - мы изучали экспонаты музея с экскурсией.
Полагаю, что без экскурсии мы бы ничего не поняли и не прониклись.
Замечательный экскурсовод рассказала нам историю города, в зале икон поведала значение каждой, при этом нам сразу стало интересно!
В зале портретов рассказала о художнике-портретисте XVIII века Григории Силовиче Островском, который работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье неких Черевиных (русских дворян), примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича.
Обнаружено и идентифицировано 17 портретов. Все они изображают членов семьи Черевиных, их родственников и соседей, например, дворян Лермонтовых, живших неподалёку от Нероново, в усадьбе Суровцево. Все обнаруженные портреты были отреставрированы в 1970-х годах в Москве и возвращены в Солигалич. Естественно, нас прежде всего заинтересовал портрет родственницы поэта Михаила Юрьевича Лермонтова - Анны Сергеевны Лермонтовой (1776), 5-летней дочери уездного предводителя дворянства Сергея Михайловича Лермонтова.
Но самым интересным оказался зал, посвящённый Г. И. Невельскому. Раньше никто из нас даже не слышал о таком адмирале и исследователе. Этот человек настолько интересен, что заслуживает отдельной статьи.
А я настолько была увлечена рассказом экскурсовода, что забыла фотографировать...
Ну вот, пожалуй, и всё о Солигаличе. Этот маленький городок показался мне самым интересным из всего нашего путешествия. И единственным, в который хочется вернуться.
И наверное, в нём стоит ночевать, позаботившись заранее о бронировании единственного, кажется, на сегодняшний день доступного варианта - "Дома Ростецких", расположенного на набережной реки Костромы:
Ещё вариант - приехать полечиться в местный санаторий. Я бы не отказалась!
Городок тихий, необычайно живописный и уютный, располагает к неспешным прогулкам и позволяет отстраниться от суеты большого города.
Продолжение следует...
День предыдущий:
К началу: