Всем привет!
У всех, кто смотрел этот фильм сложилось однозначное мнение – это история о мизогинном обществе и о вреде стандартов красоты. Могу предположить, что и режиссер фильма Эмили Блихфельдт хотела заострить на этом внимание.
Но есть еще и другой, глубинный, более философский смысл. Фильм про цену высоких достижений.
Высокие притязания Эльвиры
Реальность фильма «Гадкая сестра» - это реальность спорта высоких достижений, балета, шоубизнеса, киноиндустрии и даже науки. Да, да, отличники, медалисты, участники школьного олимпиадного движения проходят через похожий опыт.
Я, как многолетняя отличница, золотая медалистка ощутила знакомый вайб.
Как писал в свое время Пушкин: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». То есть, в истории Эльвиры, разумеется.
Девушка замахнулась на брак с принцем. Ее амбиции равнозначны мечтам об олимпийском золоте, сольных партиях в балете Большого театра или победе на мировом чемпионате по программированию. А это работа. Очень-очень и очень много работы.
Всякий ребенок (или подросток), всерьез настроенный на успех и победу в своем деле, проходит в своей жизни что-то подобное. Потому что, конкуренция такова, что для победы нужно буквально прыгнуть выше своей головы.
Высокая цена успеха
Успех в большинстве случаев дается «кровью, потом и слезами». Причем, есть такие сферы жизни, где даже связи и деньги мало, что решают без готовности человека работать до седьмого пота.
Разумеется, если человек не имеет талант, сопоставимый с талантом Пушкина или Ломоносова. Хотя и Ломоносову довелось серьезно поработать для своего признания. Но без грандиозного таланта, он бы вообще не пробился никуда.
Эти маленькие борцы изнуряют себя непомерными нагрузками, чтобы прийти к своей желанной цели. Принято считать, что злодеи-взрослые толкают своих детей на эти мучения.
Но правда в том, что так происходит далеко не всегда. Часто, дети сами хотят побеждать и для осуществления этой мечты готовы на все, даже на страдания.
Путь Вагановой Агриппины – упорство, чтобы достичь невозможного.
Ее имя теперь носит знаменитейшая российская балетная школа. Она при полном отсутствии балетных данных пробилась-таки сначала в театральное училище, а потом на сцену.
Путем фанатичных, изнуряющих и довольно болезненных тренировок. Ее не заставляли, а скорее, отговаривали, но девушку было не остановить.
В результате, Ваганова не только научилась сама, но и сумела разработать целую систему обучения танцу. Жесткую, но эффективную систему.
Кстати, Агриппину Яковлевну описывают как педагога, жесткость которого граничила с жестокостью. Зато, она сумела воспитать целую плеяду танцоров: Галина Уланова, Марина Семёнова, Наталья Дудинская, Татьяна Шмырова… Она заставляла проходить учениц через ад, чтобы сделать их не только совершенными, но и защищенными в большом мире. Плохо это или хорошо, но это ее метод и он работал. И сейчас работает.
Дети готовы платить
Сотни десятилетних девочек и мальчиков каждый год штурмуют Вагановское училище, чтобы так же осуществить свою мечту. Вот, что говорит мать такой ученицы: «Это уже сейчас и боль, и слезы. Каждый раз, когда она ревет, говорю – давай больше не пойдем. Она слезы вытерла, и сразу: "А смотри, какой у меня подъем!" - и все заново. Это необъяснимо: страшно, больно, жестоко, в 35 лет на пенсию, и так далее, а она: "Я хочу! И все"».
Не далеко от наших юных танцоров ушли их китайские товарищи, которые буквально заматывают носок ноги на деревянную палку для лучшей растяжки стопы. На такое даже смотреть больно, а они плачут и делают. Чтобы стать когда-нибудь звездами балета.
В спорте примерно также: боль, слезу преодоление.
В обучении физической боли нет, но ты и твое время тебе не принадлежит. Все силы и время – только на результат.
К слову, когда мой сын заявил, что хочет хорошо сдать экзамены, чтобы продолжить обучение в десятом классе, а потом пойти в технический ВУЗ, я показала ему, как готовятся отличники. Так сказать, поделилась опытом. Втянулся, и занимался столько, что репетитор назвала его «машиной для решения задач» и самым упорным своим учеником. За пару месяцев до экзамена учился по восемь-десять часов в день, если не больше. Результат хорош, даже школьные учителя были удивлены.
Были ли в этой гонке элементы насилия? – Однозначно. Причем, насилия над собой. Доволен ли сын? – Тоже да. Серьезная подготовка к экзамену – это труд. И местами боль. Такова жизнь.
Эльвира: одержимость любовью.
В фильме «Гадкая сестра» Эльвира так хотела получить любовь принца и ради этого готова была пойти абсолютно на все. САМА. ДОБРОВОЛЬНО. Точно так же, как добровольно истязают себя спортсмены и студенты балетных училищ. Это не самая здоровая, но вполне привычная практика.
Эльвира истязала себя сама, цель была важнее средств. Одержима своим навязчивым желанием, буквально обезумела от него. Мать, лишь помогала ей достичь успеха, как помогают преподаватели балета своим ученицам.
Но при этом, мать раз за разом предлагала Эльвире остановиться и понять, что кроме принца есть и другие мужчины. Пыталась купировать ее самые дикие проявления.
Есть стандарт и требования – вот тренеры и педагогии тянут учеников к этому стандарту, сквозь боль и лишения. А не тянуть нельзя, иначе успеха не достичь. Но все же стараются, по возможности не переступать черту.
Ленточный червь.
Обращаю внимание на момент с ленточным червем. Многие упустили, что Эльвира приняла этот препарат втайне от матери, причем очень боялась, что она узнает. На это режиссер прямо заострила внимание. То есть, мать на червя согласия не давала. Но, многие упорно обвиняют мать.
А дала это яйцо Эльвире ее преподавательница, которая сама прошла через прием этого червя, а потому ничего плохого в этом не видела. Да, это правда жизни: прошедший болезненный опыт - калечит других. Причем, из лучших побуждений.
Кстати, ногу Эльвира тоже изначально изувечила себе сама. Сначала добыла туфлю в борьбе с Золушкой, а потом начала кромсать себе пальцы. Мать пришла, когда нога была уже изуродована до инвалидности и лишь завершила дело. Я полагаю, чтобы жертва дочери хотя бы не была напрасной.
Эльвира была фанатична до безумия. Таким легче дать, чем отказать. Если одержимым не помочь, то они сделают сами, еще более жестоко по отношению к себе.
То есть, этот фильм о вреде фанатичной одержимости своей целью. Это не всегда хорошо и правильно, а иногда просто опасно. Этот фильм предупреждает, что если немного пережать, можно стать не Агриппиной Вагановой, а «гадкой сестрой» Эльвирой.
Талант сильнее стараний
Вторая важная тема этого фильма: противопоставление врожденных способностей выучке и натасканности. Гений против упорства, талант против божьей искры.
Да, в фильме девушки соперничают в артистизме и внешней привлекательности, но могли бы бороться и в любой другой сфере.
Агнес – гений, ей все дается буквально даром. Эльвира – упорная трудяга, которая пробивает бетонную стену лбом в погоне за своей мечтой.
Похожее противостояние было в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»:
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!
Эльвира в период своих вспышек испытывает по отношению к Агнес то, что Сальери испытывал к Моцарту в поэме Пушкина: ей до ярости обидно из-за несправедливости мира. Больно, когда кому-то приходится буквально выгрызать из себя результат, а кто-то просто родился талантливым (привлекательность – это тоже талант).
И это заставляет Эльвиру идти на все большие жертвы. Только бы победить.
Но беда в том, что гений всегда победит простого трудягу без особых способностей. Легко победив. Не то чтобы не устав, даже не заметив «соревнования».
Как бы не бился трудяга, а с гением ему тягаться не под силу. Равных себе победит, даже чуть более способных победит, а гению и таланту все равно проиграет.
Работа, страдания и старания в расчет не идут, когда дело доходит до таланта.
Или есть – или нет. И это никак не изменить. Да, можно стать мастером своего дела, но уникальные способности от этого не появится. Ремесло будет, а не гениальность.
Эльвира очень старалась, но ей не повезло столкнуться с гениальной в своей привлекательности Золушкой. В жизни так тоже часто бывает.
Скрытый смысл фильма
Фильм «Гадкая сестра» напоминает о том, что для больших достижений нужны большие же старания и такие же большие жертвы, а еще о том, что все эти жертвы и старания могут быть напрасны и успеха не гарантируют, если не повезет встретиться с гениальным конкурентом.
В жизни нужно быть упрямым, но гибким, одержимым, но не зацикленным.
Чем выше притязания, чем выше риски и тем меньше вероятность достичь своей цели. Такова жизнь.
Так что, стоит как следует подумать, а так ли уж важна цель, если для ее достижения нужны огромные жертвы?