Найти в Дзене

Мэтр русских пейзажей

Художника Ивана Шишкина за непревзойденный талант современники называли «царем леса». Он обладал уникальным даром – в его картинах даже самые скромные пейзажи обретали величие и вечность. Широкую известность художник получил благодаря знаменитой картине «Утро в сосновом бору». Но его кисти принадлежит множество других полотен, глядя на которые каждый русский человек узнает знакомые пейзажи. Картины Ивана Шишкина стали эталоном русской пейзажной живописи. Родина Шишкина Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – небольшом провинциальном городке. Здесь до сих пор сохранился дом, построенный отцом будущего мастера, где Шишкин провел свои ранние годы. Сегодня в нем открыт музей пейзажиста. Отец Шишкина торговал хлебом и был успешным купцом. Не имея школьного образования, он самостоятельно обучился грамоте и проявил себя как деятельный человек. Активно участвовал в общественной жизни, занимал должность городского головы и даже организовал строительство деревянного водопровода в ро

Не только «Утро в сосновом бору»

Художника Ивана Шишкина за непревзойденный талант современники называли «царем леса». Он обладал уникальным даром – в его картинах даже самые скромные пейзажи обретали величие и вечность. Широкую известность художник получил благодаря знаменитой картине «Утро в сосновом бору». Но его кисти принадлежит множество других полотен, глядя на которые каждый русский человек узнает знакомые пейзажи. Картины Ивана Шишкина стали эталоном русской пейзажной живописи.

Родина Шишкина

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – небольшом провинциальном городке. Здесь до сих пор сохранился дом, построенный отцом будущего мастера, где Шишкин провел свои ранние годы. Сегодня в нем открыт музей пейзажиста. Отец Шишкина торговал хлебом и был успешным купцом. Не имея школьного образования, он самостоятельно обучился грамоте и проявил себя как деятельный человек. Активно участвовал в общественной жизни, занимал должность городского головы и даже организовал строительство деревянного водопровода в родном городе. Мать будущего художника занималась домашним хозяйством. Желая обеспечить сыну достойное образование и перспективы в жизни, родители отправили его учиться в гимназию в Казань. Однако с юных лет Иван Шишкин испытывал страсть к рисованию. Оставив учебу, он убедил отца разрешить ему поехать в Москву, где поступил в училище живописи и ваяния.

Мать художника поначалу тоже не одобряла его выбор, называя увлечение сына «пачкатней бумаги». И лишь когда Шишкин, будучи уже знаменитым и состоятельным художником, пригласил ее в Петербург, она, увидев его квартиру, воскликнула: «Ваня, зачем ты писал, что ты маляр? Ты ведь настоящий генерал!»

Мастер пейзажа

В годы учебы Ивана Шишкина в училище жанр пейзажа не пользовался большой популярностью у художников. А если к нему и обращались, то рисовали на заграничный манер. Шишкин черпал вдохновение в родных просторах, фиксируя их с точностью документалиста. «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, – а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды», – говорили о нем в училище. Национальный пейзаж только начинал формироваться, и Иван Шишкин обещал стать его непревзойденным мастером.

После завершения учебы в училище Шишкин поступил в Императорскую академию художеств. Именно здесь его талант раскрылся в полной мере. Уже в первый год обучения он был удостоен двух малых серебряных медалей. Первую он получил за свою дебютную картину «Вид в окрестностях Петербурга», а вторую – за рисунки, выполненные в Дубках на берегу Финского залива. Летом он отправлялся на пленэр на Валаам – величественная природа острова навсегда пленила его. Так, в 1858 году Шишкин получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме». Год спустя ему вручили малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме», а еще через год – большую золотую медаль за две картины: «Вид на острове Валааме (Местность Кукко)».

Путешествие в Европу

Будучи одним из лучших выпускников академии, Шишкин получил право на пенсион – особый грант, который позволял отправиться в Европу для изучения искусств. Свое путешествие Шишкин начал в 1861 году. Он посещал художественные мастерские в Мюнхене, Цюрихе, Женеве и Дюссельдорфе. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», написанная в этот период, принесла ему звание академика. В Европе Шишкин также освоил техники гравирования.

Однако даже находясь за границей, в его работах сквозило что-то родное, знакомое – тенистые леса, извилистые тропинки, коренастые деревья. Кажется, будто это не виды Швейцарии или Германии, а родное Подмосковье. Затосковав по родине, Шишкин возвращается в Россию. Спустя много лет, отвечая на вопросы анкеты в «Петербургской газете», он заявляет: «Мой девиз – быть русским!»

Становление мастера

После возвращение в Россию Шишкин постепенно обретает славу великого пейзажиста. В 1867 году он пишет картину «Рубка леса», которая становится важной вехой в его творчестве, открывая этап зрелого творчества. В этой картине художник передает дух северной русской природы, сочетающей в себе суровую мощь и щедрость.

-2

Шишкин много путешествует по России, предпочитая писать с натуры. В 1869 году он пишет картину «Полдень. В окрестностях Москвы», где впервые изображает бескрайние просторы русских полей. Это картина стала первой, которую у Шишкина приобрел известный коллекционер и меценат Павел Третьяков. Но, пожалуй, самой известным изображением поля у художника становится картина «Рожь». Она написана на основе этюдов, выполненных летом 1877 года во время поездки в родную Елабугу. На ней – Лекарское поле, где среди золотистых колосьев ржи возвышаются величественные сосны. Эту работу также приобрел Третьяков, и сегодня она занимает почетное место в коллекции Третьяковской галереи.

Спор из-за бревен

Шишкин считал верность натуре главным художественным принципом. Однажды произошел случай, который ярко иллюстрирует его подход к искусству. Шишкин оказался в мастерской Репина, где увидел картину, изображающую сплав плотов по реке. Иван Иванович спросил коллегу, из какой породы дерева сделаны эти плоты. Репин, недоумевая, ответил, что это не имеет значения. На это Шишкин подробно объяснил, что разница между породами дерева огромна – только из определенных видов можно сделать плот. Репин, тогда еще молодой художник, позже признался, что под влиянием критики старшего коллеги уничтожил свою картину.

Вдохновение – это сама работа

Согласно воспоминаниям современников, Шишкин отличался незаурядной внешностью – высокий, с густой бородой, пышной шевелюрой и невероятной физической силой, он напоминал настоящего русского богатыря. Художник был известен своим невероятным трудолюбием. «Нечего ждать пресловутого «вдохновения». Вдохновение – это сама работа!» – говорил художник.

Именно это упорство и преданность делу помогли ему пережить многочисленные личные трагедии. Впервые Шишкин женился в 1868 году на сестре своего друга, художника Федора Васильева – Евгении. В этом браке родились трое детей – два сына и дочь. К сожалению, оба мальчика умерли, а в 1874 году ушла из жизни и его жена. Справиться с горем Шишкину удалось только полностью погрузившись в работу. Во второй раз он женился в 1880 году на своей ученице Ольге Лагоде, но и она скончалась спустя год после свадьбы.

Те самые мишки в лесу

Иван Шишкин стал живой легендой еще при жизни. Сблизившись с передвижниками, он активно участвовал в их выставках, на одной из которых его представили императору Александру III. Николай II хотел приобрести его картину «На опушке соснового леса», но художник отказал ему. Позже полотно было продано племяннику императора, Николаю Стахееву, коллекционеру живописи. Кстати, в 2016 году эта картина была продана на аукционе Sotheby’s за 2 миллиона долларов.

Однако всенародную славу Ивану Шишкину принесли конфеты «Мишка косолапый». Их начала выпускать в 1913 году фабрика «Эйнем» (после революции – «Красный Октябрь»).

-3

Обертку конфет украсило изображение по мотивам картины «Утро в сосновом бору». Эту работу Шишкин написал в 1889 году, а вот четырех медведей на полотне изобразил Константин Савицкий. Картину сразу же приобрел Павел Третьяков за 4000 рублей – большую по тем временам сумму для пейзажа. Савицкий получил гонорар в 1000 рублей, что стало причиной для обиды, так как он считал, что гонорар должен был быть разделен поровну.

Смерть за мольбертом

Иван Иванович Шишкин ушел из жизни в 1898 году, скончавшись от сердечного приступа прямо за мольбертом, работая над новой картиной. Его смерть стала символичной – до последнего момента он оставался верен своему призванию, продолжая воспевать красоту русской природы.

Шишкин оставил после себя огромное творческое наследие, став одним из самых узнаваемых и любимых художников России. Его работы до сих пор вдохновляют зрителей и художников. А его знаменитые медведи с картины «Утро в сосновом бору», ставшие символом целой эпохи, продолжают жить в памяти миллионов.