Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию заключительную часть обзора могил знаменитостей, похороненных на участке №6 главного некрополя Советского Союза.
В самом конце участка №6 рядом с главной аллеей находится захоронение семьи талантливых скульпторов Манизер.
Манизер Матвей Генрихович (1891–1966)
Советский скульптор – монументалист. Один из наиболее ярких представителей социалистического реализма в скульптуре.
Человек необычайно одаренный и разносторонний. Достаточно сказать, что он одновременно и одинаково успешно учился на математическом отделении Петербургского университета и в академии художеств на отделении скульптуры, которое закончил с в 1916 году с золотой медалью. Через три года после окончания Академии художеств, в 1919 году, Манизер поступил на последний курс Петроградской консерватории по классу виолончели.
Таким образом, к 30 годам молодой мужчина имел ТРИ высших образования.
С середины 1920-х годов начинается многолетняя деятельность Манизера как скульптора-монументалиста.
В конце 20-х годов Матвей Манизер получает заказ на сооружение грандиозного памятника жертвам 9 января 1905 года на Преображенском кладбище Ленинграда. Ныне оно так и называется «Кладбище Памяти жертв 9 января».
Зарекомендовав себя мастером огромных многофигурных композиций, Манизер становится автором таких известных произведений, как памятник Чапаеву в Куйбышеве (ныне Самара), памятник Тарасу Шевченко в Харькове и многих других.
Когда в середине 30-х годов в Москве развернулось строительство метрополитена, который должен был стать лучшим в мире, Матвей Манизер вместе со своей женой активно принимали участие в создании его интерьеров.
Каждый человек хотя бы раз, в жизни побывавший в Москве видел бронзовые фигуры, украшающие станцию метро «Площадь революции», автором которых стал Матвей Генрихович.
Кроме 20 фигур на станции «Площадь революции» Манизер создал композицию «Партизаны» (станция Партизанская) и «Белорусские партизаны» на станции «Белорусская».
В 40-е-50-е годы 20 века Матвей Генрихович был одним из авторитетнейших советских скульпторов.
Об этом свидетельствует тот факт, что в марте 1953 года именно ему доверили снять посмертную маску И.В. Сталина.
Скончался академик Манизер в 1966 году в возрасте семидесяти пяти лет, оставив богатейшее творческое наследие.
Был похоронен на шестом участке Новодевичьего кладбища, ряд 37, место 1. В 1971 году рядом с ним упокоилась и супруга.
Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971)
Родилась в Петербурге. В 1922–1925 годах училась на скульптурном факультете Высшего художественно-технического института у М.Г. Манизера, за которого в 1926 году вышла замуж.
В отличие от мужа – монументалиста была великолепным мастером миниатюрной скульптуры и декоративных рельефов.
Удивительно точно умела передавать движение. Основными темами её творчества были спорт и балет.
Участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта.
Создала 16 барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И. В. Сталина в окружении знамен на станцию метро «Добрынинская» (1949).
По завещанию Матвея Манизера, на их общей с женой могиле был установлен памятник, который он собственноручно изваял при жизни.
Совсем молодые и удивительно красивые мужчина и женщина напоминают античных героев. Их нагота не кажется неуместной на кладбище, а выглядит как воплощение вечной жизни и любви.
Наверное, они хотели, чтобы люди запомнили их молодыми и красивыми. На мой взгляд, мастеру это удалось, ведь он был действительно мастером.
В 2016 году рядом с родителями упокоился их сын,
Манизер Гуго Матвеевич (1927–2016)
Советский и российский художник (живописец, график), Почетный член Российской академии художеств.
Сын скульпторов Матвея Манизера и Елены Александровны Янсон-Манизер.
В 1952 г. окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова. В течение сорока лет преподавал рисунок студентам факультета скульптуры, имел ученое звание профессора, был проректором по учебно-воспитательной работе. Член Московского Союза Художников, член Международного Художественного Фонда. Кандидат искусствоведения.
Создатель цикла работ «Страна моя родная», подаренного автором государству.
Скончался 4 декабря 2016 года на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №6 рядом с родителями.
Более подробно о жизни и творчестве этой удивительной семьи скульпторов можно прочесть, перейдя по ссылке.
Рядом с семьей Манизер упокоился
Охлопков Николай Павлович (1900–1967)
Выдающийся советский актёр театра и кино, режиссёр и педагог. Главный режиссёр Реалистического театра (1930—1937) и Московского театра имени Маяковского (1943—1966). Народный артист СССР.
Родился в Иркутске в семье полковника царской армии.
В 1910—1917 годах Николай учился в Иркутском кадетском корпусе, в художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова, в музыкальной школе по классу виолончели. Во время учёбы впервые принял участие в любительском спектакле «Свадьба» в роли телеграфиста Ятя.
В 1917 году устроился в Иркутский городской театр в качестве мебельщика-декоратора, а в 1918 году стал актёром этого театра, где служил до 1921 года.
В 1919 году стал одним из организаторов Иркутского Молодого театра, где в 1922 году поставил «Мистерию-буфф» Маяковского, после чего был отправлен на обучение в Москву.
В 1922—1923 годах учился в ГИТИСе и параллельно играл в Московском театре Революции. В 1923 году на него обратил внимание Мейерхольд и пригласил в свой театр.
В кино дебютировал как актёр в 1924 году.
В 1926—1928 годах служил актёром и режиссёром Одесской кинофабрики ВУФКУ, затем — режиссёром студии «Госвоенкино» (Москва).
В 1930—1937 годах возглавлял Реалистический театр, где в 1935 году поставил «Аристократов» Николая Погодина, вызвавших большой интерес у мировых театральных деятелей во время Третьего театрального фестиваля в Москве.
В 1937 году снялся в фильме «Ленин в Октябре» где сыграл рабочего Василия, которому довелось, как сейчас говорят быть охранником при Ленине. Эту же роль Охлопков сыграл в продолжении ленинианы «Ленин в 1918 году».
В 1938 году Николай Павлович снялся в легендарном фильме «Александр Невский» в роли Василия Буслаева.
В 1940 году в фильме «Яков Свердлов» ему досталась роль Федора Ивановича Шаляпина.
Другие наиболее заметные роли в кино: «Кутузов» — Барклай-де-Толли, «Повесть о настоящем человеке» — комиссар Воробьёв, «Далеко от Москвы» — Батманов Василий Максимович.
В 1943 году после возвращения из эвакуации из Омска был назначен художественным руководителем и главным режиссёром Московского театра драмы (Театр имени Маяковского с 1954 года), где служил до своей смерти.
В 1954 году был назначим заместителем министра культуры СССР, став первым представителем творческой интеллигенции на столь высоком посту. Однако через год подал заявление по собственному желанию и вернулся в театр.
Николай Павлович Охлопков скончался 8 января 1967 года в Москве после тяжёлой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6, ряд 37, место 2).
Автором памятника известному актеру стал скульптор Костромитин.
В следующем 38 ряду похоронены
Никулин Григорий Петрович (1895–1965)
Активный партийный и хозяйственный деятель.
Будучи военнослужащим в феврале 1917 года вступил в РСРП(б) и сразу же избирается членом местного Совета.
Окончив курсы пропагандистов при Екатеринбургском Городском Комитете РСДРП (б) избирается Секретарем Таватуйского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в должности которого состоит до марта 1918 года.
С началом гражданской войны получает назначение в, так называемый, «Летучий отряд Екатеринбургской ЧК». Не знаю, насколько корректно такое сравнение, но мне кажется , что эти отряды были неким прообразом нынешних силовых подразделений спец служб.
4 июля 1918 года по рекомендации Я. М. Юровского был назначен на должность Помощника Коменданта «Дома Особого назначения».
Если кто не знает, так в официальных документах назывался дом купца Ипатьева в Екатеринбурге, где содержалась под арестом семья последнего российского императора Николая II.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года был одним из исполнителей расстрела Царской семьи и их свиты в подвале Ипатьевского дома. Считал это событие одним из самых ярких в своей жизни, с гордостью о нем вспоминал и даже оставил мемуары.
В начале двадцатых годов был направлен в Москву, на должность начальника МУРа, в которой прослужил несколько лет. В дальнейшем занимал ряд ответственных должностей. В 1935–1956 годах занимал должность начальника Московской станции водоснабжения. Персональный пенсионер. Скончался 22 сентября 1965 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №6.
Маркс Джон Бивер (1903–1972)
Деятель международного коммунистического и национально-освободительного движения Южно-Африканской Республики.
Возглавлял Африканский национальный конгресс, а с 1962 года Южноафриканскую коммунистическую партию.
В 1971 году перенес тяжелый инсульт и был направлен на лечение в Советский Союз. Умер в ЦКБ 1 августа 1972 года. Был похоронен на 6 участке Новодевичьего кладбища.
В 2015 году прах был перезахоронен в ЮАР, поэтому ныне надгробие является кенотафом.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Буквально завтра мы с вами начнем знакомиться с участком №7 а пока всего вам доброго и до скорой встречи