Найти в Дзене
Музыкальный киоск

Высоцкий нашего детства

Был такой режиссёр документального кино Алексей Габрилович. Те, кто застал ещё чёрно-белые и первые цветные телевизоры, которые стали более-менее доступны в середине 80-х годов прошлого века, должны помнить его фильмы "Цирк нашего детства", "Кино нашего детства", а также похожие по названиям ленты про футбол и дворы.

Давно уже нет Габриловича, его фильмы как-то позабылись и про них редко кто вспоминает. А ведь подумать - когда они выходили на телевизионный экран с нами уже не было того, о котором мы вспоминаем в эти дни. Не хотелось бы говорить высокие слова и вдаваться в помпезность типа "Каким он парнем был" и тому подобное. Сейчас совершенно смело можно сказать, что парнем он был непростым, прожил свою жизнь, что называется "на полную катушку" и сгорел. Сгорел даже не на работе, а от себя самого.

Первые четыре пластинки из серии "На концертах Владимира ВЫСОЦКОГО"
Первые четыре пластинки из серии "На концертах Владимира ВЫСОЦКОГО"

Мне совершенно не нравится, что из него сделали икону - смотрите, дескать, какой он был гениальный, а как его гнобили в советское время, ничего ему не давали играть, никуда не выпускали... Разбору этих утверждений можно посвятить отдельную статью. Не всем она понравится, но, как говорится - "из песни слов не выкинешь". Потому что, спустя 45 лет после его ухода из жизни, многое начинаешь понимать и смотреть на это немного по иному.

Но! За его несколько песен, за его роль Глеба Жеглова и за музыкальную тему, с которой начался знаменитый мультсериал "Ну, погоди!" ему можно простить всё. Как многое, со временем, мы простили Пушкину, Лермонтову, Есенину и многим другим замечательным творческим личностям, которые при жизни обладали весьма и весьма неоднозначным характером. Таков был и Владимир Семёныч. Которым в нашем далёком детстве оставалось только восхищаться. Ведь вроде как получилось - его полублатные песни переписывались на толстых катушках бобинных лент и одновременно это был одним из самых популярных актёров советского телеэкрана конца 70-х годов. А после Глеба Жеглова его действительно полюбили все. Ведь он своей игрой сделал практически невозможное - из отрицательного (в первоисточнике) персонажа сделал кумира для миллионов мальчишек только одной своей фразой "Вор должен сидеть в тюрьме".

Всего была издана 21 пластинка из серии "На концертах..."
Всего была издана 21 пластинка из серии "На концертах..."

Я немного застал Высоцкого при жизни. А вот московскую Олимпиаду всю. И до всех этих памятных событий 1980 года, будучи ещё совсем маленьким ребёнком, уже знал кто такой Высоцкий. Потому что очень любил слушать свой "Урал-112". Это была радиола с проигрывателем пластинок. Среди которых были две маленькие пластинки, их тогда ещё называли миньонами (да-да! миньоны были задолго-задолго до мультфильма "Гадкий Я"). На этих небольших виниловых пластинках, на которых умещалось обычно четыре песни, были музыкальные номера Высоцкого, который пел о Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Записаны они были в сопровождении оркестра. Особенно мне полюбились "Он не вернулся из боя" и "Мы вращаем землю". Спустя некоторое время, когда я узнал подробности об исполнителе, был изрядно удивлён, что эти песни были написаны не фронтовиком, а человеком, который никогда не служил в армии. Поэтому, когда рассказывают, что музыкальное творчество Высоцкого было под фактическим запретом данное утверждение не совсем соответствует действительности.

В 1986-ом году на фирме "Мелодия" выходит две пластинки-гиганта с военными песнями Высоцкого
В 1986-ом году на фирме "Мелодия" выходит две пластинки-гиганта с военными песнями Высоцкого

Более того, когда история Советского Союза подошла к своему концу, в музыкальный магазин, который располагался на Нижнем рынке Ставрополя, завезли большое количество пластинок для распродажи. Можно было купить по бросовым ценам много интересных и даже редких дисков. Так в мой коллекции оказалась двойная виниловая пластинка "Алиса в стране чудес", где Высоцкий выступил как автор песен для этой сказки. Справедливости ради надо отметить, что по информации, заслуживающей доверия, после выхода пластинки была уволена редактор фирмы "Мелодия" Евгения Лозинская. Потому что полную свободу творчеству Высоцкого, для выхода на широкую аудиторию, не давали. Да и не могли дать. Кто знает, вполне возможно это и послужило его популярности в Советском Союзе. И не только. Потому что пластинки с его записями издавались за рубежом ещё при его жизни.

Фрагмент заключительной сцены с участием Жеглова в сериале "Место встречи..."
Фрагмент заключительной сцены с участием Жеглова в сериале "Место встречи..."

Я очень смутно помню первый показ телесериала "Место встречи изменить нельзя". В котором сложилось всё - и музыка Геворгяна (до этого работавший с Высоцким над пластинкой об Алисе) и отличная режиссура, актёрский состав и многое-многое другое. Что там говорить, спустя множество лет мы узнали тайну этого сериала - некоторые сцены режиссировались не Говорухиным, а Высоцким (например, эпизод с участием погибшего оперативника Васи Векшина). И если в первых сериях интерес к фильму был, во многом, связан с тем, что в многосерийной для тех лет работе впервые участвует полузапретный актёр, то к концовке об этом уже все позабыли. А пятую серию и вовсе смотрели, как я помню, на одном дыхании. Признаюсь честно, я тогда был совсем несмышлёный и совершенно не понимал, почему Жеглова в концовке фильма так мало. Что было - то было)). В конце концов, единственный прижизненный для Высоцкого показ сериала состоялся, когда мне было немногим более пяти лет. Но тогда я, несмотря на возраст, уже осознавал, что Жеглова играет тот самый Высоцкий из пластинок с военными песнями...

И вот тут я хочу перейти к мистической части своего повествования. Дело в том, что в главной информационной телепередаче "Время", которая выходила в СССР ровно в 21.00 по двум основным телеканалам, регулярно сообщалась информация об уходе их жизни знаменитых людей. До сих пор помню как торжественно-печально сообщили зрителям о смерти Михаила Жарова в 1981-ом году. Через несколько лет такую печальную информацию будут подавать немного проще. Но шок от того, что в программе "Время" сообщили с небольшим интервалом, что больше нет Папанова, а чуть позже и Миронова, помню до сих пор. И мне почему-то до сих пор кажется, что сообщение о смерти Высоцкого было в программе "Время". Конечно же, этой новости в вечерних телевизионных новостях на самом деле не было. Но как, в таком случае, об этой трагедии узнали все, в том числе и мои родители - этого я объяснить не могу. Узнали, но не хотели в неё поверить. Ведь Высоцкий после роли Жеглова стал, как это модно сейчас говорить, мега-звездой и вдруг... Более того, совсем недавно по телевизору показали "Маленькие трагедии" c ярким участием Высоцкого в роли Дон Гуана (в этом же фильме сыграла и Наталья Данилова из "Места встречи..." и одна из самых загадочных актрис советского кино Светлана Переладова). И вдруг - его больше нет.

Не было тогда интернета. В эфире в наших краях и вовсе тогда был только один канал телевидения. Газеты вовремя приходили только центральные и краевые с районной. Как здесь все узнали что Высоцкого больше нет - загадка.

...Пройдут годы. Творчество Высоцкого станет доступным и уже в конце 80-х годов в магазине промтоваров села Кочубеевского, в котором на момент написания материала располагается магазин по продаже телевизоров и бытовой техники, в ассортименте появятся пластинки из серии "На концертах Владимира Высоцкого". По мере возможности я старался покупать выходившие новые диски этой серии. И некоторые из них приобрёл именно в этом магазине райцентра за "Пассажем". Часть пластинок покупалась в Ставрополе. По печальному стечению обстоятельств этот проект стал лебединой песней для всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия". Она начала издавать эту серию в 1987-ом году, а последняя пластинка вышла в 1992-ом, когда страны не стало, а чуть позже и самой "Мелодии"...

А потом как-то стало не до Высоцкого, но...

Владимир Высоцкий. Последние съёмки поэта.Июль 1980г.#высоцкий#владимирвысоцкий#высоцкийвладимир

...Сейчас, спустя множество лет после ухода из жизни этого неординарного актёра и поэта, о нём можно узнать интересного. Многое из воспоминаний о нём может перевернуть восприятие его творчества с точки зрения современных реалий. Но давайте оставим его в покое. И просто вспомним то хорошее, что успел он сделать в своей жизни.

Он ведь таким и запомнился - отрицательным персонажем, но которому симпатизируешь. Тем самым положительным Глебом Жегловым. Которому веришь.