В музее современного искусства в Сантьяго-де-Компостела я наткнулась на работу «Мандала» испанской современной художницы.
Что же она хотела этим сказать?…
Обо всем по порядку.
Пилар Альбаррасин, родилась в Севилье в 1968 году. Испанская художница и перформансистка, чьи работы получили мировое признание.
После окончания Севильского университета по специальности изящных искусств, Альбаррасин быстро заявила о себе на международной арт-сцене благодаря своему уникальному и провокационному стилю.
Центральное место в её творчестве занимает исследование и деконструкция испанских и андалузских стереотипов. Художница мастерски использует иронию и сарказм, чтобы бросить вызов укоренившимся представлениям об Испании, особенно тем, что связаны с Андалусией.
Темы фламенко, корриды, религии, патриархата и так называемого "испанского китча" становятся объектом её критического осмысления.
Значительная часть работ Альбаррасин посвящена роли женщины в андалузском обществе и традициях. Она критически переосмысливает понятия "женственности", чувственности и эротизма, часто прибегая к юмору и пародии. Многие её произведения носят глубоко личный характер, отражая переживания и восприятие мира самой художницей.
Пилар Альбаррасин- художница, работающая в самых разных медиа. Её перформансы часто отличаются смелостью, провокационностью и мощной энергией. Она активно использует видео и фотографию для документирования своих идей и создания полноценных произведений искусства. Кроме того, Альбаррасин создает сложные инсталляции и коллажи, используя повседневные объекты и символы для конструирования многослойных композиций.
Одной из наиболее знаковых серий Альбаррасин является «Происхождение нового мира», начатая в 2012 году. Одну из работ серии я и увидела в Музее современного искусства Сантьяго-де-Компостела.
В рамках этого проекта художница создаёт произведения из женского нижнего белья, пожертвованного её близким окружением.
Процесс создания этих работ с самого начала поднимал важные вопросы о теле и интимности. Когда Альбаррасин обратилась к женщинам с просьбой «пожертвовать» своё нижнее белье, эта просьба вызвала целый спектр реакций- от веселья до замешательства и даже раздражения, но никого не оставила равнодушным. Это инициировало дискуссию о трусах, нарушая табу на тему, обычно окутанную молчанием и интимностью. Голоса этих женщин показали, что каждая деталь нижнего белья несёт в себе историю, и что каждый человек по-разному относится к разговорам об этом: смущение, расслабленность, эмоциональность, скромность. Выставляя эти работы, созданные из «пожертвованных» предметов, художница представляет женщин не как объекты, а как освобождённых субъектов.
После классификации, отбора и комбинирования пожертвованного белья по геометрическим узорам, основанным на космических кругах, Альбаррасин сшивает их вместе, создавая серию мандал. Применение шитья в её творчестве подчёркивает роль, которую это ремесло традиционно играло в социализации женщин. Более того, использование повседневного объекта и возможность собрать сотни таких предметов усиливает глубину вопросов, которые ставит художница, одновременно меняя их природу. Эстетическое отчуждение преобразует эти предметы, перерабатывая их в произведения искусства.
Работы Пилар Альбаррасин выставлялись в ведущих галереях и музеях по всему миру, включая Музей современного искусства города Парижа, Гамбургер Банхоф в Берлине, PS1 MoMA в Нью-Йорке, Стамбульский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства в Москве и Музей Киасма в Хельсинки.
Она остаётся важной фигурой в современном искусстве, которая своей острой и часто шокирующей эстетикой заставляет зрителя глубоко задуматься о культурных штампах и социальных конструкциях.
Честно говоря, инсталляция из нижнего белья в Музее современного искусства в Сантьяго-де-Компостела, не произвела на меня впечатления и даже обескуражила. Однако, множество других работ этой художницы оказались чрезвычайно глубокими и мощными по заложенному в них смыслу, затрагивая проблемы, которые волнуют многих людей.