Найти в Дзене
Йулли Ми

Ироничный взгляд на испанские стереотипы и женскую идентичность: Пилар Альбаррасин

В музее современного искусства в Сантьяго-де-Компостела я наткнулась на работу «Мандала» испанской современной художницы. Что же она хотела этим сказать?… Обо всем по порядку.  Пилар Альбаррасин, родилась в Севилье в 1968 году. Испанская художница и перформансистка, чьи работы получили мировое признание. После окончания Севильского университета по специальности изящных искусств, Альбаррасин быстро заявила о себе на международной арт-сцене благодаря своему уникальному и провокационному стилю. Центральное место в её творчестве занимает исследование и деконструкция испанских и андалузских стереотипов. Художница мастерски использует иронию и сарказм, чтобы бросить вызов укоренившимся представлениям об Испании, особенно тем, что связаны с Андалусией.  Темы фламенко, корриды, религии, патриархата и так называемого "испанского китча" становятся объектом её критического осмысления. Значительная часть работ Альбаррасин посвящена роли женщины в андалузском обществе и традициях. Она критически

В музее современного искусства в Сантьяго-де-Компостела я наткнулась на работу «Мандала» испанской современной художницы.

Мандала «Радуга», 2012 год
Мандала «Радуга», 2012 год

Что же она хотела этим сказать?…

Обо всем по порядку. 

Пилар Альбаррасин, родилась в Севилье в 1968 году. Испанская художница и перформансистка, чьи работы получили мировое признание.

Пилар Альбаррасин, 2024 год
Пилар Альбаррасин, 2024 год

После окончания Севильского университета по специальности изящных искусств, Альбаррасин быстро заявила о себе на международной арт-сцене благодаря своему уникальному и провокационному стилю.

«Pata negra” (2005)- это традиционный испанский деликатес: хамон. Фотография, на которой запечатлена сама художница, символизирует насильственное "проглатывание" женщиной традиционных, часто ограничивающих, представлений о женственности и её роли в испанском обществе
«Pata negra” (2005)- это традиционный испанский деликатес: хамон. Фотография, на которой запечатлена сама художница, символизирует насильственное "проглатывание" женщиной традиционных, часто ограничивающих, представлений о женственности и её роли в испанском обществе

Центральное место в её творчестве занимает исследование и деконструкция испанских и андалузских стереотипов. Художница мастерски использует иронию и сарказм, чтобы бросить вызов укоренившимся представлениям об Испании, особенно тем, что связаны с Андалусией. 

«Горошек», 2004. Работа изображает саму художницу, одетую в белое платье фламенко, которая прокалывает свое тело иглами, в результате чего на ткани появляются красные пятна, имитирующие кровь. Это одна из ее наиболее узнаваемых и символичных работ, исследующая темы насилия
«Горошек», 2004. Работа изображает саму художницу, одетую в белое платье фламенко, которая прокалывает свое тело иглами, в результате чего на ткани появляются красные пятна, имитирующие кровь. Это одна из ее наиболее узнаваемых и символичных работ, исследующая темы насилия

Темы фламенко, корриды, религии, патриархата и так называемого "испанского китча" становятся объектом её критического осмысления.

Кастрюля, 1998. Инсталляция символизирует женщину, оказавшуюся в ловушке или поглощённую домашними обязанностями, возможно, до такой степени, что это приводит к удушению или уничтожению её индивидуальной идентичности. «Давление» крышки выражает общественное давление на женщин, заставляющее их соответствовать этим ролям
Кастрюля, 1998. Инсталляция символизирует женщину, оказавшуюся в ловушке или поглощённую домашними обязанностями, возможно, до такой степени, что это приводит к удушению или уничтожению её индивидуальной идентичности. «Давление» крышки выражает общественное давление на женщин, заставляющее их соответствовать этим ролям

Значительная часть работ Альбаррасин посвящена роли женщины в андалузском обществе и традициях. Она критически переосмысливает понятия "женственности", чувственности и эротизма, часто прибегая к юмору и пародии. Многие её произведения носят глубоко личный характер, отражая переживания и восприятие мира самой художницей.

«Револьвер», 2012. Через эту работу Альбаррасин подвергает сомнению традиционные представления о гендерных ролях, страсти, насилии и "испанскости", предлагая ироничный и критический взгляд на устоявшиеся образы
«Револьвер», 2012. Через эту работу Альбаррасин подвергает сомнению традиционные представления о гендерных ролях, страсти, насилии и "испанскости", предлагая ироничный и критический взгляд на устоявшиеся образы

Пилар Альбаррасин- художница, работающая в самых разных медиа. Её перформансы часто отличаются смелостью, провокационностью и мощной энергией. Она активно использует видео и фотографию для документирования своих идей и создания полноценных произведений искусства. Кроме того, Альбаррасин создает сложные инсталляции и коллажи, используя повседневные объекты и символы для конструирования многослойных композиций.

Название работы «Asnería» (2010) происходит от слова «asno» (осёл). Инсталляция указывает на тех, кто несмотря на доступ к знаниям и культуре, остаётся упрямым, невежественным или придерживается устаревших взглядов
Название работы «Asnería» (2010) происходит от слова «asno» (осёл). Инсталляция указывает на тех, кто несмотря на доступ к знаниям и культуре, остаётся упрямым, невежественным или придерживается устаревших взглядов

Одной из наиболее знаковых серий Альбаррасин является «Происхождение нового мира», начатая в 2012 году. Одну из работ серии я и увидела в Музее современного искусства Сантьяго-де-Компостела.

В рамках этого проекта художница создаёт произведения из женского нижнего белья, пожертвованного её близким окружением. 

Мандала, 2012
Мандала, 2012

Процесс создания этих работ с самого начала поднимал важные вопросы о теле и интимности. Когда Альбаррасин обратилась к женщинам с просьбой «пожертвовать» своё нижнее белье, эта просьба вызвала целый спектр реакций- от веселья до замешательства и даже раздражения, но никого не оставила равнодушным. Это инициировало дискуссию о трусах, нарушая табу на тему, обычно окутанную молчанием и интимностью. Голоса этих женщин показали, что каждая деталь нижнего белья несёт в себе историю, и что каждый человек по-разному относится к разговорам об этом: смущение, расслабленность, эмоциональность, скромность. Выставляя эти работы, созданные из «пожертвованных» предметов, художница представляет женщин не как объекты, а как освобождённых субъектов.

Мандалы, 2012
Мандалы, 2012

После классификации, отбора и комбинирования пожертвованного белья по геометрическим узорам, основанным на космических кругах, Альбаррасин сшивает их вместе, создавая серию мандал. Применение шитья в её творчестве подчёркивает роль, которую это ремесло традиционно играло в социализации женщин. Более того, использование повседневного объекта и возможность собрать сотни таких предметов усиливает глубину вопросов, которые ставит художница, одновременно меняя их природу. Эстетическое отчуждение преобразует эти предметы, перерабатывая их в произведения искусства. 

Мандала, 2012
Мандала, 2012

Работы Пилар Альбаррасин выставлялись в ведущих галереях и музеях по всему миру, включая Музей современного искусства города Парижа, Гамбургер Банхоф в Берлине, PS1 MoMA в Нью-Йорке, Стамбульский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства в Москве и Музей Киасма в Хельсинки. 

Пилар Альбаррасин
Пилар Альбаррасин

Она остаётся важной фигурой в современном искусстве, которая своей острой и часто шокирующей эстетикой заставляет зрителя глубоко задуматься о культурных штампах и социальных конструкциях.

Честно говоря, инсталляция из нижнего белья в Музее современного искусства в Сантьяго-де-Компостела, не произвела на меня впечатления и даже обескуражила. Однако, множество других работ этой художницы оказались чрезвычайно глубокими и мощными по заложенному в них смыслу, затрагивая проблемы, которые волнуют многих людей.