Колёсный пароход "Достоевский"
Этот пароход здесь приведён в качестве примера своей интересной и насыщенной жизни и, увы, бессмысленной гибели.
Автору материала довелось прикоснуться к нему в последний год его существования, и уже тогда меня охватило чувство горечи, что такая замечательная техническая реликвия уходит от нас навсегда.
Теперь - собственно о пароходе.
В XIX веке колёсные пароходы переживали свой расцвет. Однако и после этого они продолжали строиться, хотя и в ограниченном количестве.
Одним из последних серийных колёсных пароходов стал «Достоевский», который был построен в Венгрии по заказу Советского Союза в 1956 году.
Этот пароход стал известным благодаря тому, что он сыграл роль парохода «Святая Ольга» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
Так выглядел пароход "Святая Ольга" (он же "Достоевский") в перерывах между съёмками:
В 1994 году пароход был выведен из эксплуатации, но не был отремонтирован. Вместо этого он стал использоваться как плавучая база отдыха недалеко от места впадения Малой Пудицы в Волгу в Тверской области. Эта база отдыха до сих пор носит название «Достоевский», хотя, забегая вперёд, стоит отметить, что от самого парохода «Достоевский» там уже ничего не осталось.
Затем на пароходе (уже в качестве базы отдыха) произошёл пожар, после чего он был полностью выведен из эксплуатации. Именно в это время, в 2013 году, автор этой статьи посетил его во время велосипедного похода. Вот несколько фотографий с этого визита:
В 2014 году, спустя некоторое время, пароход был утилизирован. Его распилили на металлолом и вывезли.
Можно ли было спасти пароход? Безусловно, да. Для этого ему требовался регулярный уход и ремонт. С учётом его "послужного списка" и неплохих технических характеристик, он мог бы стать успешным круизным судном, особенно привлекая любителей старины. В мире существуют колёсные пароходы, которым более ста лет, и они до сих пор находятся в рабочем состоянии. Но с «Достоевским» поступили иначе.
К сожалению, в наше время безответственность и равнодушие стали своего рода "обычаем".
Примерно в то же время аналогичная участь постигла и другую техническую реликвию — самолёт Ту-114 в аэропорту «Домодедово».
Давайте оставим эмоции и попытаемся разобраться, почему колёсные пароходы и теплоходы почти исчезли со сцены.
Достоинства и недостатки колёсных пароходов
Гребное колесо стало логичным продолжением развития водяных мельничных колёс. С появлением паровых машин стало естественным объединить их в единое целое и создать самоходное судно, не зависящее от ветра (от которого слишком сильно зависело движение парусных кораблей).
Однако у такого решения было множество недостатков по сравнению с появившимся позже винтовым движителем.
• КПД гребного колеса был ниже, особенно у кормового колеса, так как перед ним было недостаточно пространства для воды между колесом и корпусом судна.
• Глубина погружения гребных колёс зависела от количества груза или пассажиров на борту, что могло негативно сказываться на условиях работы колёс.
• Для боковых гребных колёс работа в условиях боковой качки была очень сложной. Колесо с одной стороны судна погружалось в воду, а с другой — лишь слегка касалось её поверхности. Одновременно это создавало неравномерную нагрузку на паровую машину, что ухудшало условия её работы.
• Для кормовых гребных колёс неприятной была продольная качка, хотя на реках она обычно не так сильна.
• Гребные колёса и их механизмы не должны были находиться в трюме, а должны были располагаться над поверхностью воды, занимая полезное пространство на судне.
• Суда с боковыми гребными колёсами должны были быть шире, чем требовалось для их функционального назначения.
• Гребные колёса у военных кораблей были хорошей мишенью для артиллерии.
Однако у гребного колеса были и преимущества:
• За счёт небольшого погружения гребных колёс можно было строить суда с малой осадкой, которые могли ходить по мелководью.
• Если боковые гребные колёса были независимыми, судно становилось очень манёвренным и даже могло разворачиваться на месте.
Современная жизнь колёсных пароходов
Среди российских колёсных пароходов самым везучим оказался «Н. В. Гоголь», построенный (Вы не поверите!) в 1911 году (!) на Сормовской верфи в Нижнем Новгороде. Его порт приписки — Архангельск. И по состоянию на 2025 год он всё ещё на плаву и ходит в круизы!
Фото из Википедии, автор фото - Olga1969, источник.
Безусловно, за время своего существования судно неоднократно подвергалось капитальному ремонту, и, прямо скажем, от его первоначальной конструкции мало что сохранилось.
Однако судно всё ещё сохраняет свой аутентичный внешний вид, колёсный привод и паровую машину. Оно было признано объектом культурного наследия России регионального значения.
Большинство действующих колёсных пароходов, находящихся в рабочем состоянии, были построены очень давно — до ста лет назад и более. Они продолжают работать благодаря тщательному уходу.
Самый старый из действующих колёсных пароходов — норвежский PS Skibladner, построенный в 1856 году.
Фото из Википедии, автор фото - Mahlum, источник.
За свою историю пароход дважды тонул и был поднят со дна. Он пережил множество ремонтов и модернизаций, подобных тем, что проводились на российском «Н. В. Гоголе», но остался на плаву и продолжает выполнять свою функцию. Пароход при жизни получил статус исторического памятника.
Среди немногих колёсных пароходов современной постройки можно выделить австралийский PS Murray Princess, построенный в 1987 году в стиле ретро.
Судно оснащено кормовым гребным колесом и отличается очень малой осадкой — всего 0,9 метра. Это особенно ценно, учитывая неглубокие реки Австралии.
В завершение — обещанный позитив о будущем колёсных пароходов.
Колёсные пароходы (теплоходы) "Аурум" и "Золотой Кольцо" - возрождение колёсного флота
Итак, когда, казалось бы, дни колёсных пароходов сочтены (а уцелевшие представляют собой музейную редкость), в 2022 и 2024 годах на воду были спущены новейшие российские колёсные пароходы "Золотое Кольцо" и "Аурум" (так в таблице Менделеева названо золото; но возможно, что в этом был прямой намёк на цену круизов :).
Это - не суда в ретро-стиле, а полноценные современные транспортные средства. Собственно говоря, "Золотой Кольцо" и "Аурум" - это даже не пароходы, а самые настоящие дизель-электроходы!
На следующем фото - теплоход (условно так его будем называть) "Аурум" у причала Северного речного вокзала Москвы 18.07.2025 г.:
Спереди ничего примечательного: просто новый современный теплоход, каких много.
А вот вид сзади гораздо более захватывающий:
Ранее говорилось о том, что гребные колёса у пароходов бывают боковыми и кормовыми. Так вот, здесь они - одновременно и боковые, и кормовые!
Лучше это видно на фотографии, сделанной ближе к дате его ввода в эксплуатацию, когда с лопаток ещё не стёрлась краска:
Автор фото - Дмитрий Козаков, источник.
Автору довелось наблюдать его причаливание в Северном речном порту столицы. Гребные колёса то вращались вместе в одном направлении, то в противоположных, то одно колесо стояло, а другое вращалось. Просто водный балет!
Благодаря таким манёврам и быстрой смене действий судно аккуратно пришвартовалось к причалу.
В описании теплохода также упоминается, что угол поворота гребных лопастей может меняться во время манёвров, что позволяет управлять судном с высокой точностью в сложных ситуациях.
Пожалуй, у этого колёсного теплохода есть только один минус — высокая стоимость круизов. Это связано с тем, что на судне есть только каюты высокого класса, которые доступны не всем любителям водных путешествий (явно рассчитано на состоятельных господ).
Стоит отметить, что теплоходы "Золотое Кольцо" и "Аурум" относятся к серии ПКС 180, что означает его вместимость — 180 пассажиров.
Перспективы
В соответствии с философским законом развития по спирали, сформулированным Гегелем, колёсные пароходы прошли путь от массового производства к постепенному исчезновению и возрождению на новом технологическом уровне.
Конечно, учитывая особенности колёсных теплоходов, которые наиболее приспособлены для плавания по мелководным маршрутам, трудно ожидать, что они будут производиться в таких же количествах, как в XIX веке. Однако процесс уже запущен, и теперь всё зависит от заказчиков новых теплоходов.
Впрочем, не исключено, что будет развиваться и производство колёсных теплоходов в ретро-стиле для "путешествий в прошлое".
Подписывайтесь на этот дзен-канал, будет ещё много интересного!