Найти в Дзене

Колёсные пароходы вчера, сегодня, завтра. Да, у них есть будущее!

Этот пароход здесь приведён в качестве примера своей интересной и насыщенной жизни и, увы, бессмысленной гибели. Автору материала довелось прикоснуться к нему в последний год его существования, и уже тогда меня охватило чувство горечи, что такая замечательная техническая реликвия уходит от нас навсегда. Теперь - собственно о пароходе. В XIX веке колёсные пароходы переживали свой расцвет. Однако и после этого они продолжали строиться, хотя и в ограниченном количестве. Одним из последних серийных колёсных пароходов стал «Достоевский», который был построен в Венгрии по заказу Советского Союза в 1956 году. Этот пароход стал известным благодаря тому, что он сыграл роль парохода «Святая Ольга» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Так выглядел пароход "Святая Ольга" (он же "Достоевский") в перерывах между съёмками: В 1994 году пароход был выведен из эксплуатации, но не был отремонтирован. Вместо этого он стал использоваться как плавучая база отдыха недалеко от места впадения Малой Пуд
Оглавление

Колёсный пароход "Достоевский"

Этот пароход здесь приведён в качестве примера своей интересной и насыщенной жизни и, увы, бессмысленной гибели.

Автору материала довелось прикоснуться к нему в последний год его существования, и уже тогда меня охватило чувство горечи, что такая замечательная техническая реликвия уходит от нас навсегда.

Теперь - собственно о пароходе.

В XIX веке колёсные пароходы переживали свой расцвет. Однако и после этого они продолжали строиться, хотя и в ограниченном количестве.

Одним из последних серийных колёсных пароходов стал «Достоевский», который был построен в Венгрии по заказу Советского Союза в 1956 году.

Этот пароход стал известным благодаря тому, что он сыграл роль парохода «Святая Ольга» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

Колёсный пароход "Достоевский" в роли парохода "Святая Ольга". Кадр из фильма "Жестокий романс"
Колёсный пароход "Достоевский" в роли парохода "Святая Ольга". Кадр из фильма "Жестокий романс"

Так выглядел пароход "Святая Ольга" (он же "Достоевский") в перерывах между съёмками:

Автор - Владимир Розовский
Автор - Владимир Розовский

В 1994 году пароход был выведен из эксплуатации, но не был отремонтирован. Вместо этого он стал использоваться как плавучая база отдыха недалеко от места впадения Малой Пудицы в Волгу в Тверской области. Эта база отдыха до сих пор носит название «Достоевский», хотя, забегая вперёд, стоит отметить, что от самого парохода «Достоевский» там уже ничего не осталось.

Затем на пароходе (уже в качестве базы отдыха) произошёл пожар, после чего он был полностью выведен из эксплуатации. Именно в это время, в 2013 году, автор этой статьи посетил его во время велосипедного похода. Вот несколько фотографий с этого визита:

Общий вид на пароход "Достоевский"
Общий вид на пароход "Достоевский"
Внизу видны лопатки гребного колеса
Внизу видны лопатки гребного колеса
Внутри колесного парохода "Достоевский"
Внутри колесного парохода "Достоевский"
Прогулочная палуба
Прогулочная палуба
Гребное колесо
Гребное колесо
Автор статьи на крыше "Достоевского"
Автор статьи на крыше "Достоевского"

В 2014 году, спустя некоторое время, пароход был утилизирован. Его распилили на металлолом и вывезли.

Можно ли было спасти пароход? Безусловно, да. Для этого ему требовался регулярный уход и ремонт. С учётом его "послужного списка" и неплохих технических характеристик, он мог бы стать успешным круизным судном, особенно привлекая любителей старины. В мире существуют колёсные пароходы, которым более ста лет, и они до сих пор находятся в рабочем состоянии. Но с «Достоевским» поступили иначе.

К сожалению, в наше время безответственность и равнодушие стали своего рода "обычаем".

Примерно в то же время аналогичная участь постигла и другую техническую реликвию — самолёт Ту-114 в аэропорту «Домодедово».

Давайте оставим эмоции и попытаемся разобраться, почему колёсные пароходы и теплоходы почти исчезли со сцены.

Достоинства и недостатки колёсных пароходов

Гребное колесо стало логичным продолжением развития водяных мельничных колёс. С появлением паровых машин стало естественным объединить их в единое целое и создать самоходное судно, не зависящее от ветра (от которого слишком сильно зависело движение парусных кораблей).

Однако у такого решения было множество недостатков по сравнению с появившимся позже винтовым движителем.

• КПД гребного колеса был ниже, особенно у кормового колеса, так как перед ним было недостаточно пространства для воды между колесом и корпусом судна.

• Глубина погружения гребных колёс зависела от количества груза или пассажиров на борту, что могло негативно сказываться на условиях работы колёс.

Кормовое гребное колесо
Кормовое гребное колесо

• Для боковых гребных колёс работа в условиях боковой качки была очень сложной. Колесо с одной стороны судна погружалось в воду, а с другой — лишь слегка касалось её поверхности. Одновременно это создавало неравномерную нагрузку на паровую машину, что ухудшало условия её работы.

• Для кормовых гребных колёс неприятной была продольная качка, хотя на реках она обычно не так сильна.

• Гребные колёса и их механизмы не должны были находиться в трюме, а должны были располагаться над поверхностью воды, занимая полезное пространство на судне.

• Суда с боковыми гребными колёсами должны были быть шире, чем требовалось для их функционального назначения.

• Гребные колёса у военных кораблей были хорошей мишенью для артиллерии.

Однако у гребного колеса были и преимущества:

• За счёт небольшого погружения гребных колёс можно было строить суда с малой осадкой, которые могли ходить по мелководью.

• Если боковые гребные колёса были независимыми, судно становилось очень манёвренным и даже могло разворачиваться на месте.

Современная жизнь колёсных пароходов

Среди российских колёсных пароходов самым везучим оказался «Н. В. Гоголь», построенный (Вы не поверите!) в 1911 году (!) на Сормовской верфи в Нижнем Новгороде. Его порт приписки — Архангельск. И по состоянию на 2025 год он всё ещё на плаву и ходит в круизы!

Колесный пароход "Н.В.Гоголь"
Колесный пароход "Н.В.Гоголь"

Фото из Википедии, автор фото - Olga1969, источник.

Безусловно, за время своего существования судно неоднократно подвергалось капитальному ремонту, и, прямо скажем, от его первоначальной конструкции мало что сохранилось.

Однако судно всё ещё сохраняет свой аутентичный внешний вид, колёсный привод и паровую машину. Оно было признано объектом культурного наследия России регионального значения.

Большинство действующих колёсных пароходов, находящихся в рабочем состоянии, были построены очень давно — до ста лет назад и более. Они продолжают работать благодаря тщательному уходу.

Самый старый из действующих колёсных пароходов — норвежский PS Skibladner, построенный в 1856 году.

Норвежский колёсный пароход Skibladner
Норвежский колёсный пароход Skibladner

Фото из Википедии, автор фото - Mahlum, источник.

За свою историю пароход дважды тонул и был поднят со дна. Он пережил множество ремонтов и модернизаций, подобных тем, что проводились на российском «Н. В. Гоголе», но остался на плаву и продолжает выполнять свою функцию. Пароход при жизни получил статус исторического памятника.

Среди немногих колёсных пароходов современной постройки можно выделить австралийский PS Murray Princess, построенный в 1987 году в стиле ретро.

Австралийский колёсный пароход Murray Princess
Австралийский колёсный пароход Murray Princess

Судно оснащено кормовым гребным колесом и отличается очень малой осадкой — всего 0,9 метра. Это особенно ценно, учитывая неглубокие реки Австралии.

В завершение — обещанный позитив о будущем колёсных пароходов.

Колёсные пароходы (теплоходы) "Аурум" и "Золотой Кольцо" - возрождение колёсного флота

Итак, когда, казалось бы, дни колёсных пароходов сочтены (а уцелевшие представляют собой музейную редкость), в 2022 и 2024 годах на воду были спущены новейшие российские колёсные пароходы "Золотое Кольцо" и "Аурум" (так в таблице Менделеева названо золото; но возможно, что в этом был прямой намёк на цену круизов :).

Это - не суда в ретро-стиле, а полноценные современные транспортные средства. Собственно говоря, "Золотой Кольцо" и "Аурум" - это даже не пароходы, а самые настоящие дизель-электроходы!

На следующем фото - теплоход (условно так его будем называть) "Аурум" у причала Северного речного вокзала Москвы 18.07.2025 г.:

Колёсный теплоход "Аурум" у причала Северного речного вокзала Москвы
Колёсный теплоход "Аурум" у причала Северного речного вокзала Москвы

Спереди ничего примечательного: просто новый современный теплоход, каких много.

А вот вид сзади гораздо более захватывающий:

Колёсный теплоход "Аурум" - вид сзади
Колёсный теплоход "Аурум" - вид сзади

Ранее говорилось о том, что гребные колёса у пароходов бывают боковыми и кормовыми. Так вот, здесь они - одновременно и боковые, и кормовые!

Лучше это видно на фотографии, сделанной ближе к дате его ввода в эксплуатацию, когда с лопаток ещё не стёрлась краска:

Колёсный теплоход "Аурум", вид на гребные колёса
Колёсный теплоход "Аурум", вид на гребные колёса

Автор фото - Дмитрий Козаков, источник.

Автору довелось наблюдать его причаливание в Северном речном порту столицы. Гребные колёса то вращались вместе в одном направлении, то в противоположных, то одно колесо стояло, а другое вращалось. Просто водный балет!

Благодаря таким манёврам и быстрой смене действий судно аккуратно пришвартовалось к причалу.

В описании теплохода также упоминается, что угол поворота гребных лопастей может меняться во время манёвров, что позволяет управлять судном с высокой точностью в сложных ситуациях.

Пожалуй, у этого колёсного теплохода есть только один минус — высокая стоимость круизов. Это связано с тем, что на судне есть только каюты высокого класса, которые доступны не всем любителям водных путешествий (явно рассчитано на состоятельных господ).

Стоит отметить, что теплоходы "Золотое Кольцо" и "Аурум" относятся к серии ПКС 180, что означает его вместимость — 180 пассажиров.

Перспективы

В соответствии с философским законом развития по спирали, сформулированным Гегелем, колёсные пароходы прошли путь от массового производства к постепенному исчезновению и возрождению на новом технологическом уровне.

Конечно, учитывая особенности колёсных теплоходов, которые наиболее приспособлены для плавания по мелководным маршрутам, трудно ожидать, что они будут производиться в таких же количествах, как в XIX веке. Однако процесс уже запущен, и теперь всё зависит от заказчиков новых теплоходов.

Впрочем, не исключено, что будет развиваться и производство колёсных теплоходов в ретро-стиле для "путешествий в прошлое".

Подписывайтесь на этот дзен-канал, будет ещё много интересного!