#музыкальные_факты
#ильяс_невретдинов
Выпуск №6
Ответственность исполнителя
Исполнитель... какие у него задачи? Разумеется, эта специализация подразумевает не только мастерское владение голосом или каким-либо музыкальным инструментом. Современный исполнитель несëт на себе прямую ответственность того, чтó именно он преподносит публике.
Коммерция против творчества
К сожалению, сегодня немало музыкантов думают только о том, чтобы продать все билеты на свой концерт. Хотя... это было во все времена, но в последние годы такая тенденция набирает популярность. Вспомним, что музыка бывает простая и сложная. Грани между этими двумя категориями мутные и условные, но всё же прослеживаются. Лëгкая музыка создана лишь для краткосрочного удовлетворения чувств; она никак не развивает мозг человека в лучшую сторону, а лишь отнимает время; люблю сравнивать такую музыку с фаст-фудом, который может доставлять неслыханное удовольствие тому, кто его употребляет, но при этом он крайне негативно сказывается на состоянии здоровья. Само собой, рестораны, продающие фаст-фуд, — это прибыльный бизнес. Только вот заработок, который рождается за счёт вреда обществу, не является чем-то благим. Ситуация с концертами простой, популярной музыкой особо ничем не отличается.
Другое дело — концерт сложной, академической, классической музыки. На таких мероприятиях артисты и слушатели имеют дело с высшим искусством! Как утверждают многие нейробиологи, классика оказывает самое благоприятное воздействие на сознание человека. Но есть тут один подвох: академическая музыка трудна в восприятии. Для понимания того или иного классического произведения недостаточно его лишь послушать 1–2 раза, ведь, чтобы прочувствовать весь смысл сочинения, нужно уметь разбираться в чертах разных стилей эпох, понимать особенности «музыкального языка» и т.п. Интересно, что для всего этого не обязательно самому быть музыкантом! Людей, которые воспринимают классическую музыку, меньшинство, из-за чего билеты на мероприятия данного направления продаются куда хуже, чем на концерты популярной музыки. Вы — большой молодец, если регулярно посещаете филармонию в своëм городе!
Затерянные музыкальные жемчужины
Как мы уже выяснили, академические произведения не пользуются большой популярностью. Но теперь попробуйте только вдуматься, сколько существует в мировой музыкальной литературе затерянных сочинений, которые никем не исполняются только по причине невостребованности со стороны публики!
И каждый исполнитель должен быть, помимо всего прочего, пропагандистом самой лучшей (по его мнению) музыки, а главная трудность здесь — это преподношение слушателям музыкального произведения лишь с одного дубля. Это и есть — настоящее мастерство.
Как исполнителю знакомить публику с неизвестной музыкой?
Многие спросят: «А что такого в том, чтобы играть неизвестную музыку? Бери и играй! Даже если зал пустой!» Но поймите, что любой концерт требует массу организационных моментов: работа билетёров, режиссёра по свету, аренда зала и т.п. Если каждое мероприятие будет приносить убытки, то с вами не захочет иметь дело любое концертное агентство. А как быть, например, когда вы выступаете с оркестром (нескольким десяткам артистов необходимо выплатить гонорар)? Поэтому о наполняемости зала тоже стоит задуматься. Но можно ли собирать одновременно аншлаги и играть классическую музыку? Да, конечно! У меня на этот счëт есть несколько полезных фишек.
Прежде всего, нужно вспомнить, что даже в классической музыке существуют свои «хиты», например: токката и фуга ре минор И.С Баха; «Ave Maria»; «Лунная» соната Л.В. Бетховена и т.д. В своих концертных программах я люблю сочетать подобного рода сочинения с никому неизвестными, но не менее красивыми. Таким образом, у слушателей появляется некая хронологическая цепочка между особенностями тех или иных музыкальных стилей, что значительно улучшает усвоение новой информации.
К тому же, важен ещё и сам метод подачи музыки. Я всегда перед каждым номером (или делегирую эту задачу ведущему при необходимости) рассказываю историю создания исполняемого произведения и объясняю, в чëм состоит его уникальность.
Есть и ещё один приëм, который я подглядел у моего друга-органиста Тимура Халиуллина (более подробнее об этом великолепном музыканте в моей отдельной статье). В программе Тимура «Саундтреки на органе» (т.е. музыка кино), которая, на первый взгляд, не является культурно-просветительской, половину всех произведений составляет академическая музыка! Как это возможно? Дело в том, что в кинофильмах зачастую можно встретить чистой воды классику. Например, советский композитор Э. Артемьев аранжировал знаменитую хоральную прелюдию «Ich ruf zu dir» BWV 639 И.С. Баха для фильма А. Тарковского «Солярис» (1972 г.). До момента создания этого кино упомянутую хоральную прелюдию в СССР знали в основном только музыковеды и сами органисты. Но благодаря Артемьеву русский человек смог открыть для себя данное сочинение, а также всë творчество И.С. Баха!
А какие затерянные музыкальные жемчужины любите слушать вы? Расскажите в комментариях!
Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов:
•YouTube — https://youtube.com/@Ilyas_Trumpet?feature=shared
•Яндекс Дзен — https://dzen.ru/ilyas_trumpet
•RUTUBE — https://rutube.ru/channel/26485909
•Telegram — https://t.me/Ilyas_Trumpet
•ВКонтакте — https://vk.com/ilyas_trumpet