Найти в Дзене
Roofevents / Джаз на крыше

Запретный джаз: что такое спикизи и почему они снова популярны

Есть в этих образах что-то магнетическое: вечеринки по паролю, платья в пайетках, виски в чайниках, живой джаз... Но за модной эстетикой кроется настоящая история запрета, риска и отвоёванной свободы. Что такое спикизи на самом деле — и почему они до сих пор не отпускают нас? Американские 1920-е сегодня известны как эпоха «сухого закона». Он стал результатом полувековой борьбы антиалкогольных движений. Раскол политических и религиозных сил США на «сухих» и «мокрых» завершился победой фундаменталистов и борцов за оздоровление нации. 17 января 1920 года соответствующая поправка в Конституцию вступила в силу: по всей стране продажа, производство и транспортировка алкоголя оказались под запретом. В итоге — бум преступности, расцвет мафии, появление нелегальных дистиллерий и, конечно, спикизи. Это подпольные питейные заведения, в которые входили не с парадного входа, а через булочную, цветочную лавку или аптеку. Название speakeasy произошло от английского «говорить тише»: любой лишний звук
Оглавление

Есть в этих образах что-то магнетическое: вечеринки по паролю, платья в пайетках, виски в чайниках, живой джаз... Но за модной эстетикой кроется настоящая история запрета, риска и отвоёванной свободы. Что такое спикизи на самом деле — и почему они до сих пор не отпускают нас?

Закон против веселья

Американские 1920-е сегодня известны как эпоха «сухого закона». Он стал результатом полувековой борьбы антиалкогольных движений. Раскол политических и религиозных сил США на «сухих» и «мокрых» завершился победой фундаменталистов и борцов за оздоровление нации. 17 января 1920 года соответствующая поправка в Конституцию вступила в силу: по всей стране продажа, производство и транспортировка алкоголя оказались под запретом.

В итоге — бум преступности, расцвет мафии, появление нелегальных дистиллерий и, конечно, спикизи. Это подпольные питейные заведения, в которые входили не с парадного входа, а через булочную, цветочную лавку или аптеку. Название speakeasy произошло от английского «говорить тише»: любой лишний звук мог выдать нелегальное сборище. Всё происходило полушёпотом — кроме одного. Музыки.

Спикизи Krazy Kat в Вашингтоне, округ Колумбия
Спикизи Krazy Kat в Вашингтоне, округ Колумбия

В спикизи играла музыка протеста — джаз. Он был дерзким, сексуальным, свободным. Он ломал рамки: культурные, социальные и расовые. А ещё джаз был достаточно разнообразным, чтобы очаровывать и богемную нью-йоркскую публику, и усталых работяг в захолустье. Виски из ванны, отчаянные танцы и смелые музыкальные эксперименты... Признайтесь, захотелось? Давайте сделаем глоток прошлого и перенесёмся в парочку таких реальных вечеров, чтобы получше понять атмосферу эпохи...

Нью-Йорк, Гарлем, 1927

Я не знаю точного адреса — никто не знает. Мне передали: «ищи булочную с витриной без вывески». На углу 142-й и Ленокс тянуло хлебом, но внизу пахло табаком, ромом и раскалённой медью духовых. Оно. Подвал. Дверь с глазком. Взволнованно шепчу пароль: «Midnight Train». Щелчок замка — и я внутри.

Добро пожаловать в легендарный Cotton Club! Клуб открыт в 1920-ом Джеком Джонсоном, первым чернокожим чемпионом мира по боксу в тяжёлом весе. Но после освобождения из печально известной тюрьмы Синг-Синг его выкупил Оуни Мэдден, бутлегер и гангстер. Джонсон остался при деле как менеджер. Несмотря на сухой закон, в клубе свободно наливают — полиция сюда предпочитает не заглядывать.

На дворе зима, улицы Гарлема продувает ледяной ветер, но здесь, внизу, жарко, как в паровозной топке.
На дворе зима, улицы Гарлема продувает ледяной ветер, но здесь, внизу, жарко, как в паровозной топке.

За вход аж два доллара, цена приличного ужина, но, судя по полному залу, никого это не смущает. Красный бархат стен, ряды столов, в зале — только белая публика в смокингах и шёлке, на сцене — чёрные артисты. И среди них они.

Оркестр The Washingtonians во главе с Дюком Эллингтоном. Живая икона джаза сидит у рояля, будто не замечая зрителей: он погружён в музыку. Каждая композиция как полноценный музыкальный театр. Вокруг пляшут танцовщицы с веерами из страусиных перьев, а рядом со мной пристукивает каблуком девушка в платье с бахромой. Она заворожённо следит за Эллингтоном, будто он играет специально для неё. Может так и есть?

Black and Tan (1929) - Duke Ellington

Где-то между «East St. Louis Toodle-Oo» и «Black and Tan Fantasy» я откидываюсь на спинку кресла и прикрываю глаза. Джаз стал сном. Или наоборот?

Чикаго, 8 августа 1922

Просыпаюсь. Во рту пересохло, голова гудит то ли от виски, то ли от скачка во времени и пространстве. Я на углу East 31st Street и Cottage Grove перед фасадом Lincoln Gardens — крупнейшего кабаре на южной стороне Чикаго. В кармане завелась купюра в пять долларов, а в голове — эхо ночи, которую оставил в Гарлеме.

-4

У дверей, не решаясь зайти, стоит 21-летний Луи Армстронг. Он только вчера приехал из Нового Орлеана, чтобы присоединиться к знаменитым King Oliver’s Creole Jazz Band. И вот теперь на самом пороге оробел. Я думаю, не позвать ли его с собой, но в этот момент из дверей высовывается сам Оливер и орёт:

Давай залетай, чёртов засранец! Мы ждём тебя всю ночь!

Армстронг неловко улыбается и заходит, а я проскальзываю вслед за ним. Официанты разносят спиртное в чайниках, а за каждым столиком сидит либо полицейский, либо тот, кто его купил. Я заказываю ром — почему-то густой и тёплый — и поворачиваюсь к сцене.

Эта музыка резче и смелее гарлемской, она вспыхивает как искра, как выстрелы в ночи. Армстронг и Оливер понимают друг друга с полуноты. Я знаю, что это начало большой музыкальной истории, но, кажется, публика вокруг тоже ощущает значимость момента. Но, увы, он подходит к концу. Оливер уводит нового друга с собой — знакомить с женой и кормить привычной домашней новоорлеанской едой. Я мысленно ищу способы увязаться за ними, но чувствую уже знакомый жар. Очередной блэкаут. Где я окажусь теперь?

Новый Орлеан, 1924

Ба, да это квартал греха Back o’ Town! Здесь ночью улицы полны музыки и смеха, а днём пахнет ромом, пролитым ещё накануне. Слышу, как кто-то шепчет: «Arcadia наверху по железной лестнице, мимо кухни и грузчиков». Я не успеваю уточнить, что именно наверху, — как вижу её, Дороти Дэй. Пока что не икона пацифизма и не католическая активистка, а молодая журналистка с лукавой ухмылкой. Работает под прикрытием в закрытом увеселительном заведении, чтобы позже написать громкий репортаж о буднях луизианских спикизи. Поймав мой взгляд, она подносит указательный палец к губам и ныряет внутрь обшарпанного здания.

Танцевальные залы Нового Орлеана — настоящий культурный феномен
Танцевальные залы Нового Орлеана — настоящий культурный феномен

Arcadia Dance Hall напоминает внутренности пианино, в которых кто-то зажёг свет и пригласил сотню гостей. Столы ближе к сцене в сигаретном дыму — для богемы, задние ряды — для романтиков и таинственных личностей, а что происходит на балконах — отсюда не видно. Деревянный зал гудит от каблуков и саксофона. Слышу дерзкое соло на фортепиано и гадаю, кого я застану на орлеанской сцене сегодня? Пошляка Джелли Ролла? Императрицу блюза Бесси Смит?

На сцене — Walter «Fats» Pichon, обаятельный тяжеловес с лицом ангела и ловкостью мангуста. Он колдует над клавишами: «Doggin' That Thing» сменяется пульсирующей отрывистой импровизацией. Люди визжат, кружатся, целуются, падают, снова встают...это форменное безумие. И вдруг — глухой удар. Свет моргает. Кто-то кричит: «Копы!» Танец замирает, как игла на пластинке.

Pichon не прекращает играть, но уже слышно, как ломают дверь. Кто-то вываливается в окно, а меня втаскивает за кулисы чья-то рука. Через минуту мы уже под сценой, среди пыльных кларнетов и пустых бутылок. Дороти улыбается:

Надо будет это записать.

Я киваю, это стоит запомнить. Такого безудержного веселья я не встречал больше нигде.

Канзас-Сити, 1933

Вот я и оказался в единственном крупном городе США, где за всё время действия сухого закона не было ни одного ареста за его нарушение. И нет, это вовсе не значит, что я среди трезвенников.

Улицы Канзас-Сити
Улицы Канзас-Сити

Город — вотчина большого босса Томаса Пендергаста, политика и местного серого кардинала. Он создал разветвлённую коррупционную сеть, запустил политическую карьеру Гарри Трумэна, стал неофициальным главой Канзас-Сити и взял под личный контроль всю сферу развлечений в округе.

Просторные заведения набиты битком
Просторные заведения набиты битком

Триста с лишним заведений на квадратную милю: отелей, баров, салунов, борделей и танцплощадок. Говорят, здесь больше ночных клубов на душу населения, чем в любом другом городе Америки. Почти все — копии друг друга: с одинаковыми табуретами, одинаковым виски и всегда разным джазом. Но есть и выдающиеся. Я обращаю внимание на редкий спикизи, который даже не пытается скрываться.

Reno Club на 12-й улице: скромный фасад, вывеска, внутри — низкий потолок, сцена на уровне коленей и воздух, тяжёлый от дыма. За пианино очередная легенда — ещё не «Count», просто Уильям Бейси. Но в его аккордах уже слышно: это будущий автор «April in Paris», «One O’Clock Jump» и «Jumpin’ at the Woodside». В его слегка ленивой, лёгкой игре экзотический для Среднего Запада дух Северо-Востока, смелость экспериментов, ничем не сдерживаемый полёт фантазии.

Пока Бэйси играет под началом Бенни Моутена, а спикизи по всей стране скрываются за плотно закрытыми дверями, воздух в Канзас-Сити словно дрожит от предчувствия. Всё ещё действует сухой закон, но всем ясно — осталось не долго. Граница между легальным и запретным стирается с каждым вечером, с каждым саксофонным соло.

5 декабря 1933 рамки рухнут, джаз вырвется наружу вместе с первым легальным тостом. Не как бунт — как праздник. Как ритм, который больше не нужно прятать за чёрным ходом. Но это не конец. Это только начало.

Празднование отмены сухого закона
Празднование отмены сухого закона

Москва, 2025

Что это? Сухого закона больше нет, да и я в десятках тысяч километров и в целом столетии от заокеанских спикизи. Но стоило распахнуться дверям — и всё вернулось.

Бар скрыт в тени, сцена притягивает светом, а за ней — только город и небо. Здесь те же притушенные разговоры, звон бокалов, летящие платья. Тоже контрабанда — но не алкоголя, а винтажной аутентичной атмосферы. Те же джазовые стандарты и певица с царственной осанкой и насмешливой улыбкой. Она напоминает Эллу Фицджеральд: голос с мёдом и такой же сталью в нижнем регистре. Современность и суета остаются внизу, а здесь, в спикизи на крыше, ни мимикрии, ни попытки «поиграть в старину» — только джаз. Настоящий.

Современная московская вечеринка в стиле спикизи
Современная московская вечеринка в стиле спикизи

Потому что мы до сих пор влюблены в ту эпоху. В ту опасную близость музыки и запрета. В дымную романтику ускользающего мгновения. Спикизи остались в культуре как закодированное послание: свобода всё равно найдёт, где звучать.

Сегодня их дух — в барменах, что мешают манхэттены в полумраке. В вечеринках, куда пускают по паролю. В нарядах с бахромой и стеклярусом. В этом завораживающем концерте Roofevents на открытой видовой крыше.

-10

Это не просто стиль — это тоска по временам, когда музыка была чуть-чуть преступлением. А каждый такой вечер — освобождением. Не упустите и вы шанс оказаться внутри легенды: на крыше, где джаз снова звучит по-настоящему, на грани дозволенного.

Запретный джаз в лучах заката: легендарные хиты золотой эпохи | ROOFEVENTS