Её экранные образы — незабываемы, а жизненный путь — насыщен смелыми решениями, творческими открытиями и удивительными встречами.
Анастасия Вертинская, обладающая редким магнетизмом и неповторимой пластикой, с юных лет сумела завоевать искреннюю любовь миллионов зрителей по всему Советскому Союзу и за его пределами.
Однако, в отличие от многих коллег, покоренных внезапной славой, она всегда сознательно и твердо выбирала свой, часто неочевидный, творческий путь, неизменно оставаясь верной высоким идеалам искусства и собственным глубоким внутренним принципам, что вызывало уважение даже у критиков.
Летала над Москвой голой в 50 лет! Для многих это был настоящий шок, культурный взрыв. Но ведь Настя — самая настоящая, природная ведьма, женщина-загадка.
Достаточно просто внимательно посмотреть на ее уникальные, завораживающе раскосые глаза, на ее выразительное, словно выточенное из слоновой кости лицо, обладающее потрясающей скульптурностью, - делился откровениями в одном из интервью Юрий Кара, талантливый режиссер культовой картины «Мастер и Маргарита», вспоминая сложные съемки.
Действительно, как настоящая, свободолюбивая ведьма из древних сказок, великая Анастасия Вертинская всегда страстно обожала творческие, порой эпатажные эксперименты и смело, решительно шла на них, невзирая ни на возможные осуждения, ни на физические риски, демонстрируя удивительную преданность профессии и создаваемому образу.
ВОЛШЕБНОЕ ДЕТСТВО
История знакомства легендарного шансонье Александра Николаевича Вертинского с его будущей прекрасной женой, Лидией Владимировной Циргвава, и по сей день поражает своим искренним романтизмом и почти дерзкой смелостью для той эпохи.
Будучи уже зрелым, всемирно известным артистом, пережившим эмиграцию, он совершенно случайно встретил юную, хрупкую Лидию в Харбине и тут же, без памяти, попал в плен ее необыкновенных, поразительно выразительных, чуть раскосых глаз, излучавших загадку.
Девушке на тот момент было всего лишь неполных 17 лет, она была почти подростком, тогда как почтенному Александру Николаевичу уже перевалило за солидные 50, что создавало огромную пропасть не только в возрасте, но и в жизненном опыте.
Вопреки категорической воле встревоженной матери невесты и всем строгим социальным условностям того времени, охваченные глубоким чувством влюбленные все же обвенчались.
А еще спустя примерно год, движимые патриотическим порывом, они приняли судьбоносное решение вернуться из относительно благополучного Харбина в охваченную пламенем Великой Отечественной войны Советскую Россию, где певец не был целых 25 долгих лет, с момента своего отъезда в 1919 году. К тому знаменательному моменту отъезда у супругов уже подрастала первая дочь, очаровательная Марианна.
Мой муж, Александр Николаевич, горячо, со слезами на глазах, убеждал меня, его "Лилечку", ехать в Россию, быть рядом с многострадальной Родиной в этот невероятно тяжелый для нее час испытаний, — писала позже в своих мемуарах Лидия Владимировна Вертинская, объясняя их непростой выбор.
Шел суровый, кровавый 1943 год. Тем не менее, несмотря на все опасения, возвращение Вертинского на родину оказалось на удивление успешным и даже триумфальным.
Он достаточно быстро нашел здесь искреннее признание широкой публики и неожиданную поддержку со стороны властей. Ему официально одобрили масштабные концертные туры по всей необъятной стране. Молодой, теперь уже московской, семье выделили просторную, по тем временам роскошную, многокомнатную квартиру в самом центре — на престижной улице Горького (ныне Тверской). Вскоре, в 1944 году, у счастливых супругов родилась вторая долгожданная дочь — Анастасия, будущая звезда экрана.
Александр Николаевич души не чаял в своей обожаемой Лидии, которую нежно и трепетно называл исключительно "Лилечкой". Любящей жене он прощал абсолютно все: мимолетные капризы, мелкие слабости, внезапные приступы дурного настроения.
Воспитанием же маленьких, непоседливых детей — Маши и Насти — их мать практически не занималась, будучи погруженной в мир искусства и светской жизни. Все основные, повседневные заботы о малышках целиком и полностью легли на плечи энергичной бабушки, Лидии Павловны Циргвава, женщины по характеру весьма строгой, властной и педантичной.
— Наша бабушка была для нас одновременно и кнутом, и пряником в вопросах воспитания, — рассказывала позже в интервью Анастасия Александровна, с теплотой вспоминая детство.
Именно она свято поддерживала семейные традиции и принимала все главные, ответственные решения. Папа же был невероятно нежным, заботливым и бесконечно любящим отцом. Несмотря на свою колоссальную творческую загруженность и бесконечные гастроли, он лично занимался нашим образованием и культурным развитием.
Усердно обучал нас иностранным языкам, водил по лучшим театрам и самым интересным художественным выставкам, прививая вкус.
Мама же была строгой и требовательной. Наши с сестрой детские ссоры, шалости и проказы ее сильно раздражали. И она довольно часто нас наказывала, иногда довольно сурово.
Правда, делала она это всегда исключительно в отсутствие обожаемого мужа, который совсем не переносил детских слез, считая их величайшей несправедливостью. А если он случайно становился свидетелем наказания или детского огорчения, то делал все возможное и невозможное, чтобы подобные сцены происходили как можно реже, буквально заваливая расстроенных девочек дорогими подарками, игрушками и сладостями, пытаясь мгновенно восстановить их душевное равновесие.
Жили Вертинские, особенно по послевоенным меркам, в полном достатке и даже некоторой роскоши. Ради благополучия и комфорта своей обожаемой семьи неутомимый певец не жалел ни сил, ни здоровья, постоянно мотаясь с концертами по всей огромной стране.
Зато Марианна с Настей всегда выглядели как настоящие маленькие принцессы: изысканные нарядные платья от лучших портных, красивые, теплые шубки, стильные лаковые туфельки — абсолютно все по последней западной моде того времени, что было редчайшей роскошью в СССР. Да и сама Лилечка, следуя своему врожденному артистизму, нисколько не отставала от своих нарядных малышек, регулярно блистая на приемах в изумрудах, сапфирах и других драгоценностях, доставшихся от мужа.
ТРАГЕДИЯ И НЕОЖИДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Внезапная, преждевременная смерть любимого мужа и обожаемого отца в 1957 году стала настоящим глубочайшим потрясением и тяжелейшей утратой для всей осиротевшей семьи.
Безвозвратный уход главного кормильца и духовного центра лишил их не только привычной финансовой стабильности и комфорта, но и главной моральной опоры, оставив ощущение пустоты и незащищенности.
Лидии Владимировне пришлось вмиг повзрослеть, кардинально изменить свой прежний, несколько легкомысленный подход к жизни, стать гораздо более самостоятельной, практичной и собранной.
Ранее она успела окончить престижный Суриковский художественный институт и вот теперь, взяв кисти в руки, активно занялась продажей своих живописных работ, чтобы содержать семью.
Сестры Вертинские тоже без дела не сидели, стремясь внести свой вклад. Талантливая Настя, едва достигнув пятнадцатилетнего возраста, неожиданно для всех получила свою первую, но сразу звездную роль в кино.
Марианна же, обладавшая более сдержанной внешностью, пришла в кинематограф чуть позже, выбрав несколько иной путь.
Карьера Анастасии Вертинской началась, в общем-то, довольно неожиданно и даже вопреки ее детским мечтам. Еще в раннем, беззаботном детстве она категорично заявила родным, что непременно станет великой балериной и возьмет себе красивый, звучный сценический псевдоним, так как девочке категорически не нравилось ее простое, "деревенское", как ей тогда казалось, имя Настя.
— Видите ли, Папа всегда ласково называл Машу уменьшительно – Биби. А меня — исключительно Настенькой, — с улыбкой рассказывала уже взрослая актриса, вспоминая детские обиды.
Я была страшно возмущена этим очевидным, на мой взгляд, неравенством!
Потому что я искренне считала: Марианной — таким красивым, аристократическим именем — можно было назвать только ту дочь, которую безмерно любишь. А кого тайно ненавидишь — только простой Настенькой. Вот такая детская логика!
Однако со временем стало понятно: с балетом, несмотря на природную грацию, ничего путного не выйдет. К критическим 13-ти годам она стала стремительно, словно тростинка, вытягиваться в росте, что для балерины было серьезным препятствием. И вместо изнурительных танцевальных упражнений пришлось с головой уйти в освоение иностранных языков, к которым у нее обнаружился явный талант. Она даже поставила перед собой новую, четкую жизненную цель: стать высококлассной переводчицей и в перспективе построить спокойную, обеспеченную жизнь где-нибудь за границей, в Европе.
Если бы не судьбоносное знакомство с известным кинорежиссером Александром Лукичом Птушко, то, возможно, ее судьба сложилась бы совершенно иначе, и мир никогда не увидел бы гениальной Ассоль. Но однажды, во время встречи со своей давней знакомой Лидией Вертинской, Птушко, искавший типаж для главной героини, неожиданно предложил:
— Сейчас как раз буду начинать съемки фильма «Алые паруса» по Грину. Пришли-ка мне на кинопробы одну из своих очаровательных дочерей, очень прошу!
— Нет и еще раз категорическое нет! — резко, почти испуганно ответила Лидия Владимировна, вспоминая волю покойного мужа.
Саша, Александр Николаевич, всегда категорически не хотел, чтобы наши девочки связывали свою жизнь с актерской богемой, он мечтал о более стабильных профессиях для них.
И тогда находчивый Птушко, почувствовав материнскую тревогу за будущее дочерей, пошел на хитрость, пообещав выплатить юной актрисе, если она пройдет пробы, действительно очень хороший, по советским меркам, гонорар, который мог существенно помочь семье. Вдова, озабоченная материальным положением, после некоторых колебаний сдалась...
ОБРЕМЕНИТЕЛЬНАЯ СЛАВА
Первая реакция опытного Александра Лукича Птушко при знакомстве с 15-летней Настей была, мягко говоря, далеко не идеальной и даже разочарованной.
Режиссер, представлявший себе Ассоль как хрупкую красавицу, совсем не ожидал увидеть перед собой долговязого, очень тощего, болезненно бледного подростка с короткой, почти мальчишеской стрижкой "под горшок". Мало того, на ней красовался старый, поношенный спортивный костюм с неопрятно вытянутыми коленками, что окончательно разрушало романтический образ.
— Боже мой, Лидия Владимировна, вы кого мне привели? — возмущенно воскликнул режиссер, взглянув на невозмутимое, но очень юное лицо потенциальной артистки. — Это же ребенок, совсем не тот типаж!
Но нужно отдать должное профессионализму Птушко — он никогда не рубил сгоряча. Он тут же распорядился срочно принести девушке из костюмерной красивое, светлое, романтическое платье в стиле начала века и длинный, вьющийся парик.
А когда ее быстро нарядили, профессионально подчеркнув достоинства и скрыв недостатки фигуры, все присутствующие на пробах буквально ахнули.
Перед ними стояла уже совсем другая Настя. Загадочная, утонченная, невероятно одухотворенная и нежная.
Именно так, по единодушному мнению, и должна была выглядеть настоящая, живая Ассоль из книги Грина.
Премьера фильма «Алые паруса» в 1961 году мгновенно сделала из юной, никому не известной Вертинской настоящую кинозвезду всесоюзного масштаба. Но подлинная, оглушительная слава, граничащая с народным обожествлением, настигла ее буквально через год, после выхода на экраны фантастической картины «Человек-амфибия».
Легендарная, поэтичная роль Гуттиэре принесла юной актрисе просто бешеную, неконтролируемую популярность, сравнимую лишь с помешательством.
— У людей случилось какое-то массовое, коллективное помешательство, настоящий культ, — с легкой дрожью в голосе рассказывала она позже, вспоминая тот период.
Восторженные поклонники буквально караулили меня везде: у дома, у театрального училища, на улицах. Я совершенно не могла спокойно ездить в общественном транспорте, стоять в очереди в обычном гастрономе, гулять в парке. Ходить по улице, не озираясь каждую минуту по сторонам в поисках преследователей, я тоже не могла... Это было очень тяжелое испытание для юной девушки.
Даже в собственной квартире она не чувствовала себя в полной безопасности. У их подъезда, а иногда и прямо на лестничной площадке, часто собирались шумные группы фанатов. Они бесконечно звонили в дверь, настойчиво стучали ногами и кулаками, громко смеялись и выкрикивали ее имя. Если кто-то из домашних (мать, бабушка или сестра) выходил их прогнать, назойливые поклонники могли даже попытаться силой вломиться в квартиру, что вызывало настоящий ужас.
— Нам только автограф взять, всего один автограф! — кричали они в дверной глазок.
— Дайте нам на нее только один раз взглянуть, мы издалека! — не унимались другие, более настойчивые.
И так происходило почти каждый день. Казалось, этому безумию, этому наваждению не будет конца и края. Фанаты, очарованные ее хрупкостью и неземной красотой на экране, упорно ассоциировали саму Настю с ее "неземными", почти сказочными героинями — Ассоль и Гуттиэре.
Однако, как неоднократно подчеркивала сама актриса, ничего общего со своими экранными персонажами, их наивностью и романтизмом, у реальной девушки не было. В обычной, повседневной жизни Вертинская была сдержанной, интеллектуальной, достаточно холодной, прагматичной и глубоко закрытой от посторонних личностью, что часто разочаровывало ожидавших встретить "фею" поклонников.
Тем не менее, даже самые опытные и искушенные в актерской профессии люди не могли устоять перед магией ее экранных образов, ее гипнотической игрой. Особенно это касалось мужчин-коллег и режиссеров, многие из которых были без ума от нее.
НЕПРИСТУПНАЯ СТУДЕНТКА
После такого оглушительного, беспрецедентного для дебютантки кинематографического успеха Вертинская, несмотря на юный возраст, получила лестное предложение работать в авторитетном Театре имени Пушкина, где прослужила ровно один год, набираясь сценического опыта. Затем, стремясь к систематическому образованию, она подала документы в легендарное Щукинское училище, на курс к мастерам.
Педагоги "Щуки", славившиеся своей принципиальностью, не делали юной знаменитости, "звезде экрана", абсолютно никаких поблажек или скидок на ее статус.
Наоборот, спрашивали с нее за двоих, будучи уверенными, что слава может испортить, и стремясь закалить характер. Но Насте, к удивлению многих, очень нравилось учиться, постигать систему Станиславского, работать над ролью, даже несмотря на то, что на курсе у нее, из-за зависти и настороженности, совсем не было близких друзей или подруг.
Девушки-однокурсницы откровенно завидовали ее славе и красоте, а молодые люди попросту стеснялись или боялись заговорить с "недоступной богиней". Конечно, такая напряженная, недружелюбная атмосфера давила и психологически угнетала молодую актрису.
— Но мне было просто некогда долго обращать на это пристальное внимание, — философски рассказывала впоследствии Анастасия Александровна.
Я крутилась, как белка в стремительно вращающемся колесе, разрываясь между обязательствами. Совмещала интенсивную работу в театре и напряженную учебу с ее бесконечными репетициями, этюдами, зачетами. А тут еще и ответственные съемки в «Гамлете» Козинцева неожиданно начались, куда меня пригласили на роль Офелии...
Стоит отметить, что в то время студентам театральных ВУЗов строго-настрого запрещалось сниматься в кино, чтобы не отвлекаться от учебы. Но для исключительно талантливой Вертинской, уже доказавшей свою профессиональную зрелость, руководство училища и Минкульт сделали редчайшее исключение, понимая значимость проекта.
Еще через три года, уже будучи дипломированной актрисой, Вертинская блестяще, с потрясающей психологической глубиной сыграла Лизу Болконскую в грандиозной киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», сумев в полной мере передать всю сложную гамму чувств и глубокую личную трагедию своей героини — от светлой надежды до отчаяния.
А ведь поначалу она искренне сомневалась, сможет ли так убедительно и естественно, без фальши, воплотить на экране сложнейший образ беременной, а затем умирающей при родах несчастной женщины, учитывая отсутствие личного опыта материнства в тот период.
НИКАКИХ ГРАНИЦ
Во всей дальнейшей кинокарьере Вертинской вообще не было проходных или случайных ролей; каждая ее работа становилась событием.
В изысканной, камерной «Безымянной звезде» Михаила Козакова (1978 г.) ей досталась роль загадочной, роковой Моны, женщины из высшего общества.
Фильм, в силу своей неоднозначности и "несоветскости", долго не выпускали в широкий прокат, а саму исполнительницу главной роли неоднократно вызывали "на ковер" в строгий Комитет по радио и телевидению, где высокие чиновники обвиняли ее в "буржуазности", "декадентстве" и "чуждости" образа советской женщине.
Но надо было хорошо знать принципиальную Анастасию Александровну. Она никогда и никому не позволяла обстоятельствам или давлению диктовать ей творческие условия или влиять на художественные решения.
Да, ее актерская манера отличалась предельной требовательностью к деталям, к достоверности каждой эмоции. На съемочной площадке она могла показаться режиссерам капризной или излишне дотошной, отстаивая свою трактовку.
Однако для нее, как для истинной художницы, никогда не существовало никаких условных границ или запретов, если речь шла о достижении максимальной правдоподобности и глубины создаваемого образа, о служении авторскому замыслу.
Так, снимаясь у Юрия Кары в знаковой экранизации «Мастер и Маргарита» в роли Маргариты, 50-летняя актриса, стремясь к абсолютной достоверности сцены полета, чуть не погибла, буквально летая на тросе, прикрепленном к пожарному крану, на уровне второго этажа в чем мать родила, без дублерши и страховочной сетки.
Вертинская сразу, не раздумывая, отказалась от услуг профессиональной каскадерши и все опасные трюки, требующие физической выносливости и бесстрашия, выполняла сама, несмотря на возраст.
Этот амбициозный фильм, как и ранее «Безымянную звезду», тоже задержали с выходом на экраны на долгие годы. Серьезные разногласия между режиссером и продюсерами, проблемы с финансированием и цензурные сложности привели к тому, что новаторская экранизация Булгакова увидела свет только спустя... 15 мучительных лет ожидания, уже в 1994 году.
«Мастер и Маргарита» стала одной из последних значительных, культовых киноработ Вертинской. К началу бурных 90-х годов отечественный кинематограф кардинально изменился. Классические литературные экранизации и глубокие психологические драмы постепенно уступили место примитивным детективам, боевикам и низкобюджетным комедиям. Но дело было не только в смене трендов — такие приземленные, одномерные образы просто не привлекали взыскательную актрису, искавшую в роли интеллектуальную и эмоциональную глубину.
Да и театр, всегда занимавший важнейшее, первостепенное место в ее творческой жизни, отнимал все больше времени и душевных сил.
Начав свой сценический путь в театре им. Вахтангова, продолжив в легендарном «Современнике». По настоящему полностью, во всем блеске раскрыться как мощная драматическая актриса Вертинская смогла только на сцене МХАТа имени Горького.
Работая под руководством гениального Анатолия Эфросом, она блистала в классических ролях в знаковых постановках Олега Ефремова. Но со временем, в силу возраста и смены репертуарной политики, интересные, достойные ее уровня роли в театре стали появляться все реже и реже.
В начале 2000-х годов Анастасия Александровна Вертинская, чувствуя внутреннюю потребность в переменах, постепенно отошла от активной сценической деятельности, а затем, обдумав все, приняла окончательное, бесповоротное решение завершить актерскую карьеру.
Она не стала, подобно многим коллегам, дожидаться, пока ей начнут предлагать случайные, неинтересные или проходные роли "второго плана". Она ушла на своем творческом пике, с высоко поднятой головой, оставив благодарным зрителям лишь светлые воспоминания о своих ярких, глубоких, незабываемых образах, вошедших в золотой фонд российского искусства.
Теперь все свое драгоценное время и душевное тепло она посвящает любимой семье и самым близким людям. У народной артистки России подрастают четверо внуков и уже двое правнуков, которых родила ее старшая, любимая внучка Александра.
По словам самой Анастасии Александровны, она всегда тайно мечтала жить в уютном окружении любимых мужчин (сыновей, внуков, правнуков) и вот, наконец, ее заветная мечта полностью сбылась!
— Знаете, я в свое время была настоящей бабушкой-камикадзе, готовой ради своих обожаемых внуков буквально на любые безумства, — с теплым юмором признавалась 80-летняя актриса в одном из своих последних интервью. — Я страшно их баловала, безмерно опекала, как когда-то в далеком детстве меня беззаветно баловал мой обожаемый отец. Но теперь, увы, силы уже совсем не те, годы берут свое. И прабабушкой я стала… работающей, так сказать, «на удаленке». Конечно, я бесконечно люблю своих милых правнуков, они — свет моей жизни. Но вот сидеть ради них часами под столом и старательно рычать, изображая для игры дикую пантеру Багиру, как я с упоением проделывала с внуками, я уже, увы, физически не в состоянии. Теоретически, забраться под стол я еще как-то могу, а вот вылезти обратно без посторонней помощи — задача куда сложнее...
Если Вам было интересно не забывайте подписаться на канал и оставьте свое мнение о этой великой актрисе в комментариях...