Всем привет, всех рад видеть на канале Uazovod Patrick, сегодня я хочу рассказать об одном интересном случае, который произошел с моим УАЗиком. Случай этот загадочный, он не поддается никакой диагностике, но проблема серьезная. Я хочу детально рассказать об этой проблеме, так как если не знать, что так бывает, то можно попасть на капительный ремонт двигателя, а это дорого. Так что, уважаемые владельцы автомобилей УАЗ с двигателем ЗМЗ-409 читайте внимательно, эта статья может сэкономить вам много денег.
Как вы помните, у меня во владении уже третий УАЗ Патриот 2018 года выпуска с бензиновым двигателем ЗМЗ-409. Вся эта история началась год назад, когда я летом в лютую жару ехал в отпуск. ЖАра стояла больше 30 градусов, на дороге пробка, мотору тяжело он уже где-то на грани, чтобы не закипеть. После того, как мы проехали пробку я выехал на трассу, и чтобы остудить мотор решил поехать по повышенных оборотах на 4 передаче, чтобы мотор охладился от набегающего потока воздуха и вискомуфты. Ситуация осложнялась включенным кондиционером, он давал еще теплоты. После продолжительного движения в таком режиме под капотом что-то щелкнуло, но мотор не заглох. Я приготовился к самому плохому, но самого плохого не было видно. Ни пузырьков в расширительном бачке, ни пара антифриза из под капота, в принципе все было хорошо, мотор не закипел, прокладку не пробило. Я долил немного антифриза, и мы поехали дальше. Радость была недолгой.
Как только мы проехали реку Оку, которая разделяет Московскую и Тульскую области, начался затяжной подъем, тут-то и начались фокусы. Сначала машина начала как бы немного перетраивать, потом начала троить конкретно. Я сначала грешил на газ, но перевод на бензин не дал своих результатов, мотор работал на двух цилиндрах. Но самое интересное началось потом. Кое как мы ползли в этот затяжной подъем и вдруг из выхлопной трубы начал идти сильный сизый масляный дым как из паровоза. Доехав до ближайшей стоянки мы остановились. Я сбросил ошибки и достал масляный щуп. Пол уровня масла куда-то делось. Вы не представляете, что я чувствовал в тот момент. В голове сразу стали появляться ужасные мысли, что скорее всего от перегрева лопнули кольца, что масло летит просто ведрами в камеру сгорания, от это и перебои в работе системы зажигания. С этим грустным настроением мы поехали дальше. Я долил масла, проверил антифриз, и мы помчали. Машина завелась и работала абсолютно штатно. Мы ехали хорошо только до следующего подъема. Как только начался затяжной подъем, а их в Тульской области много, история повторилась.
Кое как мы доехали до места проведения отпуска. Что удивительно по городу мотор работал как обычно, никаких проблем. Потом мы поехали на море и ситуация с перебоями работы двигателя и масложором стала более непредсказуемой, но всегда был подъем. До моря доехали неплохо, дымовая завеса была пару раз. На море я поменял свечи, по-моему в третьем цилиндре был большой нагар, я так и подумал, что моросит третий цилиндр. Дорога с моря была намного сложнее, дымовая завеса была намного чаще, мотор не тянул, дымил и жрал масло. Настроение было на нуле. Вернувшись из отпуска мотор заработал как положено. Я решил узнать в чем же причина и начал усиленно диагностировать мотор.
Я купил себе эндоскоп, который может крутить головой, чтобы посмотреть и состояние клапанов тоже, также купил новый компрессометр, чтобы оценить компрессию. Выкрутил свечи, а нагар оказался нормальным. Проверил сначала компрессию. Она была не совсем ровная по всем цилиндрам, но в норме. Первый цилиндр компрессия 12 атмосфер, второй и третий цилиндры компрессия- по 11 атмосфер, а вот четвертый цилиндр компрессия-13 атмосфер. Самое главное, что не было цилиндров с низкой компрессией ниже 10, да и измерения я проводил на холодном моторе. Потом я посмотрел в цилиндры эндоскопом и тоже не увидел никакого криминала. В цилиндрах не было никаких задиров, клапаны все живые трещин нет, хон целый, нагар небольшой, все в порядке. Я был обескуражен- все было в норме, но поведение автомобиля было ужасным и непредсказуемым, он жрал масло, приходилось доливать. Я решил действовать по старой русской поговорке "ХОРОШИЙ СТУК НАРУЖУ САМ ВЫЙДЕТ". Это значит, что если что-то сломано, то оно себя проявит. Конечно это произойдет в самый неподходящий момент зимой на пустынной трассе, но это будет потом.
Ездил я так год, потом решил поменять комплект ГРМ. Мне не нравилось, что утром после запуска двигателя был шелест цепи, что свидетельствовало об износе. Вообще не совсем так, у меня подтекала передняя крышка нижняя в районе нижнего натяжителя цепи. Процесс замены прокладки передней крышки очень геморный и заодно желательно поменять и систему грм. Потом, кстати напишу статью о том, в каком состоянии были цепи ГРМ и все, что с ними рядом. Так вот, нашел я мастера, который согласился поменять цепи. И вот, наконец-то выплыла причина масложера, перетраивания и дыма из выхлопной. ТЕПЕРЬ ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ.
Напомню, что после 2017 года в районе нижнего натяжителя цепи примыкания передней крышки к блоку цилиндров стали ставить плохие прокладки и там образовалась течь масла. На цапфе коленвала есть демпфер крутильных колебаний, такая массивная железная болванка, которая через толстый слой резины крепится с цапфой коленвала.
Под действием масла и высоких температур этот демпфер слетел и стал тереть о переднюю крышку своей этой резинкой. От трения передняя крышка сильно нагревалась. Внутренняя сторона, которая омывается маслом тоже нагревалась, и пока автомобиль ехал прямо, то маслом внутренняя сторона и охлаждалась. Как только автомобиль ехал в горку, масло отходило от передней крышки и слой на крышке начинал гореть.
При таком нагреве масло начинало сильно дымить. Дым шел через сапун во впуск и в цилиндры. Так как там был один дым без воздуха, то мотор начинал перетраивать и дым шел в выхлопную. Вот и вся проблема. Если не знать этой проблемы и поехать к великим мотористам, то они начали бы приговаривать все по мере усложнения. Сначала бы заставил меня поменять маслосъемные колпачки. Это бы не помогло, потом приговорили бы блок к капитальному ремонту, сказали бы что залегли или потрескались кольца маслосъемные.
ТАк что уважаемые УАЗоводы с двигателями ЗМЗ-409 имейте в виду. ЕСЛИ ВАШ АВТОМОБИЛЬ, ОСОБЕННО ПРИ ЕЗДЕ В ГОРУ, ДЫМИТ КАК ПАРОВОЗ, ТРОИТ И ЖРЕТ МАСЛО, а остальные показатели в норме, не торопитесь делать капиталку посмотрите демпфер крутильных колебаний, возможно он трет о переднюю крышку.
Уверен, что информация на моем канале будет вам полезна, поддержите автора)