В Покрове жизнь течет неспешно и в каждом замедленном кадре словно открывается суть жизни, духовная глубина и красота. Здесь все навевает на мысли о вечном.
Кому-то Покров открывается, как обычный провинциальный город на Московской трассе, через который громыхают фуры.
Кто-то едет сюда в паломничество - посетить красивейшую Введенскую Островную пустынь, чтобы отдохнуть там душой.
А я открыла Покров через лес. Он здесь невероятный, наполненный исцеляющей силой с мистическими озерами и болотами.
Если Вы едете в Покров на электричке, то советую сойти на станции Глубоково. Это настоящий озерный край. Правда, озера здесь рукотворные - это карьеры с песчаными берегами, окруженные сосновыми лесами.
Озера настолько красивые, что неудивительно, что кто-то захотел прибрать к рукам один из водоемов. «Купаться нельзя. Частная собственность. Везде скрытые камеры. Штраф 2000 рублей» - гласят таблички на деревьях. Но люди не понимают, как природа может кому-то принадлежать. И все купаются.
Идти пешком до центра Покрова очень долго, если неспешно, то часа два с половиной, но ради прогулки это стоит. В Глубоково находится большой цыганский хутор. Свобода цыган выражается даже в их искусстве строить дома. Эти дома абсолютно без фундамента: просто сваи и на них коробки из досок и гибсокартона. А между сваями и полом спокойно может пролезть кошка или собака.
Да, в этих домах зимой босиком по полу не походишь… Смотришь на это и понимаешь, насколько цыгане свободный народ, они не держатся за бренное и наносное. Зачем привязывать себя домом к определенному участку земли или городу? Сегодня это твой дом, а завтра разберешь свою юрту и отправишься дальше. Голым приходишь в мир и голым уходишь. Здесь у многих цыган нет мобильных телефонов, хотя они вовсе не нуждающиеся люди. Просто это им не нужно.
Далее дорога пойдет через садовое товарищество и небольшой лесок. Если Вы дойдете до Покрова и пройдете его насквозь, откроется удивительный лес с нерукотворными мистическими озерами.
Советую посетить три озера: Черное, Белое и Введенское.
Некоторые ученые сходятся во мнении, что несколько тысяч лет назад сюда упал осколок крупного метеорита, он развалился при входе в плотные слои атмосферы. И небольшие его части образовали озера Черное и Белое.
Озеро Черное имеет необыкновенный темный цвет и завораживающую неравномерную поверхность: где-то рябит, где-то штиль, где-то цвет более светлый, а где-то мистически темный.
Но это озеро хотя бы имеет признаки жизни – и камыши по краям растут и есть заходы у берега, чтобы купаться. И многочисленные туристы своим присутствием это подтверждают. А вот озеро Белое совсем другое. Словно застывшее, заледенелое. Ни туристов, ни рыбаков, ни камышей, ни испуганных уточек, ни плеска рыбы. Стоит оно словно омут, окруженный густыми деревьями. Некоторые приезжие туристы, обрадованные тишиной и безлюдием озера, обманывались, останавливались здесь отдохнуть, искупаться и … тонули. А все потому, что нет здесь заходов, сразу глубина – метра 4-5 и нижние слои воды – совсем ледяные.
Все это рассказал нам коренной житель, который живет прямо на берегу этого озера. Он собственноручно делал мостки, чтобы сделать заход в воду (хотел окунаться после бани) и забивал 12-метровые сваи (4-5 метров до дна и дальше – для укрепления). Но, тем не менее, купаться он там все равно не любит, слишком ледяная вода. Да и озеро опасное – воронкообразное, может затянуть.
«Водолазы, которые вылавливали отсюда утопленников, с большими глазами рассказывали, что на дне словно ледник, и глубина пугающая – метров 35. При этом дно неравномерное с ледяными пещерами. Все водолазы, которые побывали в этом озере, говорили, что больше сюда ни за какие деньги не полезут».
Кстати, мы узнали, что Белым озером называется не для красоты, оно действительно пару десятилетий назад было странного белого цвета. Потом какое-то предприятие слило в него нефтепродукты и оно стало обычным – темным лесным озером.
А вот озеро, в котором можно купаться – это Введенское озеро, посредине которого находится красивейший остров с Введенским монастырем.
К сожалению, Введенское озеро с каждым годом мелеет, затягивается кувшинками, а теперь еще и бобры присоединились – пилят лес по краям и заболачивают берег.
Сам Покров посреди озер и болот возник как мужской монастырь в 1506 году. Это была Антониева пустынь, которая в середине 17 века стала патриаршим монастырем, поэтому слобода, образовавшаяся возле обители, получила название Патриаршее село Покровское. Потом иноки ушли из монастыря на остров. Тогда он еще не был соединен с берегом мостом, и на него можно было добраться только на лодке. Такое уединение было очень отрадным для монахов.
Именно сюда пришел местночтимый святой - старец Клеопа, имеющий опыт жизни на Афоне. После пребывания на святой горе, старец долго скитался по обителям, ища уединения. И только Свято-Введенская островная пустынь покорила его сердце. На этом уединенном островном монастыре посреди лесов он был избран игуменом.
Святой Клеопа почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
Сегодня в Введенской островной пустыни, которая с 1995 года является женским монастырем, в ларце хранятся мощи святого Клеопы.
Здесь же в храме хранится икона Священноисповедника Афанасия Сахарова с частицей его митры. Он внес имя старца Клеопы в список местночтимых Владимирских святых, к которым он обращался в своих молитвах, возносимых им в своем переносном Храме.
Несмотря на то, что остров сегодня заполонен туристами, в трапезной очереди и нет свободных мест, монахини живут очень уединенно. Вы увидите их разве только на службе. Они несут свой молитвенный подвиг, но при этом сохраняют гостеприимство и единение с природой. Прямо на клумбах монастыря своих птенцов высиживают чайки, и их никто не гоняет, хотя сами понимаете, что чайки своим криком, нравом и прочим вносят определенное беспокойство и сложности. Когда мы приезжали, птенцы уже подросли, но еще не умели летать. Они бегали по клумбам, а их родители самоотверженно защищали их от любопытных туристов. Могли даже ударить крыльями и клюнуть.
В трапезной и монастыре работают труженицы. Монастырь добродушно принимает женщин, которые хотят потрудиться во славу Божию, и дает им жилье и еду. Также монастырь помогает девочкам, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Здесь создан приют «Ковчег», рассчитанный на 50 человек. Девочек обучают педагоги, есть общее и дополнительное образование.
При монастыре действует подворье в селе Матренино, благодаря ему монастырь обеспечивает себя молочной продукцией − изготавливает сливки, сметану, творог, сливочное масло. Здесь также пекут вкусный хлеб.
Все здесь проникнуто любовью к ближнему. Тепло, душевно. Наверно поэтому столько людей стремятся в Введенскую островную пустынь. Это действительно островок любви.
Когда мы добирались в этот монастырь через леса, несколько раз начиналась гроза, небо было темнее озера Черного. Но небо было на нашей стороне. Лишь когда мы переступили порог трапезной монастыря, рванул сильнейший дождь с грозой.
Да, добр к людям Покров и монастырь!
От души советую побывать в таком чудесном, добром и гостеприимном Покрове.