Найти в Дзене
ТЫК

Рельсы будущего: как трамвай «Славянка» перекраивает карту южного Петербурга

Звон стрелок над КАДом, эстакады-гиганты и студенческие кампусы в чистом поле — новая трамвайная линия «Славянка» уже сейчас меняет ландшафт города. Строящийся проект, сравниваемый то с революционным «Чижиком», то с московским монорельсом, обещает не просто перевозить пассажиров, а создать целую транспортную галактику на юге. Успеет ли первый участок до Шушар к концу 2025 года? И почему инвесторы уже планируют маршруты до Пулково? Плюсы, которые изменят южные районы:
✅ Время в пути сократится вдвое: от «Купчино» до Славянки — 30-40 минут вместо 70 на автобусе 114.
✅ Толчок для науки: линию продлят до кампуса СПбГУ и НТЦ «Невская дельта» (инвестиции 60 млрд рублей), создав «студенческий хаб» 612.
✅ Разгрузка дорог на 10% — особенно критично для перегруженного Витебского направления 11. Но скептики указывают на подводные камни:
⚠️ «Эффект Выхино» в Купчине: поток с трамвая хлынет к метро, где уже давка от электричек. Новые станции? Пока — лишь планы 11.
⚠️ Сомнительные стыковки: остановк
Оглавление

Звон стрелок над КАДом, эстакады-гиганты и студенческие кампусы в чистом поле — новая трамвайная линия «Славянка» уже сейчас меняет ландшафт города. Строящийся проект, сравниваемый то с революционным «Чижиком», то с московским монорельсом, обещает не просто перевозить пассажиров, а создать целую транспортную галактику на юге. Успеет ли первый участок до Шушар к концу 2025 года? И почему инвесторы уже планируют маршруты до Пулково?

-2

Концессия длиною в 30 лет: цифры, которые впечатляют

  • 51 млрд рублей — общий бюджет проекта, где 20 млрд — вложения города, остальное — частные инвестиции и кредиты 11.
  • 21 км путей с инженерными шедеврами: 3 моста (включая 1200-метровый путепровод над КАД), 4 эстакады, «умное» депо в Шушарах 148.
  • 22 трамвая-трансформера: модели 71-932 «Невский» с двусторонними кабинами, Wi-Fi, розетками, 100% низким полом и системой подсчета пассажиров 113.
  • 5 минут — интервал движения в час пик, 36 000 пассажиров в сутки — прогнозная загрузка


Скорость vs Риски: что тревожит экспертов

Плюсы, которые изменят южные районы:
Время в пути сократится вдвое: от «Купчино» до Славянки — 30-40 минут вместо 70 на автобусе 114.
Толчок для науки: линию продлят до кампуса СПбГУ и НТЦ «Невская дельта» (инвестиции 60 млрд рублей), создав «студенческий хаб» 612.
Разгрузка дорог на 10% — особенно критично для перегруженного Витебского направления 11.

Но скептики указывают на подводные камни:
⚠️
«Эффект Выхино» в Купчине: поток с трамвая хлынет к метро, где уже давка от электричек. Новые станции? Пока — лишь планы 11.
⚠️
Сомнительные стыковки: остановка у «Купчино» расположена неудобно, а кривые участки трассы (особенно у КАД) замедлят движение 11.
⚠️
Риск «маршрутки для полей»: Иван Вергазов, транспортный инженер, считает участок Шушары-Славянка избыточным: «Автобусы справляются, а трамвай может не набрать пассажиров» 11.

«Это обособленный трамвай-маршрутка, который приведет к освоению новых полей без инфраструктуры», — резюмирует эксперт Георгий Фролов
Строительство путей для "Славянки"
Строительство путей для "Славянки"

Планы-гиганты: от Пулково до Колпино

Пока строители монтируют опоры над Московским шоссе (25 из 1200 м путепровода уже готовы 14), инвесторы рисуют карты будущего:

  • Июнь 2025: на ПМЭФ подписано соглашение о продлении линии от Славянки через Царское Село к СПбГУ и «Невской дельте» (12 км, 30 млрд рублей) 612.
  • Кольцо вместо ветки: новая трасса замкнется с севера у Ям-Ижорского шоссе, создав единый контур 6.
  • Аэропорт и Колпино в прицеле: в генплане уже есть ответвление к Пулково и проекты линий до Колпино 610.

Парадокс: трамвай, который еще не запустили, уже обрастает продолжениями. Почему? Ответ — в демографии: только в Славянке живут 45 000 человек, а будущий кампус СПбГУ привлечет еще 65 000 студентов и сотрудников

Итог: трамвай как лакмусовая бумажка

«Славянка» — больше чем рельсы и вагоны. Это тест на зрелость ГЧП в России: первый неполитический концессионный проект, чья судьба зависит не от чиновников, а от экономики перевозок 11. Успех определит, поедут ли трамваи в другие «спальные» районы — от Рыбацкого до Каменки.

Стройплощадка у Балканской площади сегодня — это окно в транспортное будущее Петербурга. Если к декабрю 2025-го здесь прозвучит первый звонок, город получит не просто маршрут, а билет в эпоху, где трамваи создают города, а не обслуживают их.

P.S. Над путепроводом через КАД уже подняты 25 опор. За их стальными ребрами — ответ на главный вопрос: сможет ли частный капитал строить общественный транспорт без компромиссов?