Найти в Дзене
Интересность

УПРАВЛЕНИЕ ЛОШАДЬМИ И ПОВОЗКАМИ

Цель занятий — приучить повозочных к приемам управления лошадьми на всякого рода местности и дорогах и развить у них навыки обращения с повозками и упряжью в пути. Обучение езде состоит в приучении лошадей к равномерной тяге шагом и рысью, при различных видах и состоянии почвы, к движению по прямому направлению, поворотам, езде по трудному грунту и неровностям. Основанием обучения служит езда парой в дышловой запряжке, управляют с сиденья повозочного; такой езде должны быть основательно обучены все повозочные. В частях же, где имеются двуколки, повозочные обучаются управлению одной лошадью, а также запряжкой в пристяжке. Равномерность тяги составляет первое и самое не обходимое условие езды. Она достигается частыми упражнениями в движении ровной рысью по прямому направлению и не особенно вязкому грунту. Начинать обучение следует с коротких расстояний, переходя постепенно к более длинным, а также и к более вязкому и разнообразному грунту. При работе по вязкому грунту следует обратить ос
Оглавление

Общие положения

Цель занятий — приучить повозочных к приемам управления лошадьми на всякого рода местности и дорогах и развить у них навыки обращения с повозками и упряжью в пути.

Обучение езде состоит в приучении лошадей к равномерной тяге шагом и рысью, при различных видах и состоянии почвы, к движению по прямому направлению, поворотам, езде по трудному грунту и неровностям.

Основанием обучения служит езда парой в дышловой запряжке, управляют с сиденья повозочного; такой езде должны быть основательно обучены все повозочные. В частях же, где имеются двуколки, повозочные обучаются управлению одной лошадью, а также запряжкой в пристяжке.

Равномерность тяги составляет первое и самое не обходимое условие езды. Она достигается частыми упражнениями в движении ровной рысью по прямому направлению и не особенно вязкому грунту. Начинать обучение следует с коротких расстояний, переходя постепенно к более длинным, а также и к более вязкому и разнообразному грунту.

При работе по вязкому грунту следует обратить особенное внимание на спокойное трогание лошадей с ме ста и равномерный шаг с нагруженной повозкой.

Ровный шаг и равномерная тяга достигаются внимательным и умелым спариванием лошадей, причем нужно обращать внимание на подбор лошадей одинакового роста, по возможности одинаковой длины корпуса и ровного характера. Необходимо помнить, что лошади с неровным характером требуют более внимательного и умелого управления.

Управление обозом

Командир на походе управляет обозом (транспортом, повозками): приказаниями, командами, знаками и сигналами.

Приказания надлежит отдавать кратко, энергично и ясно, указывая цель, которой надлежит достигнуть.

Командой определяется, что надо исполнить, начало или конец исполнения.

Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной.

Предварительную часть команды произносить ясно, выговаривая внятно каждый слог, а исполнительную (для обоза) - энергично и протяжно. Голос соразмерять с глубиной колонны.

В зависимости от обстановки команда может подаваться условными знаками и сигналами.

Посадка и слезание повозочных

По команде: «Повозочные садись» повозочному взять обе вожжи в правую руку, левой рукой опереться о передний конец верхнего продольного бруска правого борта или за поручень, левую ногу поставить на ступицу (в двуколке на подножку) правого переднего колеса, оттолкнуться правой ногой от земли, перенеся ее через колесо, и сесть на сиденье повозки, после чего разобрать вожжи в обе руки.

Сидя в повозке, повозочный должен сидеть свободно и плотно на обеих седалищных костях, подав туловище несколько вперед; руки слегка согнуть в локтях; ноги вытянуть и поставить на подножку.

По команде: «Смирно» повозочный принимает посадку и держит вожжи.

По команде: «Вольно» повозочный принимает более свободную посадку, может взять вожжи в левую руку, оправить одежду и снаряжение; слезать с сиденья без разрешения воспрещается.

По команде: «Внимание» соблюдать полную тишину и внимание, оставаясь в свободном положении, повернуть голову к командиру, чтобы возможно лучше его видеть и слышать.

По команде: «Повозочные слезай» повозочному взять обе вожжи в левую руку, правой рукой придерживаясь за правый конец верхнего правого продольного бруска (борта, поручня), правую ногу поставить на ступицу правого колеса и, перенеся левую ногу через колесо, соскочить на землю, после чего остановиться около правого переднего колеса и взять вожжи в обе руки.

Держание вожжей

Вожжи как при одиночной, так и при парной запряжке следует держать в обеих руках, причем, пропустив каждую вожжу между мизинцем и безымянным пальцами соответственной руки и далее изнутри ладони через указательный палец, сжать кулак; кулаки держать наклонно внутрь, ногтями книзу.

Вожжи берутся настолько коротко, чтобы чувствовать равномерно в обе вожжи небольшой упор лошадей в удила; руки немного согнуть в локтях.

Если лошади горячие, то для большей уверенности повозочный может обернуть вожжу вокруг кисти и затем пропустить через кулак.

Рекомендуется, особенно при ночном движении, веревочный конец вожжей прикреплять к повозке.

На остановках вожжи держать слегка подобранными так, чтобы головы лошадей не были опущены или вытянуты, что необходимо для готовности лошадей немедленно начать движение.

Аллюры

Для движения запряженной повозки употребляются два аллюра: шаг и рысь.

Шаг нужно выработать возможно широкий.

Рысь- ровная, плавная, со скоростью 1 км за 5 минут.

Движение по прямому направлению, остановки, осаживание

Для движения по прямому направлению подается команда: «Шагом (рысью) - МАРШ».

По этой команде повозочный заставляет лошадей спокойно и не порывисто, одновременно и одинаково принять участие в тяге; при хорошо спаренных, ровных по характеру лошадях достаточно несколько отдать вожжи, подав кисти рук вперед, или же понудить лошадей к движению голосом и прикосновением вожжей к крупу. Резкие и неожиданные посылы лошадей пугают их и заставляют бросаться в стороны.

-2

Вожжи при движении следует держать ровно и мягко, следить, чтобы лошади шли ровно, одинаково натягивая постромки, и налегали в постромки спокойно обо ими плечами. Посылы вперед делать мягко, ударяя вожжой; горячих лошадей следует успокаивать голосом, а за ленивыми внимательно следить.

Необходимо путем практики выработать у повозочных навык узнавать по постромкам правильность работы лошадей и уравнивать тягу их.

По команде: «К остановке-СТОЙ» повозочный слегка натягивает вожжи, сгибая, если надо, руки в локтях. Остановка должна быть плавная, лошади должны остановиться одновременно, не растягиваясь и не откидывая зад в сторону. Дышло не должно подниматься вверх. По остановке повозочный ослабляет натяг вожжей, сохраняя легкий упор на удила.

Если нужно быстро сдержать движение лошадей или перейти препятствие, то командир обоза поднимает правую руку.

Если нужно привлечь внимание повозочного в пути, то подается команда: «Под ноги».

Если нужно изменить скорость движения, то подается команда: «Шагом (рысью) МАРШ».

Переход к новой скорости делают плавно, пройдя прежним аллюром 3-6 шагов.

278. По команде: «Назад, осади МАРШ» повозочный, уклоняя корпус назад, сильнее упирается ногами в подножку и ровным, плавным натягиванием вожжей заставляет лошадей осадить назад на 2 м; затем ослабляет натяг вожжей и снова заставляет лошадей осадить на 2 м. Более как на 4 м осаживать лошадей не следует.

Лошади при осаживании должны подобрать зад под себя и пятиться назад прямо, не выворачивая при этом зада.

По команде «Стой» осаживание прекращается; повозочный несколько ослабляет натяг вожжей, заставляя лошадей стоять ровно на всех четырех ногах.

Повороты и заезды

Изменение направления движения производится посредством поворотов и заездов.

Все повороты и заезды могут быть выполнены с ме ста и в движении как на шагу, так и на рыси.

Чтобы переменить направление, подается команда: а) на ходу «направо (налево) - МАРШ».

6) с места «направо (налево) шагом (рысью) - МАРШ».

Для выполнения поворотов в указанную сторону повозочный на двуколке, понуждая лошадь к движению, мягко и плавно натягивает соответствующий конец вожжи (при повороте направо правый конец, налево - левый).

Когда двуколка повернется насколько нужно, подается команда: «Прямо... направление» (указать на местный предмет).

Повороты двуколки на ходу выполняются по вышеуказанным командам аналогичным образом.

Для выполнения заезда парной повозкой на ходу повозочный мягко и плавно натягивает вожжи, в сторону которых назначен заезд, слегка ослабляя натяг вожжей противоположной стороны, и ослабленной вожжой побуждает наружную лошадь, следя в то же время, чтобы внутренняя лошадь шла впереди и не особенно выбрасывала круп в сторону.

Заезд кругом исполняется так, чтобы внутреннее переднее колесо описало дугу. Действие вожжами, как указано выше, более продолжительное и энергичное. Особенное внимание обращать на ровность аллюра; наружную лошадь следует вести возможно ближе к внутренней.

Если заезд кругом производится с места, то по исполнительной команде надо продвинуть лошадей вперед на 9 шагов и затем начать заезд.

Если не хватит места, чтобы сделать заезд радиусом в 9 шагов, повозочный должен заставить внутреннюю лошадь держать задние ноги почти на месте, но не допускать прикосновения внутреннего колеса к повозке. Для избежания крутых поворотов следует всей запряжкой брать противоположную сторону дороги, чем выигрывается место, а также (во избежание поломки) прибегать к помощи красноармейцев, заставляя их заносить задок повозки.

Проездка обоза

Изложенные в разделе «Повороты и заезды» упражнения и правила относятся к движению и упражнению одиночных повозок. Для подготовки же обоза в целом необходимо:

а) возможно чаще производить проездки всего обоза или части его с полной укладкой на расстояние от 10 до 20 км по дорогам разнообразного качества;

6) пользоваться каждым случаем наряда обоза или части его на перевозку грузов, чтобы требовать от личного состава точного соблюдения всех установленных настоящим наставлением правил в отношении управления и порядка движения.