К такому выводу пришел Майкл Тейлор, автор книги «Нос Рембрандта». Почему именно нос? Ведь у художника есть еще глаза, руки, ноги. Ответ прост: на каждой рембрандтовской картине фокус направлен именно на эту часть лица, да и книгу «Глаза Рембрандта» уже написали. Я думала, что прочитать подобный труд залпом будет сложновато: детальное описание картин, техник, параллели с биографией творца. Однако это всё Тейлор уложил всего в 120 страниц! Не могу не упомянуть потрясающее издание от Ад Маргинем: плотные листы, приятные глазу шрифт и верстка, больше сорока иллюстраций. Рембрандт представлял живопись как театральное представление, подготовка к которому включает в себя проработку жестов, мимики и дикции. Он написал много автопортретов. Подобно актеру он примерял разные эмоции и образы, среди которых есть и аристократы, и нищие. Особенно ярко эта идея выражена в офортах и ранних картинах. В 19 лет Рембрандт написал «Побиение камнями святого Стефана», где все герои полотна изображены с его