Название полностью соответствует содержанию. Весь фильм строится вокруг красивой, сдержанной Симоне Синьоре, которая играет молодую женщину, которой жизнь не в радость. Она замужем за каким-то задротом по имени Камиль, которого волевая мать постоянно опекает, то и дело сравнивая свою заботу о нем с тем, как "заботится" о нем его жена, Тереза Ракен.
У них - магазинчик по продаже тканей, всякого сукна. Особо денег это не приносит, но, впрочем, они и не бедствуют, работая втроем в этом магазинчике.
В отличие от романа, в фильме не говорится толком, кто такая Тереза, что придает сюжету мистичность.
Тереза регулярно "зависает". Фильм начинается с характерной сцены: Камиль и его мать смотрят, как люди играют в петанк. А Тереза втыкает в течение реки. Ей не просто скучно, сама жизнь вызывает у нее отвращение.
Сдержанная, угрюмая Тереза никогда не выходит из себя.
Потом, по стечению обстоятельств, она знакомится с шофером Лораном (Раф Валлоне), и тот принимается уговаривать ее сбежать с ним.
Камиль эту тему просекает и придумывает идиотский план, как отсечь Терезу от Лорана. Но в итоге все трое пересекаются в роковом тамбуре поезда, откуда Лоран вышвыривает Камиля под откос - с летальным исходом.
Жизнь Терезы никак никак не меняется, - все-таки Эмиль Золя был писателем-реалистом, - она по-прежнему угрюма, но тут еще над ней нависает чувство греха, ведь она была, можно сказать, соучастницей преступления. Она дежурно отбрехивается от полиции, что ничего не знает, что вообще спала и ничего видеть не видела.
Но вдруг появляется пассажир того злосчастного поезда. Он приходит к Терезе "в гости" и утверждает, что все видел. Ну, не все, но кое-что. Что она не спала все время, например. Потому что они ехали в одном купе. И начинает ее шантажировать...
Фильм снял Марсель Карне, режиссер-постановщик таких замечательных, абсолютно авторских картин как "Дети райка" (1945) и "Вечерние посетители" (1942). Более того, Карне считается основателем стиля "поэтический реализм". Но в "Терезе Ракен" явно прослеживаются тени нуара...
Весь фильм строится вокруг Терезы, роль которой несколько однообразно играет Симона Синьоре. Но несмотря на "однообразность" (да и откуда взяться "разнообразности" у ее героини?), игра Симоне завораживает. Симоне играет правдоподобно - что полностью соответствует стилю Золя. Я редко обращаю внимание на игру артистов, поскольку меня больше интересует постановка, но образ Терезы Ракен, созданный Симоной Синьоре, конечно же, запоминается. К тому же она похожа на одну мою знакомую девушку.
Оценка: 7,5 из 10.
Режиссер: Марсель Карне
Сценарий: Марсель Карне, Шарль Спак (по мотивам романа Эмиля Золя)
Оператор: Роже Юбер
Композитор: Морис Тирье
В ролях: Симона Синьоре, Раф Валлоне, Сильви, Ролан Лезафр.
Читайте также на моем канале: