Для целого поколения россиян имя Саши Лойе — это мгновенная вспышка радости, смеха и беззаботного детства. Его невозможно было спутать ни с кем: огненно-рыжие кудри, россыпь веснушек, хитрая ухмылка до ушей и абсолютно искренние глаза.
Кто-то до сих пор помнит его по бесконечным повторам "Ералаша", а кто-то — по крошечному, но запоминающемуся эпизоду в последней комедии великого Леонида Гайдая "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Куда же пропал этот неугомонный паренек с экранов? Его история — это путь от случайной славы через трудности к осознанной, тихой жизни.
Москвич с немецкими корнями и случайный билет в кино
Александр Лойе появился на свет жарким московским летом 1983 года. Его необычная фамилия — словно страница из семейной саги. Она досталась ему от прадеда, настоящего немца из Берлина, который приехал учиться в Петербург, влюбился в украинскую девушку, остался в России, принял православие и имя Всеволод. Так немецкая фамилия Loye (что интересно, в переводе означающая "огонь" или "пламя") навсегда приклеилась к русскому рыжему мальчишке. И надо сказать, характер у Саши полностью соответствовал этому "огненному" наследию — энергия била из него ключом.
В кино он попал абсолютно случайно, как это часто бывает с самыми яркими историями. Летом 1988 года пятилетний Саша с родителями отдыхал на подмосковной даче. Рядом, как оказалось, киношники снимали фильм "Благородный разбойник Владимир Дубровский" с молодым Михаилом Ефремовым в главной роли. Любопытство привело семью на съемочную площадку. Ассистент режиссера Вячеслава Никифорова сразу же ухватился взглядом за этого "рыжего чертенка" с невероятно выразительным лицом.
Так Саша получил свою первую, крошечную, но драматичную роль: он играл маленького мальчика, чью мать убивают на его глазах, а потом сжигают их дом. Несмотря на юный возраст и страшный по смыслу сюжет, малыш не растерялся и отыграл свою минуту экранного времени на удивление собранно. Первый гонорар в жизни — целых 50 советских рублей! — был немедленно инвестирован по настоянию мамы в водяной пистолет и сладости. Никто тогда и подумать не мог, что эта пятиминутная работа станет отправной точкой.
"Ералаш": звездный час и тень школьных проблем
Кадры из "Дубровского" попались на глаза человеку, который и сделал Лойе настоящей звездой детского экрана — Борису Грачевскому, создателю культового "Ералаша". Харизма рыжего мальчишки покорила его. Грачевский разыскал Сашиных родителей с предложением сниматься. Мама, Елена, поначалу была категорически против. Она, программист в серьезном НИИ, переживала, что съемки помешают учебе и нормальному детству. Но аргумент о гонораре за один выпуск "Ералаша", который в разы превышал ее месячную зарплату, перевесил.
Более того, Елена приняла судьбоносное решение: она уволилась с работы, чтобы полностью посвятить себя сопровождению сына на съемках. Она стала его ангелом-хранителем на площадках: успокаивала, контролировала буйный нрав, а иногда даже помогала съемочной группе — хлопала "хлопушкой" или ненадолго появлялась в кадре в массовке. Получилась их маленькая семейная киностудия.
Начало 90-х стало временем триумфа Саши Лойе в "Ералаше". Он снялся в 12 выпусках, став одним из самых узнаваемых и любимых лиц киножурнала. Его герои были разными: хулиганистыми ("Научи меня плохому"), мечтательными, но чаще всего — невероятно обаятельными проказниками.
Пиком популярности стал выпуск "Школа моей мечты", где Лойе блестяще сыграл... учителя, который с невозмутимым видом "воспитывает" своих нерадивых учеников, а те, в свою очередь, оказываются его реальными педагогами. Этот сюжет зрители вспоминают до сих пор.
Слава обрушилась на мальчика лавиной. Его узнавали на улицах, в магазинах, в транспорте. Просили автографы, пытались потрогать за рыжие волосы. Апофеозом стал визит в легендарный "Артек". Дети, увидев "живую звезду" "Ералаша", в буквальном смысле снесли его с ног в порыве восторга, пытаясь оторвать кусочки одежды на память. Вожатым пришлось срочно брать Сашу под усиленную охрану.
Казалось бы, что может быть лучше детской славы? Но у нее оказалась мрачная изнанка. В обычной московской школе Саша стал изгоем. Одноклассники дико завидовали его популярности и необычной внешности. Его жестоко травили: дразнили "рыжим-рыжим, конопатым", били, запирали в школьном туалете, передразнивали фразы из его же сюжетов. Школа превратилась в ад.
Сам Александр позже не раз говорил, что эти годы оставили глубокую рану в душе. Он никогда не ностальгирует по школьным временам и ни разу не пришел туда после выпуска. Единственным спасением был дом, где его любили и принимали таким, какой он есть.
Гайдай, "Херши-Кола" и стиральная машина для мамы
Параллельно с "Ералашем" Лойе продолжал сниматься в кино. В 1992 году случилось знаковое событие — его пригласил сам мэтр советской комедии Леонид Гайдай в свой фильм "На Дерибасовской хорошая погода...". Саше досталась роль Сёмы, внука шифровальщика, который по неосторожности... съел секретную шифровалку. Чтобы спасти положение, герою пришлось дать мальчику слабительное (конечно, только по сценарию).
Сам Лойе позже честно признавался, что в свои 9 лет толком не понимал, кто такой Гайдай и какая это честь. Но железную дисциплину на площадке легендарного режиссера запомнил навсегда.
Но настоящим культурным феноменом 90-х, врезавшимся в память миллионов, стала реклама "Херши-Колы" (1993). Ролик был гениально прост: Саша Лойе в роли ученика Сидорова ликует, получив "тройку", в то время как его менее везучие одноклассники Иванов и Петров грустят из-за "двоек". Танцующий от счастья рыжий паренек под слоган "Херши Кола — Вкус Победы!" стал иконой эпохи.
Эта реклама крутилась везде и запомнилась всем. А для Саши она значила гораздо больше, чем просто слава. За съемки он получил огромные по тем временам деньги — источники называют разные суммы (от 300 до 1000 долларов, что в 1993 году было целым состоянием). И здесь проявилось главное качество уже повзрослевшего мальчика — его безграничная любовь и благодарность к маме, которая одна тянула семью после ухода отца.
Саша не стал тратить деньги на игрушки или что-то для себя. Он настоял, чтобы на весь гонорар купили... стиральную машину-автомат. Раньше Елена стирала вручную, и этот подарок сына стал для нее настоящим освобождением от тяжелого труда. Это был не просто бытовой прибор, а символ его заботы.
С этого момента Александр фактически стал главным кормильцем семьи. Его гонорары шли на самое необходимое: еду, оплату квартиры, одежду.
Он никогда не жалел денег для близких: покупал маме и сестре цветы, делал подарки, позже полностью оплатил свадьбу сестры. При этом мама Елена никогда не диктовала сыну, как распоряжаться его заработками, считая, что он все делает правильно. Сам Саша оставался скромным в личных тратах.
Взросление и поиск себя
Однако всему приходит конец. В середине 90-х популярность "рыжего мальчика из Ералаша" начала естественным образом угасать по мере его взросления. Но был и конкретный повод для ухода. По воспоминаниям, произошел неприятный разговор с Борисом Грачевским. Режиссер, видимо, считая, что "Ералаш" сделал Лойе звездой, предложил ему сниматься... бесплатно, в знак благодарности.
Мама Саши, Елена, всегда бывшая его защитником, присутствовала при этом разговоре. Она спокойно, но твердо дала понять Грачевскому, что вклад "Ералаша" в успех сына преувеличен, и бесплатно работать он не будет. После этого Саша Лойе в киножурнале больше не появлялся.
Наступил период затишья, который многие зрители восприняли как исчезновение. Александр сосредоточился на том, что было упущено в детстве — на учебе и обычной жизни подростка. Несмотря на свои экранные образы хулигана, в реальности он учился хорошо и без особого труда осваивал школьную программу.
После школы была попытка поступить в ГИТИС, но затем он перевелся в знаменитое Щепкинское театральное училище (окончил в 2006 году). Эти годы были важны для взросления и переосмысления. Он уходил из кино мальчиком-звездой, а возвращался уже взрослым актером с другим отношением к профессии.
Возвращение в профессию: от "Next" до "СМЕРШа"
Возвращение на экраны состоялось в 2000 году, и оно было достойным. Александр получил роль Федечки, сына главного героя (его играл сам Александр Абдулов) в популярном молодежном сериале "Next". Работа со звездами первой величины, такими как Абдулов и Армен Джигарханян (который стал для молодого актера мудрым наставником), под руководством режиссера Олега Фомина, стала для Лойе отличной школой и подарила новый вкус к профессии.
Еще одной значимой работой стала роль сержанта Гольдина в культовом военном мини-сериале "Грозовые ворота" (2006). Это был серьезный, драматический образ, далекий от комедийного прошлого, и Лойе с ним справился, доказав свой актерский диапазон.
С тех пор Александр Лойе не исчезал надолго. Он постоянно работает в кино и на телевидении, но предпочитает не гнаться за главными ролями и громкой славой. Для него актерство — это, прежде всего, профессия и ремесло. Он тщательно выбирает проекты, соглашаясь на роли, которые считает интересными или достойными, пусть и небольшие.
Его можно увидеть во множестве картин и сериалов 2000-х и 2010-х годов: "Маршрут", "Пять невест", "Поцелуй не для прессы", "Штрафник", "Дикий-3", "Побег", "Апофегей", "Операция «Карпаты»", "СМЕРШ", "Безсоновъ". Он никогда не стесняется своих работ и подходит к каждой с ответственностью.
Личная жизнь: мама, принципы и тихое счастье
Сейчас Александру Лойе 41 год (26 июля ему исполнится 42). Внешне он изменился кардинально: рыжие кудри уступили место лысине, черты лица стали более резкими, манера держаться — сдержанной и даже немного строгой. Но внутри, как утверждают знающие его люди, он сохранил ту самую искренность и принципиальность, которые покоряли зрителей в детстве.
Он по-прежнему живет в Москве в одной квартире с самым главным человеком в своей жизни — мамой Еленой. И это не вопрос финансов или невозможности съехать. Александр сознательно выбрал остаться рядом, чтобы помогать маме в быту, заботиться о ней. Он неоднократно говорил, что если когда-нибудь создаст свою семью, то обязательно купит квартиру рядом с мамой, чтобы всегда быть на расстоянии вытянутой руки.
В личной жизни у Александра Лойе все сложилось иначе, чем у многих. Он никогда не был женат, у него нет детей. И это не случайность, а осознанная позиция, сформированная жизненным опытом и наблюдениями:
"Я не вижу вокруг себя долгих браков. Пары редко держатся дольше 2-3 лет. Зачем тогда жениться? Ради игры в любовь? Чтобы устроить красивую свадьбу и родить ребенка, который потом может оказаться не нужен? А потом – бесконечные разборки, алименты, упреки?.. Нет, это не для меня. Мои родители прожили вместе 12 лет – по нынешним меркам это серьезный срок. Среди моих ровесников я таких примеров просто не знаю."
Он не против семьи в принципе, но считает, что брак — это навсегда и только по большой любви. Торопиться он не намерен. При этом он не чувствует себя одиноким. У него очень теплые отношения с сестрой. Он активно участвует в жизни своей племянницы, которую души не чает и фактически считает своей дочерью, помогая ей, поддерживая и даря свою любовь. Многие отмечают, что из него получился бы прекрасный отец.