Холодный ноябрьский вечер 1407 года, Париж. На Старой Храмовой улице темно, как в могиле; Людовику Орлеанскому освещают путь факелами. Брат короля Карла VI покинул отель Барбетт, где утешал после неудачных родов королеву Изабеллу Баварскую, и спешит к Карлу, в отель Сен-Поль. Такие нынче отношения у их величеств: живут порознь. Что нужно брату? Часов в 8 вечера принесли записку - срочно, жду. Новая прихоть безумца, не иначе.
Копыта герцогского мула гулко цокают по мостовой. С Орлеанским около десятка человек; маловато для ночного эскорта, но ехать недалеко.
Поднимаясь по улице, герцог и его свита не замечают слившихся с черными стенами вооруженных людей. Их человек 15. И они настроены серьезно...
«Ты-то нам и нужен!»
При дворе Карла VI, который то «отсутствует», то приходит в себя, бодаются за влияние две группировки. Одной верховодит младший брат короля герцог Орлеанский, другой – кузен короля Жан Бесстрашный, герцог Бургундский. Они ровесники, обоим около 35-ти. Бургундец, вслед за умершим отцом Филиппом Смелым (тот начал вражду с Орлеанским домом), ищет мира с англичанами – идет Столетняя война. Людовик тоже уважал своего папу, короля Карла V Мудрого, и чтит его завет гнать островитян из Франции. В королевском совете заправляют Орлеанский и Изабелла, а бургундцев там всего двое, вместо прежних 26-ти. К политике подмешано личное: Жан взбешен слухом о связи королевы Изабеллы с деверем (связь не доказали, кстати). Еще Жану донесли - чертов Людовик поладил и с его женой! Пару лет назад Бесстрашный захватил Париж; его враги из дворца удрали в Мелён. После помирились. Но осадок остался и жжет мятежную бургундскую душу.
… Герцог и его люди на Старой Храмовой улице вмиг окружены. Раз – убит камердинер Жакоб. Два – Людовик сброшен с мула, обезоружен. «Я – герцог Орлеанский!» - кричит он с мостовой. «Ты-то нам и нужен!» - отвечают. Ему отрубают руку, следом рассекают голову до подбородка топором.
Убита горем и требует дознания вдова герцога Валентина Висконти. Король, ее добрый друг, обещает разобраться, но все забывает. Бесстрашный не скрывает, что причастен к расправе над «тираном». Он бежит из Парижа, но через два года, когда умирает Валентина, снова у ног короля. Тот прощает ему содеянное, сын Жана женится на дочке Карла VI. И все бы прекрасно, если б не мутили воду проклятые арманьяки, друзья покойного Орлеанского.
«Бей!»
1418 год. Бургиньоны Жана Бесстрашного снова берут Париж. В резне убит граф Арманьяк, душа орлеанской партии. Идут конфискации, в казну течет имущество арманьяков. Королева Изабелла нынче за бургиньонов; ее 16-летний сын дофин Карл - за их жертв, потому вынужден бежать из Парижа.
Англичане наступают; гражданские распри, смекает Жан, лучше свести на нет: враг-то общий. Хотя, его владениям придется худо без английской шерсти. Ладно, договоримся с дофином и недобитками-арманьяками. Жану доносят - мальчишка готовит пакость.
Герцог усиливает охрану и к месту встречи – мост Монтеро, 70 км от Парижа - в сентябре 1419 года прибывает во всеоружии. Рыцарь Танги дю Шатель из свиты Карла зовет Жана внутрь огражденного участка: там уже стоит дофин. «Вот кому я доверяю!» - кивает Жан в сторону Шателя и идет к Карлу. Преклоняет колени, честь по чести. Карл упрекает Жана в том, что тот спелся с англичанами, Жан в ответ: делаю то, что должен. Он просит дофина вернуться в Париж, к отцу и матери.
Как-то так или иначе они «перетирали»; в источниках разговор передают по-разному. Кто схватился за оружие первым? То ли камердинер герцога Жана, то ли сам он положил руку на эфес; снова пишут разное.
«Бей, бей!»- будто защищая дофина от нападения, заорал Танги дю Шатель и хрястнул Бесстрашного по лицу секирой. Карла увели прочь, а обе свиты сцепились насмерть. Герцогу Жану отрубили левую руку, череп раскроили до подбородка – точь-в-точь как герцогу Орлеанскому 12 лет назад. С одной разницей: Орлеанский погиб безоружным, а у Бесстрашного был меч.
В убийстве Жана, само собой, обвинили дофина Карла; тот все отрицал, но его не слушали. Королева Изабелла подсунула на подпись безумному мужу текст договора в Труа; по нему их сын дофин Карл лишался прав на трон Франции; преемник Карла VI отныне - будущий муж их дочери Екатерины Генрих V Ланкастер, король, на минуточку, Англии. Короны двух стран объединялись; престиж Франции падал. Зато войну, считай, завершили, что еще надо?
Тем временем в деревушке Домреми подрастает не похожая на других детей набожная девчушка Жанна. Через 10 лет она переломит ход почти проигранной французами Столетней войны, задаст перцу англичанам, расчистит путь к трону дофину Карлу – Карлу VII Победителю, то есть.
Сын Жана Бесстрашного герцог Филипп Добрый поначалу заключит союз с англичанами, но после переметнется к Карлу VII. А внук Людовика Орлеанского станет королем Франции Людовиком XII.
Автор – Марина Туманова
Сердечное вам спасибо за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: