Найти в Дзене
Дорама и чай на вечер

Что такое хэппи энд и как с ним бороться

Недавно заинтересовала меня статья, которую написала автор @Очарованная 王一博 о том, почему в дорамах бывают плохие финалы, и как к этому относиться. Сначала я хотела написать свои мысли в комментарии, но потом поняла - не поместятся, поэтому решила разразиться собственной статьей на эту тему.

Начну с первого вопроса - что такое хороший или плохой конец в принципе. Хорошо ли закончился роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? Для кого? Для главного героя вроде бы не очень, хотя... Он получил то, что хотел, а хотел он не брака с избранницей, а живости чувств, так что мечты, как говорится, сбываются. Для Татьяны тоже не плохо, она "закрыла гештальт" и со временем к Онегину полностью охладеет, а в остальном у нее жизнь удалась. Давайте будем честны, кто из нас во взрослой жизни не вспоминал с ностальгической ноткой дни своего детства? И даже моменты грусти и разочарований кажутся нам отсюда издалека неизъяснимо прекрасными. Так и в Татьяне встреча с Онегиным пробудила чувства вовсе не к нему, а к своей детской наивности, мечтам, свободе. Пусть та, кто из любопытства не искала в соцсетях свою первую любовь, кинет в меня цветком, засушенным между страницами старой книги. (А уж процент тех, кто нашел и с облегчением выдохнул, приближается к ста).

Конечно, жаль Ленского, но в литературном произведении трагизм гибели героя измеряется не самим фактом его кончины, а тем, сколько людей и как сильно о нем сожалеют. Если бы Ольга всю жизнь оставалась одна, страдая и вспоминая своего возлюбленного, это было бы "стекло", а так... Сюжетный поворот, часть истории...

А хороший финал в духе Джейн Остин тоже не факт, что на самом деле хорош. Выйдя замуж за какого-нибудь возвышенного прекраснодушного инфантила, о котором она так мечтала, героиня, может, уже через пару месяцев завоет с тоски. Так что разделять книги, фильмы, сериалы на "высокий" и "низкий" жанр в зависимости от концовки мы, пожалуй, не будем. А просто рассмотрим некоторые закономерности.

1. Всегда хорошо заканчиваются детективы. Так что если точно нужен хороший финал - этот жанр никогда не подведет. Проблема в другом - детективы плохо начинаются и по ходу действия там тоже всякие неприятности могут происходить. Поэтому для того, чтобы наполниться чистым позитивом, они, пожалуй, не подойдут.

-2

2. Классическая литература. Здесь уже все отфильтровано временем и выверено на психологических весах. В "Гамлете" практически все умерли, но готовы ли мы об этом горевать? Растаскивать на цитаты, читать в десятках переводов, ходить на спектакли, смотреть телеверсии, обсуждать трактовки - все, что угодно - да, горевать - уже нет. Потому что в классическом произведении все аллегорично. Мы не воспринимаем героя классики, как человека, скорее, как определенное качество человеческой личности. А происходящие с ним события не примеряем на себя, потому что это кирпичики - строительный материал истории. Налево пойдешь... Именно поэтому не важно, как закончилось классическое произведение, важно - о чем оно.

Вот "Войну и мир" Лев Толстой не постеснялся снабдить внятным хэппи эндом, хотя "стекла" по ходу повествования подсыпал достаточно.

Достоевский тоже очень по-разному свои произведения заканчивает. Иногда все плохо, но там и жалеть особенно некого. А главное, это не книга, а, скорее, некий жизненный учебник. Разве мы в учебнике жалеем о том, что химическая реакция закончилась взрывом? Или о том, что в уравнении нет корней.

-3

Большие произведения классической литературы - это нравственные учебники, четко показывающие некоторые жизненные законы, чтобы читатели понимали, чем заканчиваются те или иные эксперименты будь то с химическими веществами (Н.Л. Глинка) или человеческими чувствами (Г.А. Печорин). А, может, и не заканчиваются (минус второй том "Мертвых душ"), ну, потому что они по факту не заканчиваются...

И это, конечно, не только про русскую литературу. Нравоучительный, но все-таки по-своему юморной Диккенс. Все эти Бальзаки, Золя, Голсуорси и Мопассаны последовательно чередующие хорошие и плохие концовки, говорят с нами языком воспитания.

-4

3. "Культовые" произведения - это уже про нашу современность - книги, фильмы, сериалы, ставшие культурным кодом определенной прослойки людей. Маркером, по которому довольно точно можно определить, кто перед тобой. Конечно, тут и разобранные на цитаты советские фильмы и голливудские легенды, иногда ставшие легендами благодаря шедевральному переводу. Как у них с финалами?

Вот вам максимально простой вопрос: Чем закончился шедевр отечественной мультипликации "Тайна Третьей планеты"? И вообще, вы можете пересказать его сюжет? Когда этот мультфильм вышел, мы с бабушкой первый раз зашли посмотреть, просто проходя мимо кинотеатра. И после этого ходили каждый день, пока он был в прокате. (У бабушки вообще был великолепный вкус в том числе на кино и литературу. В частности именно она открыла для меня Вудхауза через сериал "Дживс и Вустер" - буквально за шиворот вытаскивала из постели, в которой я пыталась дрыхнуть до часу дня по случаю каникул).

Но я отвлеклась, так вот я смотрела "Тайну Третьей планеты" в кино множество раз и по телевизору в детстве, потом со старшей дочерью затерли до дыр видеокассету, и с младшей тоже смотрели уже не помню, на каких носителях и в каком формате в то время смотрели DVD, МР-4, mkv... Но факт остается фактом, я не помню, чем он закончился. Так и с большинством "культовых" произведений ХХ века. Они практически не имеют выраженного финала, но это и не "открытый конец", хотя и он тоже бывает, но не в большинстве случаев.

Здесь просто дается некоторый кусочек жизни, но он такой правдоподобный, щемяще-узнаваемый, что мы забываем про героя и видим себя. Это началось, пожалуй, с импрессионизма и рассказов Чехова. ("На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость". - это рандомно выхваченное мной предложение из сборника рассказов Чехова. "Паучья суровость" - ну, как вам? Можно на три страницы детально описывать глаза, нос, брови, губы, подбородок, что угодно, но одна только "паучья суровость" - и это готовый портрет. Это кисть импрессиониста - при близком рассмотрении - лишь мазок кистью, но отойдя на пару шагов мы видим портрет человека, и, кажется, даже знаем, куда и зачем он идет и, возможно, сливаемся с ним, становимся им.)

И вот, наверное, на фоне всего этого, в общественном сознании засела мысль, что обычный хэппи энд - для слабаков, это для масс, а вот пафосный открытый финал - признак чего-то особенного, интеллектуального, "не для всех"... Или то, что в "правильном" произведении обязательно кем-то надо пожертвовать, чтобы осталось ощущение грусти, сожаления. И "творцы" начинают эксплуатировать эту идею, зачастую прикрывая ей отсутствие реальной мысли.

4. Сериалы. Ответом на эту тотально захватившую мир искусства безысходность, стали "мыльные оперы" - сериалы, в которых чтобы ни происходило, всё просто обязано закончиться хорошо. Поэтому сам по себе сериал стал символом зрелища для "домохозяек", в этом жанре никто не делал ничего серьезного. Стыдно было где-то признаться, что ты смотришь сериал.

-5

Однако коммерческая привлекательность сериала куда больше, чем у фильма. Не надо каждый раз создавать персонажей, подбирать каст, делать сложные декорации и спецэффекты. Нужна просто хорошая идея, которая сделает просмотр сериала не стыдным для молодежи, офисных работников и тех, кто привык считать себя умнее других.

-6

Смотреть условную "сантубарбару" дурной тон, а вот "Друзья" - это уже легенда, а уж конспирологические теории в духе "это было в Симпсонах" вообще "круто". Герою сериала "Доктор Хаус" подражали настолько, что многие всерьез купили себе трость.

-7

Дальше больше - ужасные сериалы, с испорченными главными героями, плохим концом, страшного и непонятного, даже совершенно жуткого содержания захватили стриминговые платформы. Создатели упражнялись в самых отвратительных финалах, жестоких сценах, переходили все границы дозволенного, не было такой мерзости, которую бы они не предложили зрителям. А офисные работники и "творческая интеллигенция" смотрели все это запоем. Спрос рождал предложение. А предложение возбуждало интерес - раз такое снимают, значит, это тренд, раз это настолько гадко, значит, это для избранных, не для всех, хочу-хочу в элиту. Больше того, во многих таких сериалах даже изначально и не предусматривался никакой конец. Сценарии писались тут же перед съемками на коленках, а когда интерес угасал просто "сворачивали" проект.

-8

5. Дорамы оказались вне этой истории. В силу культурных различий они за некоторым исключением не были втянуты в борьбу между сериалами для "домохозяек" и сериалами для "офисных хомячков", а жили своей жизнью. И когда обычный зритель понял, что у него нет выбора - смотреть "сантубарбару" было скучно, а следить за приключениями маргиналов, цирка уродов, психопатов, преступников и маньяков желания тоже не возникало, то выбор пал на азиатские дорамы.

Даже если это легкая любовная история - смотреть все равно интереснее, а уж если сюжет замороченный, да еще с волшебством или в исторических костюмах... И зритель, который вчера даже понятия не имел о жизни на древнем Востоке, сегодня уже уверенно называет династии, обсуждает достоверность костюмов и даже спорит о том, что вернее - конфуцианство или даосизм.

Дорамы, даже те, в которых герои без труда летают, в одиночку сражаются против целой армии и выживают, будучи истыканы стрелами, как дикобраз, оказались человечнее и адекватнее всего сериало- и кинопрома. Но их создатели тоже не всегда могли справиться с предубеждениями из разряда "хэппи энд" для слабаков. Так мы получили "китайские финалы", когда с одной стороны герои ни с того ни с сего могут погибнуть, но для желающих счастливого финала есть спецвыпуск. Либо можно что-то там додумать себе, потому что есть какие-то намеки... В общем, китайцы (возможно, не только китайцы, но я только китайские пока смотрела) опять всех обскакали. Одна и та же дорама может быть воспринята и теми, кто за счастливый конец, и теми, кто считает, что сказочки надо оставить детишкам, потому что в финале есть намеки на любое развитие событий и каждый зритель выбирает то, что ему ближе. Хотя последнее время зритель все чаще голосует за хороший финал и в целом историю без перегибов на местах. Всем хочется иметь какую-то безопасную территорию, где точно все будет хорошо.

Что касается меня, я читаю и смотрю то, что меня может чему-то научить, то, где я узнаю что-то новое. Одна из самых моих любимых книг имеет открытый финал, и я каждый раз пускаю слезу на последних строчках, хотя в них совершенно ничего трагического не происходит. Мне нравятся многие фильмы, в которых нет какой-то выраженной концовки, но только потому что она там и не нужна. Если сюжет бросают на самом интересном месте - "на додумывание" такое я тоже не любою. А главное, это всегда чувствуется - грустный или открытый финал оправдан историей или сделан просто, чтобы история запомнилась, чтобы придать этот налет элитарности.

Кроме того, в моих любимцах множество фильмов и книг с выраженным хэппи эндом и я этого не стесняюсь, потому что в самом по себе "жили долго и счастливо" нет ничего стыдного, "дамского", второсортного. Я уже как-то делала статью с маленькой подборочкой понравившихся мне когда-то голливудских фильмов и с небольшой коллекцией детско-подростковых отечественных сериалов, которые можно смотреть бесконечно. Может быть, про книги тоже напишу.

Но я немного не типичный зритель, почему - расскажу в следующий раз. Дело в том, что в этой статье мне удалось лишь затронуть тему финалов, а я бы хотела еще обсудить содержание и тему "спорных" моментов в дорамах. Так что к этому вопросу мы еще вернемся.

С удовольствием прочитаю ваше мнение, если вы его уже оформляли в статью, пожалуйста, не стесняйтесь давать ссылки.