Только автомобильные погони способны подарить особый кинематографический азарт: сочетание скорости, точности и хаоса. Лучшие сцены погонь не построены на взрывах (хотя они тоже помогают); вместо этого в них главное — динамика, география и ставки, ощущение того, что в любую секунду металл и стекло могут разлететься на куски. В лучшем случае автомобильные погони — это скорее движущая сила повествования, чем просто динамичные сцены.
Учитывая это, мы составили список самых запоминающихся фильмов с погонями. От сурового реализма до захватывающего зрелища — все эти фильмы используют погони, чтобы рассказать вам что-то о персонажах, мире или последствиях неудач. Это адреналин и чистый азарт, воплощенные в искусстве, новый этап в развитии экшен-развлечений, расширяющий границы и одновременно дарящий захватывающие ощущения.
____________________________
Форсаж / 'The Fast and the Furious' (2001)
«Я проживаю свою жизнь на четверть мили за раз». До того, как стать мегафраншизой, облетающей весь мир и бросающей вызов законам физики, «Форсаж» был всего лишь сочным криминальным триллером с NOS и душой, что каким-то образом делало погони ещё более захватывающими. Ранние гонки в фильме динамичны и красочны, но именно более поздние сцены, включая угон грузовиков, уход от полицейских и мчащиеся по улицам Лос-Анджелеса, показывают, насколько сильное напряжение можно создать с помощью качественно поставленного экшена и настоящих трюков на асфальте.
Возможно, он и дал начало франшизе стоимостью в миллиард долларов, но эта первая часть всё ещё обладает суровостью и суровостью уличной классики. Вин Дизель излучает хладнокровие за рулём, а Пол Уокер привносит безрассудную, скрытую хватку, которая делает историю чуть более личной. Несмотря на всю свою яркость и ярость, «Форсаж» на самом деле рассказывает о скорости как о форме свободы. Бесчисленные автолюбители по всему миру полностью с этим согласны.
____________________________
Детектив Буллитт / 'Bullitt' (1968)
«Смотри, ты работаешь на своей стороне улицы, а я на своей». Вот план. Погоня по холмам Сан-Франциско в фильме «Детектив Буллит» — это мастер-класс по тому, как это делать правильно. Никакой музыки, никакой компьютерной графики, только рев моторов, переключение передач и неподражаемая крутость Стива Маккуина. Сцена реалистичная и реалистичная, с использованием настоящих автомобилей, настоящих улиц и ужасающих скоростей, создающая ощущение опасности даже спустя пятьдесят лет.
Сцена погони опередила своё время на световые годы , произведя сенсацию на премьере. Этот момент, пожалуй, навсегда изменил весь жанр. Питер Йейтс режиссирует сдержанно, как в документальном фильме, позволяя географии города задавать напряжение. Сцену противостояния «Мустанга» и «Чарджера» копировали бесконечное количество раз (все, от Клинта Иствуда и Питера Богдановича до телесериала «Арчер»), но никто не смог превзойти её по кристальной ясности. Сплошной газ, никаких трюков и, конечно же, никаких тормозов.
____________________________
Ронин / 'Ronin' (1998)
«Леди, я никогда не вхожу туда, откуда не знаю, как выйти». Как и «Буллит», «Ронин» строит свою идентичность вокруг сцен погони, не создавая при этом впечатления однообразного фильма. Действие фильма разворачивается в мрачном мире бывших агентов и предателей, и в нём есть не одна, а две самые напряжённые, блестяще поставленные сцены погони в кинематографе. Парижская погоня, в частности, — это настоящий балет металла и безумия: машины мчатся сквозь поток машин на головокружительной скорости, снятые с головокружительной непосредственностью и почти документальным ощущением опасности.
Отказ фильма от цифровых эффектов делает каждое столкновение, вираж и визг шин брутальными и реалистичными. Роберт Де Ниро играет с ледяным спокойствием, но настоящая звезда — режиссура Джона Франкенхаймера: сдержанная, энергичная и не боящаяся показаться уродливой. Самое интересное в «Ронине» — это то, что он бросает вас на пассажирское сиденье и бросает вам вызов держаться. Какой хит!
____________________________
Соучастник / 'Collateral' (2004)
«Макс, шесть миллиардов человек на планете, вы что, совсем раскисли из-за одного толстяка?» «Соучастник» обычно запоминается своим залитым неоном Лос-Анджелесом, философским киллером и тихим разоблачением Джейми Фокса, но внутри всей этой нуарной атмосферы скрывается один из самых недооценённых фильмов о погонях в 2000-х. Сцены в такси изначально напряжённые, но когда персонажи жмут на газ, фильм взрывается чем-то резким и непосредственным.
Майкл Манн снимает автомобили так же, как разговоры: с интимностью, тревогой и любовью к непредсказуемому. Здесь нет замысловатой сцены, нет фейерверков; только машина, убийца и постоянно растущие ставки. Именно этот реализм, это ощущение того, что в любой момент что-то может пойти не так, придаёт погоне такую силу. И всё это время Том Круз остаётся хладнокровным, смертоносным и замкнутым, в то время как Фокс превращается в человека, которому предстоит наконец решить, кто он — водитель или пассажир.
____________________________
Идентификация Борна / 'The Bourne Identity' (2002)
«Посмотрите на это. Посмотрите, что они заставляют вас делать». До фильмов о Борне боевики-погони были в основном ради зрелищности. После «Идентификации Борна» они стали ради эффекта. В парижской погоне на машине (что не так с постановщиками боевиков и Парижем?) можно увидеть потрёпанный Mini Cooper и одну из лучших ручных камер десятилетия. Она практически перевернула представление о том, как может ощущаться погоня. Она не чистая и не крутая; она отчаянная, и именно это делает её захватывающей.
Режиссура Дага Лаймана отказывается от гламура в пользу суровой хватки: вы чувствуете каждый толчок, каждый поворот, каждый хруст, а сценарий и актёрская игра дополняют это. Борн Мэтта Дэймона — не супергерой, а жертва, использующая свои навыки, чтобы выжить, и погоня отражает это: крутые повороты, переполненные переулки и чистая импровизация. Это одна из немногих автомобильных погонь в кино, которая ощущается как настоящий человек, гоняющий за рулём ради собственной жизни, и каким-то образом этот Mini становится самой крутой машиной на планете.
____________________________
Братья Блюз / 'The Blues Brothers' (1980)
«Мы выполняем миссию от Бога». На бумаге «Братья Блюз» — музыкальная комедия о двух невозмутимых чудаках, пытающихся спасти приют. Но на деле? Это также один из самых жизнерадостных и эксцентричных фильмов о погонях. Фильм превращает автомобильный хаос в настоящее представление. Торговые центры разрушаются, полицейские машины летят, как пушечные ядра, а правила дорожного движения стираются в прах под аккомпанемент саксофона.
Джон Лэндис режиссирует с полной самоотдачей, а Дэн Эйкройд и Джон Белуши ни разу не моргнули в этом хаосе. Успех фильма заключается в том, что погони — это не просто шутки; это масштабные, отточенные, блестяще спланированные боевые сцены, не уступающие традиционным триллерам. В фильме задействовано около 40 каскадёров, а десятки автомобилей были уничтожены (что дорого обошлось студии). К тому времени, как финальная погоня выплеснулась в центр Чикаго, преследуемый половиной города, абсурд достиг небывалой высоты. «Братья Блюз» — это настоящий фарс на колёсах, и он работает великолепно.
____________________________
Золотой глаз / 'GoldenEye' (1995)
«Вы что, разбиваете каждую машину, в которую садитесь?» «Золотой глаз» ознаменовал собой возрождение Джеймса Бонда в 90-х — более изящный, резкий и достаточно резкий. Но он также подарил нам одну из самых запоминающихся погонь в истории сериала: погоню на танке по улицам Санкт-Петербурга. Да, вы правильно поняли. На танке. И это великолепно. Здесь 007 отказывается от Aston Martin в пользу чего-то менее... изысканного. Сцена одновременно нелепая и вдохновенная — именно таким и должен быть Бонд.
Пирс Броснан водит машину с учтивым безразличием, снося статуи, сплющивая машины и каким-то образом всё ещё успевая поправлять галстук посреди хаоса. Мартин Кэмпбелл чётко управляет этим хаосом, балансируя между зрелищностью и юмором, ни разу не скатываясь в пародию. Этот момент напомнил зрителям, что Бонд всё ещё способен на многое и делать это стильно. Другие погони, возможно, были бы стремительнее или изящнее, но ни одна из них не отличается такой смелостью. Интересно будет посмотреть, как Дени Вильнёв намерен превзойти его.
____________________________
Малыш на драйве / 'Baby Driver' (2017)
«Он попал в аварию в детстве. У него до сих пор гудит в барабане. Включает музыку, чтобы заглушить это». В целом, «Малыш на драйве» — это своего рода шаг назад по сравнению с ранними фильмами Эдгара Райта, но нельзя отрицать его мощную энергию. Этот фильм — чистый импульс: смонтирован как микстейп, поставлен как балет и снят как пуля. В то время как во многих боевиках музыка используется для украшения погонь, Райт строит свои погони вокруг неё. С самого первого момента побега каждый визг шин, каждое переключение передачи и каждый поворот автомобиля выверены под ритм.
Бэби (Энсел Элгорт) – персонаж, определяющий движение, ритм и возможность побега. Одна только вступительная сцена под песню Bellbottoms группы The Jon Spencer Blues Explosion – настоящий шедевр: три минуты ослепительной, динамичной уверенности. И всё же каждая погоня в фильме обостряется не только визуальными эффектами, но и эмоциональным напряжением. В фильме присутствует настоящее чувство последствий, риска, побега, который может пойти не по плану.
____________________________
Безумный Макс: Дорога ярости / 'Mad Max: Fury Road' (2015)
«Как тебя зовут?» «Фуриоса». Есть экшн, а есть « Безумный Макс: Дорога ярости». В большинстве фильмов есть погоня на автомобилях, но этот фильм – именно погоня. От первой до последней сцены Джордж Миллер создаёт двухчасовую тропу войны из металла, пыли и ярости, которая ни на секунду не теряет ясности и эмоционального накала. Её делают непревзойдённой связность, композиция, чёткий замысел. Вы всегда знаете, где находитесь, что поставлено на карту и кто чем рискует.
Фуриоса (Шарлиз Терон) становится душой фильма, с брутальной грацией перемещаясь по пустошам, пока Макс Тома Харди хрюкает и истекает кровью рядом с ней. Сами машины тоже являются персонажами: шипастые, ржавые звери с приваренными огнемётами и барабанщиками. В фильме мало монтажных съёмок и нет компьютерной графики, только настоящие машины и настоящие трюки, запечатлённые с невероятной точностью. «Дорога ярости», эта лихорадочная мечта хэви-метала в лучшем смысле, по-прежнему возвышается над экшеном XXI века.
____________________________
Французский связной / 'The French Connection' (1971)
Погоня во «Французском связном» — отвратительная, жестокая и безумная. Поезд метро, улица Бруклина, детектив в потрёпанном «Понтиаке», несущийся сквозь поток машин со скоростью 90 миль в час. Нет ни музыки, ни искусного монтажа, только визг шин, гудки и нарастающее ощущение, что происходит что-то по-настоящему опасное. Потому что так и было. Большая часть фильма снята в партизанском стиле, на настоящих машинах, на настоящих улицах и с реальными опасными моментами.
Покойный великий Уильям Фридкин скорее спровоцировал, чем поставил эту сцену. И Джин Хэкмен в своей оскароносной роли моряка Попая Дойла не какой-то непобедимый герой боевиков; он потный, безумный и безрассудный. Погоня чертовски увлекательна, но это также симптом одержимости Дойла. Незабываемым её делает то, насколько она уродлива. В ней нет ни радости, ни славы, просто человек гонится за призраком по городу, которому всё равно. Возможно, это самая жестокая погоня на автомобилях, когда-либо снятая на экране.