Найти в Дзене
Истории плюс рисунки

Краткий пересказ диалога "Парменид" Платона

Диалог Парменид можно разделить на две части: в первой ведется разговор об идеях, а во второй демонстрируется диалектический метод познания. Исходные данные: учение Парменида – всё есть единое (одно). Находятся люди, которые опровергают Парменида, и даже смеются над ним, утверждая, что всё есть многое. Тогда появляются апории Зенона, который утверждает, что если есть многое, то мы попадаем в абсурдные ситуации. Таким образом, опровергнуть можно и существование только одного, и существование только многого. Где же же истина? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале философы пытаются разобраться в том, что такое идеи. Идея – это ведь что-то единое. Мыслимое единое понятие. Но как оно может быть единым, охватывая многое, причем вещественное? Как это понять? На помощь приходит диалектический метод. Это рассуждения, при котором мы полагаем что-то существующим и несуществующим, и потом смотрим, что из этого следует для исходного и противоположного понятия. Так мы изучаем единое и многое. И ок

Изобажение сгенерировано программой Kandinsky
Изобажение сгенерировано программой Kandinsky

Диалог Парменид можно разделить на две части: в первой ведется разговор об идеях, а во второй демонстрируется диалектический метод познания.

Исходные данные: учение Парменида – всё есть единое (одно). Находятся люди, которые опровергают Парменида, и даже смеются над ним, утверждая, что всё есть многое. Тогда появляются апории Зенона, который утверждает, что если есть многое, то мы попадаем в абсурдные ситуации. Таким образом, опровергнуть можно и существование только одного, и существование только многого. Где же же истина?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале философы пытаются разобраться в том, что такое идеи. Идея – это ведь что-то единое. Мыслимое единое понятие. Но как оно может быть единым, охватывая многое, причем вещественное? Как это понять?

На помощь приходит диалектический метод. Это рассуждения, при котором мы полагаем что-то существующим и несуществующим, и потом смотрим, что из этого следует для исходного и противоположного понятия. Так мы изучаем единое и многое. И оказывается, что взаимоисключающие понятия крепко связаны. Они могут превращаться друг в друга, и без одного невозможно познание другого.

(*Единое в диалоге употребляется в значении всеобщего, а иногда в значении одного. Одно единое - когда оно "одно из " , при относительном полагании. Всеобщее единое - при абсолютном полагании, когда другого единого просто нет).

Немного подробнее о выводах из диалектической части

1️⃣Следствие для единого при абсолютном полагании единого

Единое непознаваемо. (Оно нигде не находится – ни в себе самом, ни в другом. Оно не стоит и не движется. Оно не иное и не тождественное ни себе самому ни иному. Оно также не подобно ни себе самому ни иному, Оно не равно не себе ни другому, не больше и не меньше ни себя ни другого. Единое не причастно времени и не пребывает ни в каком времени. Его никто не может назвать и высказаться о нем, составить о нем мнение, познать его и чувственно воспринимать).

2️⃣Следствие для единого при относительном полагании единого

Единое становится многим ( Образование вещей, которые непрерывно меняются )Если существует единое, то существует и многое, причем бесконечно многое (существуют числа). Самое единое и бытие разделены на бесчисленное число частей. Единое обладает границей и фигурой. Оно находится в себе самом и в другом. Оно всегда движется и покоится. Оно тождественно с самим собой и отлично от себя самого, тождественно с другим и отлично от другого. Единое подобно и неподобно себе самому и другому. Единое соприкасается и не соприкасается с самим собой и с другим. Оно равно и неравно себе самому и другому. Оно участвует во времени и у него тот же возраст, что и у другого. Единое есть , было и будет, оно становилось, становится и будет становиться. Единое можно познать, сложить мнение о нём и чувственно его воспринимать. Для него есть имя и слово, оно именуется и высказывается. И всё, что применимо к другому, применимо и к единому.

(⚡️ вопрос: есть сущее единое и есть просто единое – в чем отличие?)

🌟Изменение относительного единого происходит через абсолютное единое вдруг. Это вдруг – вне времени, пространства и вне свойств, это и есть абсолютное бытие)

3️⃣Следствие для другого при относительном полагании единого

(Здесь смотри предыдущие рассуждение). Всё, что применимо к другому, применимо и к единому.

Элементы другого – это единое.

4️⃣Следствие для другого при абсолютном полагании единого

Другое непознаваемо. Есть только единое, оно есть всё и не есть ничто.

5️⃣Следствие для единого при относительном отрицании единого.

Единое познаваемо и ему присуща инаковость. Единому не присуще бытие, но оно участвует во многом. Единое есть несуществующее.

Существующее единое должно быть связано с небытием, так как оно не есть несуществующее. А несуществующее единое – с бытием, так как оно есть несуществующее.

⚡️( Здесь больше всего непонятного)

Несуществующее единое изменяется и не изменяется, становится и не становится, гибнет и не гибнет.

Если единиц нет, то такая интересная ситуация получается - отсутствия определенности. Все словно свалено в кучу и не поддается счету. Как-то так.

6️⃣Следствие для единого при абсолютном отрицании единого

Если абсолютного единого нет, то нет ничего.