Найти в Дзене
Открытый город

11 линия, дом 18

Стены скромного дома по адресу 11 линия, 18 хранят удивительные истории людей разных эпох, жизнь которых была связана с морем Первым хозяином особняка был датчанин Иван Оттонович Паллизен. Конечно, при рождении назвали его совсем не Иваном, а Хансом–Йессеном. И родился Ханс-Йессен в Дании в семье капитана. Отец часто брал мальчика с собой в плаванье, а в 15 лет отправил его в Петербург, где Ханс-Йессаен, прилежно трудясь, собирал капитал и к 40 годам стал очень богатым и уважаемым предпринимателем. Деятельность его была связана с морскими перевозками, потому что с детства море было у него в крови. Грузовые суда сына датского капитана курсировали от Каспийского и Черного морей до Балтики. В Петербурге ему присвоили звание потомственного почетного гражданина, а датское правительство поручило исполнять обязанности консула Дании в России. Поскольку раньше предприниматели предпочитали жить неподалеку от своих предприятий, а морской порт до 1880-х годов располагался на Стрелке Васильевского

Стены скромного дома по адресу 11 линия, 18 хранят удивительные истории людей разных эпох, жизнь которых была связана с морем

Первым хозяином особняка был датчанин Иван Оттонович Паллизен. Конечно, при рождении назвали его совсем не Иваном, а Хансом–Йессеном. И родился Ханс-Йессен в Дании в семье капитана. Отец часто брал мальчика с собой в плаванье, а в 15 лет отправил его в Петербург, где Ханс-Йессаен, прилежно трудясь, собирал капитал и к 40 годам стал очень богатым и уважаемым предпринимателем. Деятельность его была связана с морскими перевозками, потому что с детства море было у него в крови. Грузовые суда сына датского капитана курсировали от Каспийского и Черного морей до Балтики. В Петербурге ему присвоили звание потомственного почетного гражданина, а датское правительство поручило исполнять обязанности консула Дании в России.

Поскольку раньше предприниматели предпочитали жить неподалеку от своих предприятий, а морской порт до 1880-х годов располагался на Стрелке Васильевского острова, то особняк для себя Иван Оттонович Паллизен решил построить здесь же, на Васильевском острове. Он был построен в 1871-1872 гг. архитектором Василием Яковлевичем Лангвагеном.

Одновременно это была и контора, и дом, где купец Паллизен жил со своей семьей. Контора располагалась на 1 этаже. В подвале были помещения для прислуги – комнатушки дворников и швейцара, который непременно встречал посетителей особняка у входа. Квартира хозяина располагалась на втором этаже, или, как раньше говорили, в бельэтаже. Из этого дома Иван Оттонович правил своей торговой империей до своей смерти в 1881 году.

В 1902 году хозяином особняка становится другой не менее именитый человек – купец Моисей Акимович Гинсбург. Этот человек тоже был связан с морем, несмотря на то, что родился он на юго-западе Российской империи, в Волынской губернии, в очень бедной семье. В 15 лет Моисей отправился в Одессу в поисках лучшей доли, но не найдя себе там прибыльного занятия, решил искать счастья за океаном. Тайно от родных, в дороге зарабатывая на пропитание, он добрался до Гамбурга. Скопив немного денег на билет, он переправился в Англию, затем попал в Сан-Франциско, где занимался торговлей вразнос. Через три года он накопил 90 долларов и потратил 85 из них на билет 3 класса на корабль, идущий в Китай. Представляете, насколько сильной в этом человеке была жажда морских странствий, и насколько смелым он был. По дороге корабль остановился в японском порту Йокогама. Япония так поразила Моисея, что он решил остаться в незнакомой стране всего с пятью долларами в кармане. Но он знал несколько языков, поэтому был уверен, что не пропадет. И действительно, скоро он устроился в лавку, торговавшую корабельными принадлежностями, а уже через несколько лет скопил состояние и стал поставщиком российской тихоокеанской эскадры в Японии и очень много сделал для русского флота в русско-японскую войну.

Поселившись здесь, на Васильевском острове, Моисей Акимович наряду с успешной коммерческой деятельностью много занимался благотворительностью: строил на свои средства богадельни, лазареты и убежища для жен и детей матросов, ушедших на войну. Когда началась Первая мировая война, он много помогал беженцам.

Но скоро грянула революция, и Моисей Акимович Гинсбург покинул этот дом, где вскоре появились новые жильцы. В их числе был писатель Александр Грин.

Александр Грин
Александр Грин

В 1918 году Александр Грин стал членом Союза деятелей художественной литературы, в создании и работе которого активное участие принимал Максим Горький. Целью Союза была помощь начинающим писателям, в том числе и материальная. Его членами были многие писатели, которые в то время жили в Петербурге: А. Блок, Н. Гумилев, К. Чуковский, А. Куприн, Е. Замятин и др.

Именно благодаря участию в Союзе Александр Грин оказался в этом доме. Он, как и некоторые другие литераторы в первые революционные годы, когда в стране царила разруха, очень нуждался и в жилье, и в материальной поддержке. Выживать всем вместе в трудные годы было проще, поэтому в это время в Петербурге возникали своеобразные общежития для творческих людей. Располагались они обычно в хорошо обставленных особняках, похожих на этот. Нарком Луначарский распорядился выделить средства на дрова для писателей, поселившихся в Доме Союза деятелей художественной литературы и на оборудование там столовой. Кроме Александра Грина в доме жили и другие писатели.

Только просуществовал Союз недолго. В мае 1919 года, из-за возникшего в руководстве конфликта, союз прекратил свое существование, а Александр Грин отправился из этого дома на фронт.

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Другие статьи автора: