Найти в Дзене
Ламповый книголюб

"Тоннель" Яны Вагнер — карусель человеческих реакций в изоляции

Оглавление

Свершилось! Наконец-то я тоже прочитала нашумевший психологический триллер Яны Вагнер "Тоннель". Буквально месяц назад Яна стала победителем в номинации «Автор года» и финалистом номинации «Детективный триллер» премии «Русский Детектив-2025», благодаря этому роману-катастрофе.

Это не первое знакомство с автором. Четыре года назад читала ее дилогию про мировую эпидемию — историю о том, как одиннадцать человек решают спрятаться от эпидемии на маленьком острове посреди карельской тайги.

"Тоннель" — тоже герметичная история, но в других условиях и масштабах. История, которая бьет по больному и заставляет задуматься о чем-то пугающем внутри каждого из нас.

Твердая обложка, 569 стр., редакция Елены Шубиной
Твердая обложка, 569 стр., редакция Елены Шубиной

О чем книга?

Воскресенье. Летний жаркий вечер. Большая пробка в московском тоннеле, длиною в несколько километров. Неожиданно пять сотен человек становятся его узниками. В тоннеле срабатывают гермодвери, тем самым отрезая всех находящихся в нем от жизни снаружи. Связи нет. Вокруг только бетон и Москва-река.

С этого начинается увлекательная карусель человеческих реакций в новых условиях: сначала отрицание или попытка объяснения происходящего, потом смирение и адаптация к ситуации, а затем переход к выживанию. Яна дает возможность читателю познакомиться с ее подопечными и понаблюдать за ними на протяжении суток в изоляции.

Что происходит с человеком, когда привычный мир ломается?

На этот вопрос Яна попыталась ответить максимально развернуто, затронув много тем:

  • Психология толпы. Вагнер показывает, как страх и замкнутое пространство быстро меняют поведение людей. Толпа всегда действует бесконтрольно. Начинается деление на «своих» и «чужих». Коллективная паника становится оправданием для жестокости. Люди подчиняются большинству — даже если не согласны. Толпа обезличена, у нее один мотив и закон — выжить любой ценой. Она быстро выбирает лидеров и также быстро свергает, обвиняет и милует и не несет никакой ответственности за содеянное.
  • Образование нового государства в замкнутом пространстве. Тоннель быстро превращается в маленькое государство. Причем в тоннеле как на подбор застряли все необходимые участники для его стабильного функционирования: представитель власти и полиции, зубной врач (ну, хоть какой), инженер, строители и даже батюшка. Понравилось, что Яна собрала публику в своей книге максимально разношерстную: разной национальности, уровня образованности, материального достатка и т. д.
  • Борьба цивилизованности и дикости. Все находящиеся в тоннеле оторваны от благ цивилизации. Нет связи с наружным миром. Это порождает панику, которая быстро приводит к агрессии и насилию. Лиши человека чувства безопасности и самого необходимого для существования и приличный гражданин тут же превращается в зверя. Именно страх разного типа становится главным двигателем сюжета. Он заражает каждого героя, делает их безвольными и жестокими. Вагнер буквально показывает, как страх превращает людей в стадо и заставляет творить страшные вещи.

Парадокс в том, что людям всегда будет сложнее выжить поодиночке, мы зависим друг от друга. Но в этом чертовом тоннеле каждому приходится платить за право быть частью общего: свободой, принципами и достоинством. Вагнер изначально обезличивает часть персонажей, соотнося их с марками машин, и в тоже время таким интересным способом дает краткую характеристику каждого персонажа: мамочка из пежо, чиновница из Майбаха, горластый мужик из Патриота, белозубый владелец кабриолета, инженер из Тойоты и т. д. По началу подумала, что это для удобства, чтобы мы не запутались в персонажах и быстрее запомнили всех, но потом увидела в этом другой смысл. Человек тут не личность, а нужная или ненужная функция. Как машины…

Сгенерированно с помощью ИИ Recraft
Сгенерированно с помощью ИИ Recraft

Книга-предостережение

Чьи-то истории рассказаны более-менее подробно, а судьбы некоторых так и остаются тайной, как например, история батюшки или задержанного. Только после прочтения книги полностью поняла, почему автор так поступила. Финал в принципе не оставляет вопросов, лично для меня он расставил все по полочкам. Все это тени, силуэты, но при этом с очень знакомыми образами. У вас точно будет ощущение, что где-то вы уже встречались с этими людьми, а возможно, кто-то из героев даже станет вашим зеркалом.

Знаете, чем больше из нас с вами смогут посмотреть со стороны благодаря этой книге, тем больше у всех нас шансов не попасть в этот злосчастный тоннель, в котором были люди из всех необходимых сфер для помощи и поддержания жизни, газель с водой и фура с едой и даже вентиляция, но, к сожалению, не оказалось чего-то более важного для выживания...

Тоннель — это своеобразная модель общества, которая сталкивается с экстремальной ситуацией и угрозой для жизни. К сожалению, даже цивилизованные люди могут быстро стать дикарями, если привычная система рушится. Тоннель — это искусственная изоляция нас с вами, страшный сон, где проверяется, как мы поступили бы, оказавшись в такой ситуации. Роман можно отнести к категории "на злобу дня".

Я долго пыталась понять, дает ли надежду финал или нет. Прислушалась и поняла, что слабая надежда все еще теплится. Да, система, основанная на страхе и принципе "прав тот, кто сильнее", наверное, имеет право на жизнь. Но я верю, что сильный нужен слабому, как учитель ученику, и это не то, что определяет, а то, что нас объединяет и помогает бороться со страхом. Финал шокирующий, горький, но честный. Если мы готовы потерять себя ради спасения, то есть ли свет в конце тоннеля?

О форме и экранизации

Рада, что роман будут экранизировать в формате сериала. История вышла кинематографичная, плюс много персонажей, а соответственно диалогов. Как говорится, грешно такое оставить без визуальной версии. Но всегда есть страх, совпадет ли читательское восприятие с режиссерским. Естественно, адаптация под проблемы современного общества точно будет. Это мы понимаем и принимаем.

В каком-то смысле я уже посмотрела кино, потому что книгу не читала, а слушала. Озвучка у этого романа не в классическом исполнении — она многоголосая. Получилось практически театральное представление. "Тоннель" озвучивали 8 человек: Виктория Исакова, Данил Стеклов, Макар Запорожский, Григорий Перель, Кирилл Радциг, Александр Феклистов и Анастасия Шумилкина, и сама автор тоже поучаствовала в этом процессе.

Для меня это стало невероятным опытом. В моей голове легко и быстро разворачивалось свое кино, со всеми деталями и лицами. Притом что каждый актер озвучки говорил за разных персонажей, но со временем их голоса стали ассоциироваться с конкретными героями романа. Макар Запорожский — полицейский, Виктория Исакова — чиновница из Майбаха, Александр Феклистов — зубной врач, Кирилл Радциг — водитель Валера и т. д.

Я в патовой ситуации, потому что на другую чиновницу со старлеем не согласна)). Просьба продюсера и режиссера сначала прослушать аудио версию книги, а затем определяться с актерским составом 😅.

Не забывайте ставить 👍 и подписывайтесь на канал в Телеграме, там еще больше интересного и полезного.