Журнал АБС АВТО №10 2018
Введение
Статья посвящена анализу развития водородных технологий в России, включая изучение опыта прошлых проектов и современных тенденций. Особое внимание уделяется роли Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ).
Мировой опыт
Значительный импульс развитию водородных технологий придала компания Toyota в 2015 году, выпустив автомобиль Toyota Mirai с топливными элементами. Водородный автомобиль сочетает в себе технологии электромобиля и газобаллонного транспорта.
Стандартизация
Международное развитие водородных технологий поддерживается системами стандартизации ИСО и МЭК. В России действует Технический комитет ТК 029, созданный для формирования национальных стандартов.
Российский опыт
В 2003 году началась реализация крупного проекта между РАН и Норильским никелем. Основные моменты:
- Создание компании ООО НИК НЭП для реализации программы.
- Инвестиции в размере более 2,5 млрд рублей за 2003-2008 годы.
- Неудачный финал проекта из-за:
Недостаточной технической базы РАН
Проблем с нормативно-правовой базой
Кризиса 2008-2009 годов
Смены руководства инвестора
Современные тенденции
В настоящее время наблюдается возрождение интереса к водородным технологиям:
- Реализуются новые программы научно-технического развития
- Проводятся технологические конкурсы НТИ UP_GREAT
- Формируется новая нормативно-правовая база
Выводы
Основные уроки проекта:
- Необходимость тщательной оценки стратегических приоритетов
- Важность гармонизации национальной стандартизации с международными стандартами
- Потребность в объективной оценке проектов
- Значимость создания независимой экспертной оценки
НАВЭ продолжает работу по формированию технической политики в области водородных технологий, опираясь на систему национальной стандартизации и стремясь к интеграции России в мировую экономику.