Месяц назад я впервые поучаствовал в съёмках документального фильма о неоязычестве. И вот теперь выступил в качестве эксперта по неоязычеству для записи радиопередачи. На прошлой неделе со мной связался редактор программы «Максимова», выходящей по воскресеньям на «Радио России», и попросила ответить на несколько вопросов. Эфир состоялся 20 июля 2025 г., в 13:10. Прослушать запись можно здесь.
Надо сказать, что быть экспертом на радио нынче очень удобно. Никуда не нужно ездить, можно просто ответить на вопросы по телефону или и того проще – записать свои ответы на диктофон и отправить их редактору в мессенджере (что я и сделал).
Впрочем, как я и ожидал, из 5 надиктованных мною ответов в эфир вошли далеко не все. Точнее, вошёл только один. Ладно хоть, почти полностью. Впрочем, негодовать по этому поводу было бы нелепо – понятно, что эфир не резиновый, да и в качестве разного рода экспертов и спикеров пригласили нескольких человек, так что каждому нужно было дать высказаться.
Что же я могу в итоге сказать о вышедшей передаче с кратким, но ёмким названием «Неоязычники»?
Ну, разумеется, это нельзя назвать глубоким погружением в тему. Говорю это не в укор рабочему коллективу этой передачи, ведь, само собой, за рабочую неделю, которая отводится у них на подготовку к очередному эфиру, глубоко разобраться в незнакомой проблеме невозможно. Да что там говорить, как эксперт могу сказать, что и в плане научного изучения этого явления мы пока далеко не продвинулись (по целому ряду причин). Так что не стоит, к примеру, принимать на веру прозвучавшее в передаче (причём без ссылок на источник) оценку, согласно которой «сегодня в России насчитывается до 320 тысяч неоязычников». Я как раз посвящал этому вопросу отдельное научное исследование, опубликованное в ведущем российском религиоведческом журнале «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом», где сделал вывод: «можно уверенно говорить, что реальное количество последователей русского неоязычества и его симпатизантов было и остается неизвестным даже приблизительно». Специально обратил внимание редактора программы на эту статью, но, как можно видеть (слышать), это ни на что не повлияло.
Из того, что я услышал, осталось непонятным отношение ведущей к творчеству Надежды Кадышевой и Татьяны Куртуковой. Песни их звучат в передаче, но подводка к их включению какая-то странная. Впрочем, можете сами послушать и составить своё мнение. Ну, а зачем в конце передачи прозвучал ещё комментарий солиста группы «Братья Гримм», и вовсе загадка. Хотя, конечно, легко можно предположить, что так полагается делать согласно бизнес-стратегии радиостанции. Как говаривал нелестно упоминаемый в передаче Михаил Задорнов: «У них же всё из-за бабок!» 🙂 И хотя он так говорил в отношении американцев, понятно, что массовая культура, частью которой стали и СМИ, во всех капиталистических странах работает по общему принципу. Так что, если вам нужна более взвешенная информация о язычестве и неоязычестве, её стоит поискать. Как вариант, на этом канале. 😉
В качестве бонуса опубликую здесь свои ответы, не вошедшие в эфир.
1) Вопрос: Абсолютно всё неоязычество опасно? Или неоязычество неоязычеству рознь? Трудно поверить в опасность людей, которые поклоняются Мышке Гаечке из Чип и Дел спешат на помощь. А в существование адептов Кощея вообще трудно поверить. У нас, кстати, вон – фильмы про него снимают, и он в них вовсе и не злодей.
«Когда мы пытаемся ответить на вопрос, всё ли неоязычество плохо и опасно, нам нужно прояснить для себя одну вполне простую вещь: нет никакого единого неоязычества, есть очень обширная, разнородная, разношёрстная во всех отношениях неоязыческая среда, представители которой могут кардинально отличаются друг от друга по множеству параметров.
Соответственно, люди в этой неоязыческой среде попадаются самые разные. И откровенно больные люди, и интеллектуально развитые собеседники, которые ведут напряжённый религиозный поиск, и разные случайные люди, попавшие в эту среду неожиданно для самих себя.
Мазать всех неоязычников чёрной краской не стоит. Опасно же, в первую очередь, пересечение этой среды с неонацистской средой».
2) Чем неоязычники отличаются от реконструкторов и тех же толкиенистов? Казалось бы, и те, и те наряжаются в странную одежду и чудят.
«Это очень интересный вопрос. Он одновременно и простой, и сложный. Почему простой? Потому что напрашивается достаточно очевидный ответ: разница заключается в целях этих людей. Ролевики разыгрывают сценарии, ролевые игры, вдохновлённые, например, книгами того же самого Толкина. У них нет цели построить в нашем мире мир средневековья. Они именно временно реконструируют эти события для того, чтобы более полно прожить те впечатления, которые им понравились при прочтении книг или просмотре фильмов соответствующего рода. А у язычников очевидно, цель другая – они хотят возродить давно умершую религию, а не просто сыграть в неё разок или два и разойтись по домам. То есть если называть это игрой, то очевидно, что это игра в долгую и без какого-то заранее нарисованного сценария. Так игра превращается в жизнь.
А почему этот же вопрос является сложным? Потому что эти движения – ролевиков и неоязычников – в какой-то степени друг с другом смыкаются. Известны случаи, когда историческая реконструкция приводила людей к неоязычеству. Если развивать эту тему дальше, то мы приходим к вопросу, а почему вообще люди приходят в движение ролевиков? По всей видимости, в это движение приходят люди, которые имеют определённые психологические особенности. Мне попадалась научная статья на эту тему, написанная группой психологов из Москвы. Они провели психодиагностическое обследование 30 ролевиков. Были выявлены определённые личностные предпосылки для участия в ролевых играх. Так, «у половины испытуемых наблюдалась некоторая слабость внутренней границы “я” с наплывами неосознанных переживаний, с пребыванием во власти чувств, сновидений и фантазий, с нарушением сосредоточения и сна». Отмечается незрелость или деформация личностной структуры испытуемых, структурная патология личности с преобладанием эго-состояния «Ребенок» как отличительная черта ролевиков, их склонность к протестному поведению. Интересно также наблюдение, что около 10 % ролевиков перестают различать игру и реальность, продолжая идентифицировать себя с выбранным персонажем после окончания игры. Думается, нечто подобное может происходить и в неоязыческой среде.
Но вообще надо заметить, что с научной точки зрения эти вопросы изучены плохо, и мы здесь рискуем скатиться в какие-то голословные спекуляции. Наверное, на данный момент нужно остановиться на следующем тезисе: и в ролевых играх, и в исторической реконструкции, и в неоязычестве люди, прежде всего, пытаются найти что-то важное, что-то необходимое, то чего им в жизни не хватает. А почему им этого не хватает и как именно они пытаются это искать, это тема для дальнейших научных исследований».
3) Как так вышло, что сатанизм у нас относят условно к неоязычеству и он до сих пор не запрещён, в отличие от других неоязыческих культов, признанных экстремистскими?
«Неоязычество соотносят с сатанизмом только церковнослужители или воцерковлённые религиоведы. С точки зрения христианства – языческие боги суть бесы, а бесы понятно, кому служат – сатане. С этой точки зрения любую неправильную религию можно так или иначе соотносить с сатанизмом. Для светских религиоведов такое отождествление представляется весьма надуманным. Тот сатанизм, который является частью западноевропейского мистицизма и известен нам по различным произведениям массовой культуры, конечно же, берет своё начало в христианском учении о сатане. Поэтому понятно, что такой сатанизм к славянскому язычеству ничуть не ближе, чем, например, к древнегреческому».
4) Почему неоязычество столь популярно у современных нацистов?
«Насколько в действительности неоязычество популярно в неонацистской среде, в частности, в российской неоязыческой среде, достоверно никто не знает.
Но действительно, частично эти два явления между собой пересекаются – это факт.
В отсутствие каких-то убедительных научных исследований на этот счёт (а они отсутствуют прежде всего, потому что опрашивать неонацистов достаточно сложно – они же не горят желанием расписываться в этом своём статусе «неонацист») можно выдвинуть как минимум две версии, объясняющие эту связь.
Первая – это невежественность многих неонацистов относительно истоков нацизма. Нацизм для них – это просто набор символов, лозунгов и краткое моральное обоснование для применения насилия. Историю этого явления они вряд ли хорошо знают. Это сейчас у нас в массовом сознании потихоньку утверждается представление о том, что в нацистской Германии процветало неоязычество.
На самом деле ничего подобного. Нацистские лидеры в Германии вовсе не были неоязычниками. В основном они были протестантами или атеистами. Более того, после прихода Гитлера к власти неоязыческие группы в Германии были подавлены, что, кстати, позволило некоторым из них по окончании войны позиционировать себя как жертв нацизма. Так что если уж брать Гитлера и его приспешников в качестве какого-то образца для подражания, то от неоязычества неонацистам надо отказываться.
Вторая версия связи между неонацизмом и неоязычеством абсолютно прагматистская. Внедряя в массовое сознание россиян миф о том, что свастика или, скажем, скандинавские руны – это всё древняя славянская языческая символика, наши современные неонацисты попросту нашли для себя способ обманывать правоохранительную систему, пытаться уходить от ответственности за демонстрацию нацистской символики.
Смотрите, как удобно! К тебе приходят правоохранители с обыском, начинают предъявлять претензии по поводу использования нацистской символики, а ты говоришь: «Да вы что, товарищи, какая нацистская символика, я же славянский патриот! Это наша древняя исконная языческая символика, вы что, не знали?! За что вы меня прессуете – за то, что я люблю славянскую культуру и историю? И кто тогда нацист – я, который возрождает славянское наследие, или вы, те, кто пытаетесь его искоренять?»
Вот так это в основном и работает».
Ну, а про масленицу и выдуманные славянские языческие традиции вы мой ответ можете услышать в эфире. Напомню только, что подробнее ознакомиться с моей точкой зрения на природу масленицы, а также с информацией о «Велесовой ночи» вы можете в соответствующих публикациях моего канала: тут и тут.