Найти в Дзене

Случай из практики: история мальчика с гиперметропией.

Недавно с дочкой ездили в один из филиалов поликлиники, в которой раньше я работала, встретила несколько знакомых сотрудников. Спасибо за тёплую встречу и память. Очень приятно 🤗. И вот вспомнилась история одного мальчика. Поликлиника. Осень 🍁.... г. Диспансеризация детей 10-ти лет. В поликлинике одновременно 60 человек детей , 2 учителя, несколько родителей. За дверью моего кабинета гул. Приглашаю по два ребёнка, один отвечает по таблице буквы, проверяю рефракцию на авторефрактометре, второй стоит в сторонке - видит , как проходит обследование - и ему уже не страшно. Если ребёнка сопровождает родитель, то конечно приглашается и родитель. Какие-то дети уже в очках. У нескольких детей выявлено снижение зрения - в основном миопия. Всё, как обычно. Но один мальчик запомнился: очень старательно отвечал буквы, но уже с 6-7 строчки делал ошибки и ниже 8-ой ответить не мог. На авторефрактометре (узкий зрачок!) - гиперметропия +2.0 ✍️ Всем детям с выявленными патологиями вносится в

Недавно с дочкой ездили в один из филиалов поликлиники, в которой раньше я работала, встретила несколько знакомых сотрудников. Спасибо за тёплую встречу и память. Очень приятно 🤗.

И вот вспомнилась история одного мальчика.

Поликлиника. Осень 🍁.... г. Диспансеризация детей 10-ти лет.

В поликлинике одновременно 60 человек детей , 2 учителя, несколько родителей. За дверью моего кабинета гул.

Приглашаю по два ребёнка, один отвечает по таблице буквы, проверяю рефракцию на авторефрактометре, второй стоит в сторонке - видит , как проходит обследование - и ему уже не страшно. Если ребёнка сопровождает родитель, то конечно приглашается и родитель.

Какие-то дети уже в очках. У нескольких детей выявлено снижение зрения - в основном миопия. Всё, как обычно. Но один мальчик запомнился:

очень старательно отвечал буквы, но уже с 6-7 строчки делал ошибки и ниже 8-ой ответить не мог.
На авторефрактометре (узкий зрачок!) - гиперметропия +2.0

✍️ Всем детям с выявленными патологиями вносится в обходной лист диагноз и рекомендация : прийти на приём для дообследования.

И тот самый мальчик с мамой пришёл. При распросе оказалось, что мальчик быстро устаёт, когда читает, иногда буквы вблизи расплываются. Бывают головные боли. Маме не жаловался, думал, что это нормально. Недавно заметил, что стало плохо видно доску, особенно к последнему уроку. Мы расширили зрачок и

выявили гиперметропию +4.5. На следующем приёме подобрали очки +3.5.

❄️ Через 3 месяца на приёме выражают свою благодарность : стало легче читать, в целом учиться, головных болей нет. С удовольствием продолжает носить очки.

🌿через 6 месяцев: мальчик признался, что при чтении вблизи всё-таки иногда устает даже в очках.

На приёме в пробной оправе подобрала "добавку" для близи.

Мальчик посидел в коридоре, почитал привычный текст - на приём же после школы пришли с портфелем, так что свои учебники и тетрадки при нём. Остался очень доволен (несмотря на тяжелую пробную оправу), сказал, что очень кофортно читать, глаза отдыхают, а вдали немного размыто.

Поэтому выписала рецепт на сложные прогрессивные очки, в которых через верхнюю часть хорошо видно вдали, через нижнюю (с б'ольшими значениями гиперметропии) - вблизи. Внешне такая граница в современных очках не видна.

🍁На следующем приёме - у мальчика отличное зрение в очках -💯, жалобы вблизи не выразил, только, когда я прицельно стала распрашивать - признался, что да, иногда при чтении глаза устают.

Оказывается, очки прогрессивные не приобрели - очень дорого. Оставлены свои.

С моей стороны была ещё одна попытка облегчить мальчику нагрузку вблизи - предложила приобрести вторые очки для работы вблизи (с б'ольшими диоптриями) - самые бюджетные и простые, и использовать их только дома при выполнении заданий\чтении.

🍁Потом приходили через год - всё стабильно, без изменений.

Может появился вопрос : почему мальчику в очках стало хуже видно близи ?

Ответ : не стало, а было.

Выявлена гиперметропия: +4.5, а первые назначенные очки +3.5.

Первые очки 😎 мальчику были подобраны по 2-м правилам :

1️⃣). самая высокая острота зрения при наибольшом значении плюсовой сферы (это золотое оптометрическое правило); 

2️⃣) переносимость очков - то есть, чтобы в очках не заболела голова, глаза, не было никакого дискомфорта.

Сейчас на настоящем месте работы, где больше времени выделяется на ребёнка, я бы смогла узнать больше о зрении нашего героя: это не только

✅острота зрения (сколько видит строчек) и

✅рефракция (гиперметропия в данном случае).

Но и следует проверить :

✅ бинокулярные функции вдали и вблизи - и я уверенна, что у него выявили бы скрытое сходящееся косоглазие (в цифрах!)

✅аккомодацию глаза (способность работать на близких расстояниях) - косвенно ясно, что она снижена

✅длину глаза (вероятно короткий)

✅осмотр глазного дна (но это и на поликлиническом приёме было сделано после расширения зрачка)

А ещё дополнительно :

✅зрительную фиксацию

✅уровень ретинокортикальных связей..

Учитывая все данные, легче понять

⚫️как лучше скорректировать очки

⚫️ возможно ли подобрать мультифокальные линзы

⚫️ определить нужно аппаратное лечение или нет

⚫️сравнить в динамике все показатели 

💥 и главное - убедить маму в необходимости сложных очков в данной ситуации (для уменьшения признаков зрительного утомления и профилактики развития косоглазия).

На стандартный приём в нашей клинике выделяется 1 час. И поверьте иногда и часа не хватает.

🔥Но всё это можно сделать и в условиях поликлиники, где на приём выделено 10-12 минут, просто за несколько приёмов (кроме измерения длины глаза)👍.

P.s. А у меня возникает другой вопрос :

Почему у мальчика не была выявлена гиперметропия до школы ?

Если вы читали другие мои публикации , то знаете, что гиперметропия (дальнозоркость) это НЕ приобретенное состояние.

С ней ребёнок рождается, она НЕ прогрессирует, а наоборот уменьшается с возрастом в дошкольный период.

Так почему же не были выявлены избыточные значения гиперметропии ?

Об этом можно прочитать в 👉статье.

С уважением, детский врач-офтальмолог Юсипова Элина Ренатовна