Развитие русского театрального искусства в Петровскую эпоху.
Публичные театры, финансируемые государством, стали доступнее всем слоям населения. Это профессиональные городские театры (на Красной площади близ Никольских ворот Кремля построили первый в России публичный общедоступный театр, назывался «Комедиальная храмина»).
Также появляются любительские: придворные театры домашнего типа (например, театр царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I), любительские частные труппы, театры в учебных заведениях и частных домах.
Порождением своего времени выступили домашние театры помещиков - так называемые "крепостные театры". Появление было подготовлено процветанием домашнего музицирования в барских провинциальных имениях.
История появление домашних крепостных театров. Репертуар. Первые оперы русских авторов.
С 1762 года дворянское сословие были освобождено от обязанности проходить государственную службу. Среди отпрысков знатных фамилий стало модно ездить за границу - в Европу. Оттуда привозились новые идеи домой. На западный манер, аристократы стремились окружить себя талантливыми артистами и музыкантами.
К началу 19 века в России насчитывалось около 170 крепостных театров, из них 53 - в Москве.
Наиболее известные домашние театры Воронцовых, Юсуповых, Бибиковых не уступали роскошью сценического оформления европейским театрам того времени. Оперные партитуры, эскизы костюмов и декораций, театральный реквизит доставляли из-за границы. Вкус аристократической публики диктовал репертуар. Чаще всего ставились французские и итальянские оперы авторов Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиньи, на комический или лирический сюжет. Приветствовались пышные балетные постановки.
Не обходили стороной в домашних театрах и первые оперы русских авторов: "Несчастье от кареты" В.А.Пашкевича, "Новгородский богатырь Василий Боеславич" Е.И.Фомина (либретто Екатерины II), "Февей" В.А.Пашкевича (либретто Екатерины II), "Ямщик на поставе" Е.И.Фомина, "Сокол" и "Сын-соперник" Д.Бортнянского.
Крепостной театр графа Н.П.Шереметева - самый "благоустроенный" крепостной театр.
Своей труппой и оперным репертуаром прославился крепостной театр графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809) в подмосковных имениях Кусково и Останкино. Сцена домашнего театра в Кускове была приспособлена для постановки опер с участием танцовщиков и хора. Планировка театрального зала в имении Останкино позволяла всего за час превратить его в бальный.
В Останкино при театре для актеров и музыкантов имелась своя школа. Над постановками трудились дирижеры, концертмейстеры, художники-декораторы. Наиболее талантливых артистов и музыкантов шереметьевского театра отправляли учиться в Санкт-Петербург и Москву.
Интересный факт. В 1770-х годах чешский музыкант Михаил Керцелли открыл в Москве свое музыкальное училище. Согласно требованиям времени, было три учебных отделения: для благородных дворян, мещан и крепостных людей. Иногда помещики оплачивали и направляли на обучение своих музыкантов из числа крепостных целыми группами.
Крепостная актриса Прасковья Ковалёва.
В главных ролях блистала талантливая певица крепостного театра Прасковья Ивановна Ковалева (сценический псевдоним Параша Жемчугова (1768-1803), получившая волю в 1798 году.
Трагичная история любви. Прасковья Жемчугова и Н.П.Шереметев тайно обвенчались в 1801 году, но уже в 1803 году жизнь молодой актрисы унесла болезнь. Н.П.Шереметев остался с трехнедельным сыном на руках.
Возвращение графа Н.П.Шереметева на государственную службу не оставило времени на сценические заботы. В 1804 году шереметьевский крепостной театр прекратил свое существование.
Социальное положение крепостных артистов и музыкантов.
Знатные аристократы не жалели средств на постановки опер и балетов на крепостной сцене. Но сами актеры, музыканты и художники жили впроголодь. Многие музыканты совмещали работу в оркестре с обязанностями лакеев, кучеров, егерей. Актёров могли продавали группами, например, в общедоступный театр. В качестве наказания могли отдать в солдаты или разлучить с семьёй.
Творческие успехи крепостных музыкантов: Михаил Алексеевич Матинский, Степан Аникеевич Дегтярев, Даниил Никитич Кашин.
Драматург, переводчик и композитор Михаил Алексеевич Матинский (1750-ок.1820) был крепостным графа Ягужинского. Родился в селе Покровское Звенигородского уезда. Учился в России и за границей. Автор опер "Паша турецкий в Италии", "Сердцеплена". Популярная опера Матинского "Санктпетербургский Гостиный двор" шла в Петербурге и Москве.
Композитор Степан Аникеевич Дегтярев (1766-1813) был крепостным графа Н.П.Шереметева. Родился в селе Борисовка. Пел в хоре мальчиков. Учился у Д.Сарти, с которым отправился в Италию для продолжения образования. После обучения получил должность дирижёра в театре и хоровой капелле графа Н.П.Шереметева. Дегтярев - автор светской и духовной музыки - его рукописи, до сих пор хранятся в библиотеках церковных хоров России. Сам композитор после получения воли сжег ноты и рукописи, так как не имел средств вывезти свои вещи из графского имения.
На открытии памятника Минину и Пожарскому в 1818 году прозвучала оратория "На освобождение Москвы", сочинённая Дегтяревым. Другая оратория "Торжество России и истребление врагов её" осталась неоконченной.
Во время работы регентом у курского помещика, заболел и умер от чахотки.
Даниил Никитич Кашин (1769-1841) - дирижер, пианист, композитор, собиратель русских народных песен. Был крепостным помещика Г.И.Бибикова. Получил волю в 1809 году. Работал издателем "Журнала отечественной музыки" и организовывал симфонических и хоровых концертов в Москве. Русские народные песни в обработке Кашина исполняла певица Е.С.Сандунова.
Если статья понравилась - ставьте 👍
Комментируйте - напишите слова поддержки каналу! 📝
Чтобы видеть новые публикации - подписывайтесь на Дзен канал "Фонтан искусства"!
ссылка на канал в Дзен:
https://dzen.ru/id/6842dc24aa0a696b7219f204
ссылка на сообщество в ВКонтакте: