А я этим летом исполнила свою детскую мечту - прокатилась по кольцевой линии метрополитена. И знаете, впасть в детство - это было здорово!
Сколько у меня связано с Кольцевой? Часть детства и студенческая юность. В детстве это были "Краснопресненская" и "Белорусская". Мы выезжали на автобусе к бабушке с дедом в деревню с Тишинской площади. Значит - выход на "Белорусской"...
В институт я ездила опять же с пересадкой на "Краснопресненской" в сторону "Парка культуры". Всего три станции, но в течении пяти лет.
А ещё была "Курская", "Киевская" и "Павелецкая" - и на вокзал!
Изначально Кольцевая линия метрополитена не входила в планы по строительству столичной подземки. Вместо неё власти предлагали сделать диаметральные линии с пересадками в центре города.
Однако уже в 1938 году стало понятно, что эта идея нежизнеспособна - нагрузка на метро в таком случае была бы слишком велика. Итоговая длина маршрута составила 19,4 километра. Кольцевая линия стала пятой линией Московского метрополитена, на ней расположено 12 пересадочных станций, она соединяет семь из десяти железнодорожных вокзалов Москвы.
12 станций, проехать которые, как оказалось, можно всего лишь за чуть более получаса. Но Кольцевая не создавалась для "прогулок". Это сплошь быстрые пересадки в нужных направлениях.
Кстати, построить кольцевую линию планировали еще до войны, рассчитывая проложить ее полностью под Садовым кольцом. В итоге строить линию начали лишь в 1950 году, четвертой очередью, а в 1954 году кольцо замкнулось. Скорость удивительная тем более, что все станции выведены на поверхность в местах плотной городской застройки.
Мне, как и всегда, более интересна историческая составляющая и легенды, относящиеся к тому проекту.
Ну, например, один из справочников красиво пишет, что коричневый цвет ветки появился всего лишь потому, что художники смешали три цвета - красный, зелёный и синий, присвоенные первым линиям метро - Сокольнической, Замоскворецкой и Арбатско-Покровской, соответственно. Так и получился привычный горожанам цвет Кольцевой линии метро.
Но есть и другая версия. Согласно легенде, во время доклада И.В. Сталину планировщики метрополитена предлагали построить пересадочные станции на радиальных ветках.
Тогда Сталин, который в это время пил кофе, поставил стакан на лежавшую перед ним схему и на бумаге остался круглый кофейный отпечаток. "Это ваш главный недостаток, его и постройте", - якобы сказал глава государства. Вскоре кольцевая линия была внесена в проект.
Однако, этот рассказ скорее всего простая выдумка, которую сегодня повторяют в интернете. Иосиф Виссарионович не пил кофе. Он пил хороший чай. В крайнем случае - компот или кисель. Я не про застолья, где подавалось вино, я про обычные рабочие будни...
Еще один популярный миф связан с количеством станций, которое совпадает с числом знаков зодиака. И.В. Сталин якобы интересовался трудами Якова Брюса - знаменитого соратника Петра I, чернокнижника и первого в России масона, поэтому поручил построить Кольцевую линию с оглядкой на астрологический цикл. Так это или нет судить сложно, но почему бы в это и не поверить?
Не обошлось без мифов и о диаметре ветки. Изначально Кольцевая линия метро должна была быть больше и проходить через Савеловский и Рижский вокзалы – крупные столичные транспортные узлы. Как гласит легенда, план изменили по указанию Георгия Попова, возглавлявшего тогда Министерство городского строительства СССР. Причиной якобы стало то, что мать чиновника жила на улице Новослободской, через которую в итоге и пустили кольцо... Вот это похоже на правду, поскольку в начале 1950 как раз и начинаются злоупотребления чиновниками разных мастей своим служебным положением...
Сегодня Кольцевая линия метро соединяет районы Дорогомилово, Хамовники, Якиманка, Замоскворечье, Таганский, Басманный, Красносельский, Мещанский, Тверской, Пресненский. Она соединяет все радиальные линии, кроме Каховской линии и Бутовской линии лёгкого метро.
Спроектированная на закате сталинской эпохи Кольцевая линия московского метро получилась самой торжественной.
Здесь в полной мере проявилась эстетика, которую часто называют «сталинским ампиром». При этом некоторые станции украшены настолько богато, что заставляют вспомнить даже не об ампире, а о барокко с его пышностью и помпезностью.
Не мудрено. Задача-то была поставлена простая - создать метро лучшее в мире! Над украшением этой части столичной подземки трудились передовые архитекторы и скульпторы того времени. Они ставили перед собой задачу запечатлеть исторический путь русского человека, некоторые станции Кольцевой в наше время признаны объектами культурного наследия.
Интересно, что некоторые станции кольца не сохранили свои исторические названия, но старые москвичи об этом уже и не помнят, а молодые просто и не знают.
Давайте вспомним как выглядит подземные дворцы Кольцевой линии Московского метро, ведь каждая из станций уникальна:
1. "Белорусская". Панно на потолке "Белорусской" выполнены в технике флорентийской мозаики с применением натурального цветного камня.
2. "Новослободская" - украшена витражами, над эскизами которых работал сын потомственных палехских иконописцев, советский художник Павел Корин, изобразивший причудливые сочетания фантастических цветов, растений и звёзд. Сами витражи были изготовлены в Риге старыми мастерами, у которых снова появилась работа после закрытия католических и лютеранских храмов в атеистическом государстве.
3. "Проспект Мира" - бывшая станция "Ботанический сад" (1952—1966)
4. "Комсомольская" отличается невероятно высокими потолками, золочёными барельефами, смальтовой мозаикой, лепниной и мраморными колоннами с капителями. ну просто какой-то зал для торжественных приёмов. Не иначе.
5. "Курская"
6. "Таганская"
7. "Павелецкая"
8. "Добрынинская" - бывшая "Серпуховская"
9. "Октябрьская" - бывшая "Калужская"
10. "Парк культуры" - бывшая "Парк культуры имени Горького"
11. "Киевская"
12. "Краснопресненская"
***
Кольцевая линия метро - не только самая быстрая, но и самая тёплая линия зимой и самая прохладная летом. Это связано с глубоким заложением станций, которые в тёплое время года прогреваются медленнее других, а с приходом холодов остывают дольше.
Не могу не сказать, что Кольцевая линия метрополитена всё таки самая шикарная линия московского метро. Здесь каждая станция - настоящий дворец, не похожий на соседние. Витражи, смальтовые панно, мраморные барельефы, колонны с резными капителями, лепнина на потолке и окаменелости древних обитателей морей в полу - всё это можно увидеть на станциях Кольцевой линии. Кольцо строили в послевоенный период. А что такое послевоенный период для СССР? Это время триумфа советского народа. Кольцевая линия и стала отражением нашей Великой Победы, её храмом. Станции, которые строились позднее, отличаются от кольца, поскольку во второй половине века начинается борьба с архитектурными излишествами, а архитекторам и декораторам просто "связали руки".
***
Сегодня Кольцевая линия метро - один из ключевых элементов транспортной системы столицы. Незаменимый элемент! Но хочется закончить свой рассказ всё-таки не на патетической ноте.
Ещё в мою молодость среди студентов было поверье, что если проехать полный круг по Кольцевой линии перед сессией, то экзамены и зачёты будут сданы успешно. И, знаете, у нас работало! Да и сейчас, судя по количеству молодых людей во время сессии на станциях кольца, оно работает, передаваемое из поколения в поколение студиозусами...
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!
Читайте полностью: https://www.interfax-russia.ru/kaleidoscope/metro-v-moskve-15-interesnyh-faktov-o-populyarnom-transporte