Продолжаю рассказывать о людях, стоявших у истоков отечественной электронной музыки, и их технологиях.
Владимир Алексеевич Гуров (1892-1947) - инженер-радиотехник, ученый, преподаватель, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды (1944), подполковник, доктор технических наук (1947) - является автором множества разработок в области радиосвязи, радиолокации, телевидения. Одним из направлений его деятельности стали электромузыкальные инструменты. Окончив политехнический институт в Генте (Бельгия) в 1914 г. и Петроградский электротехнический институт в 1918 г., Гуров заведовал Детскосельской радиостанцией, работал на радиостанции "Новая Голландия" (1919), а затем на Радиозаводе им. Коминтерна (1920-1929 гг.) Руководитель отдела специальной и вспомогательной аппаратуры в ЦРЛ (1929 - 1937). Преподаватель Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) (1934-1941, 1945-1947), где поставил и читал первый курс телевидения на основе написанного им и в 1936 г. изданного учебника под названием "Основы дальновидения". Во время Великой Отечественной войны занимал командные должности в ВМФ, связанные с применением радиолокации.
Виктор Иосифович Волынкин (1891-1953) - инженер-радиотехник, разработчик первых отечественных радиоламп, преподаватель. В 1916 г. окончил Петроградский Политехнический институт. После Революции 1917 г. наладил производство в России вакуумных триодов Р-5. В 1918 г.вступил в должность руководителя научно-исследовательской лаборатории Радиотелеграфного депо (позднее - радиозавода им. Коминтерна). С 1931 г. до 1950-х гг. возглавлял кафедру спецэлектротехники в Ленинградском институте киноинженеров (ЛИКИ).
В 1922 г. В.А. Гуров и В.И. Волынкин построили грифовый электромузыкальный инструмент - виолену. На тот момент в стране уже был представлен первый отечественный ЭМИ - терменвокс Л. Термена. По сведениям В.А. Гурова, их изобретение сделано независимо от Термена - работа над инструментами началась в одно и то же время. Сразу несколько человек догадались применить гетеродинный принцип из радиоаппаратуры в музыке, но каждый воплотил его по-своему. Исполнение музыки на терменвоксе не походило ни на какую другую музыкальную технику. Играющий перемещал руку в электромагнитном поле вблизи антенны, извлекая непрерывный звук с плавно меняющейся высотой. Основу терменвокса составляли два высокочастотных генератора, сигнал с которых поступал на смеситель. Частота одного из них (опорного) являлась неизменной, а второго (перестраиваемого) изменялась в соответствии с увеличением или уменьшением емкости, возникающей между антенной и человеческим телом. За счет разности частот возникали биения, которые и создавали музыкальное звучание.
По собственному опыту игры на терменвоксе хочу заметить, что его метод не только не отличается наглядностью, но и делает второстепенной моторную память. Если скрипач, полагаясь на слуховое восприятие, все же четко представляет себе - вот первая позиция, вот вторая, вот третья, пользуясь отработанной годами постановкой пальцев, то на терменвоксе при возврате руки в исходное положение может звучать уже совсем не та нота, которая там звучала ранее. А дополнительная антенна, управляющая громкостью (для этого Термен ввел третий генератор), тоже в некоторой степени вызывает "уплывание" тона. Это легко почувствовать, зафиксировав одну руку неподвижно у антенны управления высотой тона, и поиграв на дополнительной, отвечающей за амплитуду сигнала. Играя то громче, то тише, приходится еще и "подлавливать" на основной антенне высоту звучащей ноты, так как постоянно смещается строй. Возможно, современные стабилизированные модели терменвоксов свободны от многих недостатков прототипа, но даже они не стали музыкальным стандартом, не говоря уже о ранних конструкциях 20-х гг. прошлого века.
От терменвокса виолена отличалась наличием грифа со струной. Она издавала звук только тогда, когда исполнитель прижимал струну на определенной позиции. В.А. Гуров, помимо конструирования радиоаппаратуры, играл на скрипке, а потому старался наделить электронный аналог качествами натурального инструмента. К примеру, возможностью пальцевого вибрато. В отличие от адаптеризованных инструментов, таких как электрогитара или электроскрипка, звук виолены формировался не колебаниями струн, а разностью частот электронных генераторов сигнала.
Известны несколько версий "виолены", а также более совершенный вариант, разработанный в сотрудничестве с композитором Л.М. Варвичем - "неовиолена". Конструкция виолены позволила избавиться от присущих терменвоксу особенностей звукоизвлечения (постоянного глиссандо при переходе от одной ноты к другой, ненужных призвуков), сделать управление более предсказуемым.
К сожалению, до наших дней не дошло ни одного построенного экземпляра, но мне удалось найти описание устройства этих инструментов. Принципиальные схемы виолены и неовиолены приводятся в "Технической энциклопедии" 1934 г. Там опубликована словарная статья об ЭМИ за авторством самого В. Гурова.
Виолена первой версии была оснащена емкостным грифом.
На рисунке показаны генераторы высокой частоты: A (перестраиваемый) и B (опорный). Колебания обоих генераторов детектируются в анодной цепи, и полученные биения поступают на усилитель низкой частоты. Устройство управления состоит из наклонной пластинки A1, реагирующей на приближение руки (изменение емкости колебательного контура) и контактной подвижной линейки B1, размыкающей цепь громкоговорителя. Исполнение форте и пиано регулируются педалью П, шунтирующей громкоговоритель.
Виолена второй версии получила гриф самоиндукции. Струна-реостат управляет силой постоянного тока, подаваемого на катушку с железным сердечником, которая индуктивно связана с колебательным контуром одного из генераторов.
Третья модель, датированная 1929 г., она же "неовиолена", использует гриф постоянного тока в виде струнного потенциометра 9, воздействующего на сетку лампы 10, являющуюся нагрузочным сопротивлением катушки 11, связанной с колебательным контуром генератора A. Частотой этого генератора легко управлять, изменяя величину постоянного тока сетки.
На протяжении 1930-х гг. устройство продолжало совершенствоваться. В 1937 г. неовиолена была показана в США. Также неовиолена упоминается в отечественной периодике. Известна статья о вечере электромузыки в Москве в 1938 г., организованном редакцией журнала "Радиофронт" при поддержке Московской консерватории. Слушатели отмечали хорошие музыкальные свойства неовиолены. Л.М. Варвич исполнил этюд Шопена в обработке для виолончели, продемонстрировав возможности инструмента в низкочастотном диапазоне. Затем раскрыл верхний голосовой диапазон, исполнив написанный для скрипки менуэт Крейслера. Сообщалось, что с большим мастерством Варвич сыграл ариозо Абессалома из оперы Захария Палиашвили «Абессалом и Этери», показал виртуозные качества в «Полете шмеля» Римского-Корсакова и размеренную певучесть в "Паване" Равеля.
Под руками маэстро электронный инструмент звучал то скрипкой, то виолончелью, то старинным баритоном, то дуэтом гобоя и фагота. Прибор выглядел как объемный ящик с радиолампами, подключенный проводами к громкоговорителям, а музыкант нажимал пальцами на маленькую металлическую линейку.
Ближайшим родственником виолены, вернее частным ее примером, авторской конструкцией является инструмент "сонар" Николая Ананьева. Создатель дал на нем не менее 600 концертов по всей стране. Как-то, во время "слепых прослушиваний", он даже превзошел одного известного скрипача, игравшего на хорошем традиционном инструменте. Овации зала достались Ананьеву и "сонару".
Благодаря таким изобретателям, как Л. Термен, К. Ковальский, В. Гуров, В. Волынкин, А. Римский-Корсаков, А. Иванов, С. Корсунский, А. Володин и др. в стране был дан мощный старт электронной музыке - возникла и развивалась "электромузыка". И что еще более примечательно, эти первые шаги оказали влияние на весь мир. Вслед за Советской Россией интерес к "электромузыке" возрос в США, Германии, Франции, Италии и т.д. Стали появляться музыкальные произведения, написанные композиторами специально для новых инструментов. Создатели "виолены" выступали с лекциями не только перед коллегами и студентами, но и перед радиолюбителями и ценителями музыки. До Великой Отечественной войны в стране уже существовали десятки видов электромузыкальных инструментов, разработанных как профессионалами, так и любителями.
Виолена В. Гурова и В. Волынкина являлась прообразом современных синтезаторов с ленточным управлением. В настоящее время выпускаются и цифровые ленточные контроллеры, такие как Eowave. Но мне, конечно, хочется воспроизвести оригинальный инструмент на ламповой элементной базе. Буду рад любой информации и уточнениям.