Найти в Дзене
Incredible World of Music

Лица советской электронной музыки. В.А. Гуров, В.И. Волынкин и "виолена"

Продолжаю рассказывать о людях, стоявших у истоков отечественной электронной музыки, и их технологиях.
Владимир Алексеевич Гуров (1892-1947) - инженер-радиотехник, ученый, преподаватель, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды (1944), подполковник, доктор технических наук (1947) - является автором множества разработок в области радиосвязи, радиолокации, телевидения. Одним из направлений его деятельности стали электромузыкальные инструменты. Окончив политехнический институт в Генте (Бельгия) в 1914 г. и Петроградский электротехнический институт в 1918 г., Гуров заведовал Детскосельской радиостанцией, работал на радиостанции "Новая Голландия" (1919), а затем на Радиозаводе им. Коминтерна (1920-1929 гг.) Руководитель отдела специальной и вспомогательной аппаратуры в ЦРЛ (1929 - 1937). Преподаватель Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) (1934-1941, 1945-1947), где поставил и читал первый курс телевидения на основе написанного им и в 1936 г. изда

Продолжаю рассказывать о людях, стоявших у истоков отечественной электронной музыки, и их технологиях.


Владимир Алексеевич Гуров (1892-1947) - инженер-радиотехник, ученый, преподаватель, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красной Звезды (1944), подполковник, доктор технических наук (1947) - является автором множества разработок в области радиосвязи, радиолокации, телевидения. Одним из направлений его деятельности стали электромузыкальные инструменты. Окончив политехнический институт в Генте (Бельгия) в 1914 г. и Петроградский электротехнический институт в 1918 г., Гуров заведовал Детскосельской радиостанцией, работал на радиостанции "Новая Голландия" (1919), а затем на Радиозаводе им. Коминтерна (1920-1929 гг.) Руководитель отдела специальной и вспомогательной аппаратуры в ЦРЛ (1929 - 1937). Преподаватель Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) (1934-1941, 1945-1947), где поставил и читал первый курс телевидения на основе написанного им и в 1936 г. изданного учебника под названием "Основы дальновидения". Во время Великой Отечественной войны занимал командные должности в ВМФ, связанные с применением радиолокации.

В.А. Гуров
В.А. Гуров


Виктор Иосифович Волынкин (1891-1953) - инженер-радиотехник, разработчик первых отечественных радиоламп, преподаватель. В 1916 г. окончил Петроградский Политехнический институт. После Революции 1917 г. наладил производство в России вакуумных триодов Р-5. В 1918 г.вступил в должность руководителя научно-исследовательской лаборатории Радиотелеграфного депо (позднее - радиозавода им. Коминтерна). С 1931 г. до 1950-х гг. возглавлял кафедру спецэлектротехники в Ленинградском институте киноинженеров (ЛИКИ).

В.И. Волынкин
В.И. Волынкин


В 1922 г. В.А. Гуров и В.И. Волынкин построили грифовый электромузыкальный инструмент -
виолену. На тот момент в стране уже был представлен первый отечественный ЭМИ - терменвокс Л. Термена. По сведениям В.А. Гурова, их изобретение сделано независимо от Термена - работа над инструментами началась в одно и то же время. Сразу несколько человек догадались применить гетеродинный принцип из радиоаппаратуры в музыке, но каждый воплотил его по-своему. Исполнение музыки на терменвоксе не походило ни на какую другую музыкальную технику. Играющий перемещал руку в электромагнитном поле вблизи антенны, извлекая непрерывный звук с плавно меняющейся высотой. Основу терменвокса составляли два высокочастотных генератора, сигнал с которых поступал на смеситель. Частота одного из них (опорного) являлась неизменной, а второго (перестраиваемого) изменялась в соответствии с увеличением или уменьшением емкости, возникающей между антенной и человеческим телом. За счет разности частот возникали биения, которые и создавали музыкальное звучание.


По собственному опыту игры на терменвоксе хочу заметить, что его метод не только не отличается наглядностью, но и делает второстепенной моторную память. Если скрипач, полагаясь на слуховое восприятие, все же четко представляет себе - вот первая позиция, вот вторая, вот третья, пользуясь отработанной годами постановкой пальцев, то на терменвоксе при возврате руки в исходное положение может звучать уже совсем не та нота, которая там звучала ранее. А дополнительная антенна, управляющая громкостью (для этого Термен ввел третий генератор), тоже в некоторой степени вызывает "уплывание" тона. Это легко почувствовать, зафиксировав одну руку неподвижно у антенны управления высотой тона, и поиграв на дополнительной, отвечающей за амплитуду сигнала. Играя то громче, то тише, приходится еще и "подлавливать" на основной антенне высоту звучащей ноты, так как постоянно смещается строй. Возможно, современные стабилизированные модели терменвоксов свободны от многих недостатков прототипа, но даже они не стали музыкальным стандартом, не говоря уже о ранних конструкциях 20-х гг. прошлого века.


От терменвокса виолена отличалась наличием грифа со струной. Она издавала звук только тогда, когда исполнитель прижимал струну на определенной позиции. В.А. Гуров, помимо конструирования радиоаппаратуры, играл на скрипке, а потому старался наделить электронный аналог качествами натурального инструмента. К примеру, возможностью пальцевого вибрато. В отличие от адаптеризованных инструментов, таких как электрогитара или электроскрипка, звук виолены формировался не колебаниями струн, а разностью частот электронных генераторов сигнала.


Известны несколько версий "виолены", а также более совершенный вариант, разработанный в сотрудничестве с композитором Л.М. Варвичем - "неовиолена". Конструкция виолены позволила избавиться от присущих терменвоксу особенностей звукоизвлечения (постоянного глиссандо при переходе от одной ноты к другой, ненужных призвуков), сделать управление более предсказуемым.


К сожалению, до наших дней не дошло ни одного построенного экземпляра, но мне удалось найти описание устройства этих инструментов. Принципиальные схемы виолены и неовиолены приводятся в "Технической энциклопедии" 1934 г. Там опубликована словарная статья об ЭМИ за авторством самого В. Гурова.
Виолена первой версии была оснащена емкостным грифом.

На рисунке показаны генераторы высокой частоты: A (перестраиваемый) и B (опорный). Колебания обоих генераторов детектируются в анодной цепи, и полученные биения поступают на усилитель низкой частоты. Устройство управления состоит из наклонной пластинки A1, реагирующей на приближение руки (изменение емкости колебательного контура) и контактной подвижной линейки B1, размыкающей цепь громкоговорителя. Исполнение форте и пиано регулируются педалью П, шунтирующей громкоговоритель.

Электромузыкальный инструмент "Виолена". Первая модель
Электромузыкальный инструмент "Виолена". Первая модель


Виолена второй версии получила гриф самоиндукции. Струна-реостат управляет силой постоянного тока, подаваемого на катушку с железным сердечником, которая индуктивно связана с колебательным контуром одного из генераторов.
Третья модель, датированная 1929 г., она же "неовиолена", использует гриф постоянного тока в виде струнного потенциометра 9, воздействующего на сетку лампы 10, являющуюся нагрузочным сопротивлением катушки 11, связанной с колебательным контуром генератора A. Частотой этого генератора легко управлять, изменяя величину постоянного тока сетки.

Электромузыкальный инструмент "Неовиолена"
Электромузыкальный инструмент "Неовиолена"


На протяжении 1930-х гг. устройство продолжало совершенствоваться. В 1937 г. неовиолена была показана в США. Также неовиолена упоминается в отечественной периодике. Известна статья о вечере электромузыки в Москве в 1938 г., организованном редакцией журнала "Радиофронт" при поддержке Московской консерватории. Слушатели отмечали хорошие музыкальные свойства неовиолены. Л.М. Варвич исполнил этюд Шопена в обработке для виолончели, продемонстрировав возможности инструмента в низкочастотном диапазоне. Затем раскрыл верхний голосовой диапазон, исполнив написанный для скрипки менуэт Крейслера. Сообщалось, что с большим мастерством Варвич сыграл ариозо Абессалома из оперы Захария Палиашвили «Абессалом и Этери», показал виртуозные качества в «Полете шмеля» Римского-Корсакова и размеренную певучесть в "Паване" Равеля.
Под руками маэстро электронный инструмент звучал то скрипкой, то виолончелью, то старинным баритоном, то дуэтом гобоя и фагота. Прибор выглядел как объемный ящик с радиолампами, подключенный проводами к громкоговорителям, а музыкант нажимал пальцами на маленькую металлическую линейку.

Л. Варвич и электромузыкальный инструмент "неовиолена"
Л. Варвич и электромузыкальный инструмент "неовиолена"


Ближайшим родственником виолены, вернее частным ее примером, авторской конструкцией является инструмент "сонар" Николая Ананьева. Создатель дал на нем не менее 600 концертов по всей стране. Как-то, во время "слепых прослушиваний", он даже превзошел одного известного скрипача, игравшего на хорошем традиционном инструменте. Овации зала достались Ананьеву и "сонару".


Благодаря таким изобретателям, как Л. Термен, К. Ковальский, В. Гуров, В. Волынкин, А. Римский-Корсаков, А. Иванов, С. Корсунский, А. Володин и др. в стране был дан мощный старт электронной музыке - возникла и развивалась "электромузыка". И что еще более примечательно, эти первые шаги оказали влияние на весь мир. Вслед за Советской Россией интерес к "электромузыке" возрос в США, Германии, Франции, Италии и т.д. Стали появляться музыкальные произведения, написанные композиторами специально для новых инструментов. Создатели "виолены" выступали с лекциями не только перед коллегами и студентами, но и перед радиолюбителями и ценителями музыки. До Великой Отечественной войны в стране уже существовали десятки видов электромузыкальных инструментов, разработанных как профессионалами, так и любителями.
Виолена В. Гурова и В. Волынкина являлась прообразом современных синтезаторов с ленточным управлением. В настоящее время выпускаются и цифровые ленточные контроллеры, такие как Eowave. Но мне, конечно, хочется воспроизвести оригинальный инструмент на ламповой элементной базе. Буду рад любой информации и уточнениям.