Иконостас - неотъемлемая часть любого православного и греко-католического храма. Он представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от остальной части храма. Обычно состоит из нескольких ярусов икон, расположенных в определённом порядке.
Основная функция иконостаса — разделение храма на две зоны: священное пространство, закрытое для прихожан, и область, доступную для общественного богослужения.
Чаще всего иконостасы изготавливаются из дерева и украшаются резьбой, золочением и драгоценными камнями. Вот, например, иконостас Успенского собора рязанского Кремля. В настоящее время внутри собор практически «голый». Единственным его украшением (но зато каким!!!) является сохранившийся «родной» 7-ярусный резной иконостас высотой 27 метров, покрытый сусальным золотом, который называют самым высоким (по крайней мере, из старинных) в России, а в его состав входят 155 икон. Ажурные стволы его колонн сделаны из цельного куска дерева.
Но встречаются иконостасы, изготовленные из мрамора, фарфора или фаянса.. Вот о последних мы и поговорим в этой статье.
В основе и фарфора, и фаянса лежит глина, поэтому сначала отметим различия этих материалов:
- Состав. Более 85% фаянса – глина, имеет большую долю примесей и отличается более пористой структурой, именно поэтому фаянсовые изделия хорошо пропускают воду. В фарфоре глины намного меньше. В нём больше каолина и кварца, благодаря чему он тоньше и прочнее.
- Температура обжига. Фаянсовые изделия обжигаются при температуре 1000–1300 °C (однократно). Фарфоровые изделия подвергаются обжигу 2 раза: до нанесения глазури и после её застывания. Если на поверхность фарфора наносится несколько слоёв глазури, то обжиг может проводиться после нанесения каждого слоя.
- Прозрачность. Фарфор хорошо просвечивается, если поднести его к источнику света. Фаянс имеет более плотную фактуру, не просвечивается.
- Вид рисунка. Фарфор практически не имеет пор. Поэтому рисунок, роспись ложатся идеально, не растекаются, сохраняют чёткость. На поверхности фаянса рисунок может иметь дефекты из-за большого количества пор.
- Долговечность. Фарфор не стареет, он вечный, а вот на поверхности фаянсовых моделей образуются трещинки, напоминающие кракелюры.
К сожалению, не всегда удаётся достоверно установить, из фарфора или фаянса выполнен тот или иной иконостас. Поэтому я в своём обзоре буду использовать эти термины как синонимы, а знатоки пусть меня поправят.
Свой обзор начну с храма Преображения Господня в селе Савино, которое ныне является микрорайоном на юго-востоке Балашихи.
Главное украшение храма, безусловно, - это уникальный фаянсовый иконостас, выполненный в начале ХХ века на знаменитой фабрике «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» (ныне компания «Конаковский Фаянс») по проекту директора Института Гражданских Инженеров профессора архитектуры В.А. Косякова, скульптора Н.В. Анненского и художника С.В. Краснощёкова.
Часто в храмах к фотографированию относятся очень настороженно. В этом храме у нас такой проблемы не возникло. Спросив разрешения, мы снимали всё, что захотели (естественно, не на профессиональную аппаратуру). Аналогично и в других храмах после разрешения удавалось сделать, как минимум, 2-3 снимка.
Средства на иконостас выделил один из представителей знаменитого купеческого рода – Викула Морозов. Он лично был знаком с Кузнецовым, и тот по дружбе постарался создать весьма неординарный образец храмового убранства.
Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Тверском заводе Матвея Кузнецова в 1895 году. Их было всего два, один из которых установили в Ново-Афонском монастыре в Абхазии, другой в Покровской церкви на Боровой улице Санкт-Петербурга. К сожалению, оба не сохранились до нашего времени. Всего на Тверской фабрике товарищества М.С. Кузнецова было создано 38 подобных иконостасов (в том числе, для храмов в Казани, Царицыне, Керчи). Сохранились, к сожалению, единицы - по некоторой информации, таких иконостасов в России осталось всего пять.
О красоте и уникальности этих иконостасов можно судить по тому, что один из них был выбран для демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1900-м году, где удостоился награды «Гран-При-де-Франс».
Иконостас, подобный савиновскому, был поставлен в Храм Св. Владимира на чешском курорте Марианске-Лазне. Этот иконостас сохранился поныне. Строительство православного храма в чешском городе было обусловлено популярностью этого курорта среди русских гостей. Здесь бывали и Н.В. Гоголь, и И.С. Тургенев, и И.А. Гончаров, и А.Г. Рубинштейн и многие другие видные люди российского общества того времени.
В савиновском храме Преображения Господня фактически 3 иконостаса: главный и два в боковых пределах: справа, посвященный Преподобному Сергию Радонежскому, слева ‒ Серафиму Саровскому, каждый со своими царскими вратами. Высота центрального трёхярусного иконостаса, содержащего 33 иконы, ‒ около 6 м, длина ‒ около 12 м. Боковые иконостасы имеют длину по 5 м. Иконостас представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку цвета соответствует различное количество обжигов. Он выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают ему особую величавость. В орнаменте, сплошь покрывающем иконостасы, ‒ букеты цветов, вазоны, стилизованные раковины, геометрические и фигурные медальоны, завитки. Яркая цветность и богатое оснащение декора золотом придают иконостасам эффектную праздность.
Иконостас потрясающий! Голубой, розовый, золотой – как небо! Выглядит как новенький, и это притом, что его ни разу за более чем 100 лет не поновляли!
Иконостас в приделе Серафима Саровского
Иконостас в приделе Сергия Радонежского
Как я уже отмечал выше, фарфоровых и фаянсовых иконостасов в России сохранилось не так много. Выпускались они, по моим сведениям, на фабрике Кузнецова в Конаково Тверской области и на сысертском фарфоровом заводе на Урале. Некоторые из них мне удалось увидеть. Помимо храма Преображения Господня в Саввино это находящаяся неподалёку церковь Святителя Николая в селе Полтево (городской округ Балашиха, Московская область), Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь близ Рязани, Печерский Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Невьянске Свердловской области, Тихвинская церковь в Ногинске Московской области.
Добраться до храма Преображения Господня в Савино довольно просто. От станции Железнодорожная на автобусе 4, 7 или 23. От Курского вокзала до Железнодорожной на электричке ехать 30-40 минут.
А теперь перенесёмся в деревню Полтево того же городского округа Балашиха Московской области и посмотрим на иконостас в церкви Святителя Николая.
Церковь, 1706 года постройки, является памятником культуры федерального значения. В советское время церковь была закрыта. В 1990-м году её вернули прихожанам, и начались восстановительные работы. Чин великого освящения храма был проведён 11 ноября 2012 года. Облагораживание храма и прилегающей территории продолжается и до настоящего времени.
Ни одной иконы со дня основания храма не сохранилось. Старинные же иконы, которые сейчас висят в храме, ‒ это иконы, пожертвованные людьми из своих частных коллекций. В настоящее время внутри росписей нет, зато хорошо видна фактура кладки из известняковых блоков. Но самой замечательной особенностью храма, безусловно, является его фарфоровый иконостас. В 2000-х годах этот красивый фарфоровый иконостас с позолотой сделали екатеринбургские мастера. То есть данный иконостас выполнен на столетие позже и на другом заводе, чем фарфоровый иконостас в церкви Преображения в Савино.
В соседней Рязанской области в 25 километрах к северу от Рязани на правом берегу Оки в селе Пощупово расположен Иоанно-Богословский монастырь – мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви. Не самый большой по меркам Центральной России монастырь (в нём проживает 20 монахов), но один из самых древних на Руси , основанный ещё в XII веке, и овеянный многочисленными легендами.
Главное, что привлекает сейчас в этот монастырь паломников и просто интересующихся людей, это, конечно же, главная постройка, давшая название всему монастырю, – Иоанно-Богословский собор, возведённый в 1689 году, с его фаянсовым иконостасом.
Иконостас поставили тут в начале нашего века, когда ремонтировали многострадальный собор. В фаянсовом иконостасе, выполненном в светло-голубых тоных, размещены иконы, созданные в стиле XVII века.
Фотографироварование в соборе не приветствуется, но несколько снимков я всё-таки сделал. Как же не оставить на память то, что считается гордостью не только этого монастыря, но и всех храмов и монастырей Рязани и области. Да и, возможно, не только их. Вот он – фаянсовый иконостас собора.
Этот иконостас сделан на Сысертском фарфоровом заводе. Часто приходилось встречать утверждение, что он уникален. Но это не так. По крайней мере, один подобный я видел в своих поездках по стране. И было это на Урале, в Спасо-Преображенском соборе Невьянска Свердловской области.
От Невьянска до Сысерти с её фарфоровым заводом менее полутора сотен километром. Невьянск больше известен своей «падающей» колокольней, построенной в XVII веке по заказу горнозаводчиков Демидовых и ставшей символом Урала.
Согласен, что снимок не очень удачный. Но это был конец ноября. Вечер. Командировка в соседний город, а не экскурсионная поездка. Думаю, что общее представление об этой почти что Пизанской башне вы получили. Да и в сам собор поздним осенним вечером я попал только благодаря хорошим знакомствам своих сопровождающих.
И ещё один иконостас, тесно связанный с уральскими мастерами. Древний Вознесенский Печерский монастырь Нижнего Новгорода не раз за время своего существования с 14 века подвергался различным катаклизмам. Когда восстанавливали монастырский Успенский храм после оползня 1576 года, встал вопрос: где заказать иконостас. Настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял логичное, но неожиданное решение. До Печерского монастыря он занимался восстановлением Николаевского Верхотурского монастыря на Урале. Посвятил этому 10 лет жизни. И для храма в Верхотурье местными мастерами был изготовлен фаянсовый иконостас. Потом архимандрита пригласили в Нижний Новгород. И, зная уральских мастеров, настоятель заказал у них иконостас для Успенского храма. Иконостас получился великолепным. Таких иконостасов в России крайне мало: собственно, в Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре, в Спасо-Преображенском соборе Невьянска там же, на Урале, в Иоанно-Богословском Пощуповском монастыре Рязанской области. Но этот считается самым богатым.
И вновь возвращаемся в Подмосковье. Ногинск (б. Богородск). Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство храма велось на пожертвования горожан с 1846 по 1857 год. В начале 1930-х годов храм был закрыт.
С осени 1998 года началось активное восстановление и реставрация храма: восстановлены в прежнем виде и украшены мозаичными иконами фасады и колокольня, попечением благотворителей приобретены колокола общим весом в пять тонн, заново возведены купола, старинные иконы обрамлены в замечательные киоты. И, возможно, главное, сооружен прекрасный фарфоровый иконостас.
Иконостас разбит на три части: главный и по одному в каждом из приделов - Сергия Радонежского и Святителя Николая.
На этом мои изыскания в этом направлении пока заканчиваются.
Все фотографии в статье мои.