Найти в Дзене

Валеологическая работа: теория, технологии, образование. Кулиниченко В.Л.

В валеологии формируется "новая волна" – революционная смена валеологического мирововоззрения. Первая связана с возникновением валеологии, с первыми работами И. Брехмана[1]. В них были предложены название и определение предмета новой науки, рассмотрены ее философско-методологические основания. Второй этап развития связан с эмпирическими исследованиями здоровья, бихевиоризмом (концепцией поведения) и преимущественно биологическим подходом к организму человека. Особенностью этого этапа является экспериментальное изучение различных констант, уровней и состояний здоровья; бихевиористкая позиция при изучении человека – ’’научная’’ парадигма о том, что человек не только произошел от обезьяны, но и в своем поведении мало чем отличается от павловской собаки или скиннеровской крысы ; биологизаторство – рассмотрение человека как организма , человеку (пациенту, клиенту) отводится пассивная роль в работе валеолога [2]. Протест против манипуляционного, ’’объектного’’ отношения к человеку, биологиза
Валентин Леонидович Кулиниченко. Пансионат "Омега", Севастополь, 2004г.
Валентин Леонидович Кулиниченко. Пансионат "Омега", Севастополь, 2004г.

В валеологии формируется "новая волна" – революционная смена валеологического мирововоззрения. Первая связана с возникновением валеологии, с первыми работами И. Брехмана[1]. В них были предложены название и определение предмета новой науки, рассмотрены ее философско-методологические основания.

Второй этап развития связан с эмпирическими исследованиями здоровья, бихевиоризмом (концепцией поведения) и преимущественно биологическим подходом к организму человека. Особенностью этого этапа является экспериментальное изучение различных констант, уровней и состояний здоровья; бихевиористкая позиция при изучении человека – ’’научная’’ парадигма о том, что человек не только произошел от обезьяны, но и в своем поведении мало чем отличается от павловской собаки или скиннеровской крысы ; биологизаторство – рассмотрение человека как организма , человеку (пациенту, клиенту) отводится пассивная роль в работе валеолога [2].

Протест против манипуляционного, ’’объектного’’ отношения к человеку, биологизаторское отношение к его духовности и ’’техническое’’ отстранение объекта валеологической работы от ответственности в выборе своей сваоей судьбы явилось движущей силой третьей ’’волны’’ в валеологии. Становлению гуманистической валеологии в середине 90-ых годов, принципиально альтернативной экспериментально-биологической, предшествовала гуманистическая переориентация науки, гуманизация философии, этики и социальных наук на Западе (См.: раздел о валеософии и валеоэтике в данной работе). В гуманистически ориентированной валеологии это проявилось в сознательном предоставлении клиенту ответственности и выбора конечных целей, объема изменений в процессе валеологической работы, а также права ориентироваться на собствеенные потребности и интересы , а не на диктат ’’нормы’’ и ’’заказ’’ социума. Валеологи, придерживающиеся клиент-центрированного направления, принципиально отказываются от директивного технического манипулирования пациентом и авторитарного навязывания ему валеологических целей и задач. Нарушения биологической нормы отходят на второй план и в фокусе валеологической работы появляется такие переживания как одиночество, неудолетворенность жизнью или ее отдельными аспектами, неуверенность в себе или страх жизни-смерти.. Вместе с тем, сегодня наблюдаются попытки ’’технологизировать’’ гуманистически ориентированную валеологию, которые выхолащивают ее гуманистический дух и могут привести к вырождению эниовалеологии и психовалеологии. Технологизация гуманистического направления валеологической работы возможна на ее 1-ом уровне – изучения и освоения начинающими валеологами. Несмотря на антагонистическое отношение к биологизаторскому уровню гии, гуманистическая валеология все же унаследовала от него немало особенностей. В частности, специалистов, беспокоят претензии на мессианство, оздоровление не только конкретного человека, но и всего общества. Качества ’’святости’’ науки переносятся на конкретного валеолога, а некоторые клиенты, разделяющие положения гуманистической валеологии поэтому считают себя избранными людьми. Кроме того, при подготовке гуманистически ориентированного специалиста-валеолога может наблюдается тенденция девальвации технологических особенностей определенной гуманистической валеологической методики, включение в нее произвольных и часто необоснованных элементов.

В рамках гуманистической валеологии существует много различных направлений. Одно из них – трансперсональное – питается соками тысячелетней восточной медиативной практики. Такие плоды этой ветви, как ’’голотропное дыхание’’ приобретают популярность в качестве валеологического психопрофилактического мероприятия, формируя экологически (космологические) установки и купируя социофобические фиксации человека.

Используя продуктивный опыт предыдущих ступеней развития и преодолев присущие им недостатки, гуманистическая валеология уже доказала свою эффективность. Существует трехсторонняя модель эффективности: эффективность с позиции пациента, социума и определенной валеологической школы или направления. Эти три параметра состоят в :

- улучшении самочувствия клиента;

- повышении уровня его социальной адаптивности;

- адекватности определенной валеологической технологии индивидуальным особенностям человека.

Слева Валентин Леонидович Кулиниченко, справа Василий Павлович Гоч. Пансионат "Омега", Севастополь, 2004г.
Слева Валентин Леонидович Кулиниченко, справа Василий Павлович Гоч. Пансионат "Омега", Севастополь, 2004г.

И вместе с тем, нельзя сказать, что гуманистическая валеология достаточно эффективно входит в практику валеологов. Можно отметить ряд факторов, ме тормозящих ее распространение.

Идеологические препятствия. Преподаванием и патронажем валеологии, гуманитарной в частности, занимаются люди, мировоззрение которых сформировано в условиях господства старых парадигм - медицинских, психологических, педагогических, этических, философских и т.д Признание эффективности гуманитарной валеологии, ее новых технологий заставило бы их критически переоценить свой профессиональный и жизненный опыт и сменить роль учителя на роль ученика. В силу особенностей человеческой природы не так много людей, способных на такую перестройку, гораздо проще игнорировать или критиковать новое с позиций прошлого.

Социологические препятствия. Валеология разрушает традиционную систему социальных приоритетов, социальных ролей и социального статуса. Она ’’теснит’’ педагогику, психологию, социальную работу и медицину, что не может не сказаться на особенностях социальной структуры общества и положении в ней отдельного человека.

Экономические препятствия. Возникает парадоксальная ситуация: новые валеологические технологии, особенно гуманистические, оказываются более эффективными и краткосрочными, требуют меньших материальных затрат и человеческих ресурсов, чем традиционные медицинские или даже психоаналитические. В условиях государственной бюджетно-затратной экономики применение валеологии сказывается на экономической жизни общества, ее отдельных сфер и подразделений. Конечные показатели эффективности общественной жизни, здоровье человека в том числе, подменяются промежуточными экономическими показателями. Парадокс в том, что экономика временно выигрывает, а человек, в конечном счете, по основным показателям своей жизни, проигрывает.

Динамика исторического процесса развития валеологии, сокращение ее эволюционных промежутков позволяют предположить, что в начале ХХ1 века нам предстоит быть свидетелями очередных изменений валеологии.

Остановимся теперь на анализе современного состояния технологии валеологии. Ряд отечественных и зарубежных исследователей – Бернлер Г., Юнссон Л.; Зимняя И.А [5] высказывают точку зрения, согласно которой всякая деятельность, валеологическая работа в том числе, реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последнему относятся различные виды добровольной помощи и взаимопомощи, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных социальных субъектов и социальной практики в целом.

Первоначально валеологическая работа как деятельность возникла именно в виде добровольной самодеятельной помощи, основанной на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся на уровне обыденной психологии. Возникновение различных видов профессиональной валеологической деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.

Цели и функции валеологической работы могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от их принципиального понимания сущности этого вида деятельности.

Длительное время на практике доминировал патерналистский подход, ориентированные на конкретные формы помощи и опеки (материальные, организационные, лечебные и т.д.), когда субъект валеологической работы (клиент, пациент) «облагодетельствовался», получая ту или иную конкретную помощь. Такой подход порождал у субъектов работы иждивенчество, пассивность, провоцировал их на нежелание разрешать проблемную ситуацию собственными усилиями даже в тех случаях, когда различные возможности ее преодоления объективно, реально существовали. На смену такому подходу пришли контрактная и коллегиальная модели как конструктивно-стимулирующие отношения, ориентированные на динамическое взаимодействие с субъектом валеологической деятельности и его окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения. В их основе лежит совершенствование способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться с трудностями.

Представляет интерес американская классификация базовых систем организации медико-социальной работы (социальной практики), которую, по нашему мнению, можно использовать для разработки валеологической работы как определенной системы деятельности [7].

1. Подсистема проводников перемен – это валеологи, выполняющие функции непосредственных помощников своих клиентов в обеспечении изменений их сознания, поведения и взаимоотношений с микросредой (после тщательного анализа ситуации и причин ее возникновения).

2. Подсистема клиентуры – это люди, которые обратились к валеологу с просьбой о помощи в решении их проблем и затруднений, а также оформили с ним контракт или устное соглашение о сотрудничестве в преодолении сложившейся ситуации.

3. Подсистема мишеней – это люди, на которых нацелено воздействие.

4. Подсистема действия – это люди, объединившиеся для воздействия на систему мишеней.

Такой комплексный подход позволяет объемно подойти к проблемной ситуации в целом, определить в ней место самого клиента, реальные мишени воздействия, направленного на позитивную динамику ситуации в целом, а также конкретные пути, способы и приемы действия.

Однако предлагаемые виды систем выглядят чрезмерно обобщенными и в определенной степени взаимопересекающимися (первая с четвертой, вторая с третьей). Концепция валеологической работы в целом должна включать выделенные группы факторов, но основанием для нее должны стать помимо этого другие базовые элементы (нормативно-правовая база, место среди смежных видов деятельности, принципы организации, характеристика контингентов и ряд других).

Практическая валеологическая работа дифференцируется с различных точек зрения. С точки зрения направленности, выбора функциональной цели (отдельный человек, группа, коллектив; ребенок, взрослый, пожилой человек); в зависимости от «объектного» контингента или проблемной группы – работа с бедными, инвалидами, психически больными, безнадзорными детьми, больными алкоголизмом или наркоманией и т.д. В рамках современной социальной практики все направления – и методологическое, и целевое, и ориентированное на группы и контингенты – тесно переплетаются, их объединяет общий приоритетный принцип – подход к «человеку в окружающей среде».

Общая направленность для работников, практикующих в разных областях конкретной валеологической работы, реализуется, в частности, в экосистемном подходе. В его рамках взаимоотношения между человеком и окружающей средой рассматриваются с социально-функциональных позиций, при этом прицельно анализируются и прогнозируются возможности адаптации человека к условиям существования.

Главной задачей при применении экосистемной методики является установление взаимосвязей между отдельными переменными элементами, которые в своей совокупности составляют данный случай. Такой системный анализ берется в основу плана целесообразных действий валеолога, клиента и всех заинтересованных лиц.

Специализация специалистов-практиков валеологической работы может проводится по разным основаниям, например, на основе дихотомии «клиницисты» - «генералисты». «Клиницисты» ведут только конкретную непосредственную работу, пользуясь при этом определенным набором валеологических методов и методик. «Генералисты» имеют дело с отдельными личностями, семьями и группами населения, но не ограничивают себя конкретными сферами работы, постоянно занимаются аналитической, административно-организационной и научной работой [8].

В любом случае валеологическая работа сегодня – это динамичная сфера деятельности и развивающаяся профессия, опирающиеся как на достижения науки ( медицинских, психологических, педагогически и социальных наук в частности), так и на практический опыт медиков, психологов, педагогов и социологов. Профессиональная деятельность валеолога регулируется правом и законами, а также этическим, деонтологическим кодексом - нормами и правилами, регулирующими ее как конкретную и специальную. В этический кодекс включаются профессиональные нормы нравственного поведения и действий, которыми руководствуются специалисты в своих действиях, сформулированных в виде принципов поведения и обязательств, принимаемых на себя. Единые официально установленные программы подготовки специалистов-профессионалов различных профилей в Украине уже включают разделы теории и практики валеологии. Группой авторов разработана программа подготовки специалистов-валеологов различных квалификационных уровней [9]. Однако в Украине пока отсутствуют профессиональные этические Кодексы для специалистов (юристов, врачей, социальных работников и валеологов), необходимость разработки которых становится все более актуальной.

Валеологическая работа имеет комплексный характер. Примером классической триады в организации работы в области медицины и здравоохранения, являются службы, нацеленные на все виды профилактики – первичной, вторичной и третичной. Речь идет о работе по предупреждению аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий болезни, а также реадаптации и реабилитации больных, оказания им социальной помощи и т.д.

Задачи, которые стоят перед валеологами можно сформулировать следующим образом:

1. Оценивать психосоциальные воздействия стрессов, вызванных факторами внешней среды, с которыми сталкиваются клиенты и их семьи, и оказывать непосредственную социально- психологическую и терапевтическую поддержку.

2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от медицины и социальных программ здравоохранения.

3. Участвовать в создании социальных программ охраны здоровья, включая в них действенные и приемлемые валеологические программы для населения.

4. Способствовать гуманизации деятельности социальных организаций и учреждений в интересах пациентов.

5. Создавать комплексные технологии всестороннего воздействия на здоровье людей в тесном сотрудничестве с врачами и представителеями других специальностей.

6. Анализировать сложившееся положение в стране в сферах образования, медицины и социальной политики и участвовать его улучшении.

7. Вовлекать различные группы населения в валеологическую работу и способствовать повышению уровня их информированности по проблемам гуманитарных областей социальной политики.

8. Оценивать и улучшать социальную, психологическую и медицинскую поддержку людей, беря на себя инициативу и ответственность.

В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социального, медицинского, воспитательного и валеологического характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого нами направления – медико-валеологической работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяет рассматривать такой вид деятельности как еще одно, самостоятельное направление социальной работы.

Медико-валеологическая работа – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера. Она принципиально изменяет принципы, содержание и организацию комплексной помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системы медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации человека, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидности и летальному исходу. Таким образом, медико-валеологическая работа приобретает не только выраженную профилактическую , но и реабилитационную направленность.

Целью медико-валеологической работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации людей, включая социально неблагополучных лиц и лиц с физической и психической патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – объективно нарушающая жизнедеятельность человека: нарушения социальной адаптации, инвалидность, неспособность к самостоятельному решению жизненных проблем в связи с болезнью или преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица и т.п.

Объектом медико-валеологической работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные взаимно потенцирующие друг друга психологические, медицинские и социальные проблемы, решение которых затруднительно в рамках односторонне направленных профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинакова тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов в Украине и России устойчиво возрастает на протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого явления является низкая эффективность существующих форм и методов работы с такими людьми, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.

При организации медико-валеологической работы необходимо придерживаться принципов, которые позволяют обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. Такими принципами выступают:

- экосистемность – учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в конкретной кризисной проблеме без искусственного разделения сфер или механической экстраполяции, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на их основе совокупности социальных, медицинских и валеологических, функций, позиций и действий;

- полимодальность и многомерность как сочетание в валеологической работе различных подходов, методов и способов действия (функционально ориентированных на конкретную цель, контингент, определенную группу населения);

- солидарность – согласованное организационное взаимодействие в ходе валеологической деятельности различных учреждений и организаций, а также общественная интеграция людей для решения конкретных проблем( общественные организации, объединения, группы само- и взаимопомощи;

- континуальность – непрерывность, целостность и динамичность;

- принцип разнообразия индивидуальных особенностей людей.

Особенность валеологической деятельности состоит в том, что она как профессиональная деятельность формируется на стыке трех самостоятельных отраслей – здравоохранения, педагогики и социальной работы. Такое положение медико-валеологической работы среди смежных видов деятельности определяет необходимость выработки соответствующих функций специалиста. В общем виде это следующие функции:

(1) интегративные ( формирование установок на здоровый образ жизни, планирование сценария и стратегии жизни, социальная и профессиональная реабилитация; (2) медико ориентированные функции (участие в лечебно-профилактической работе органов здравоохранения, гигиеническое воспитание, медико-социальный патронаж); (3) социально ориентированные функции ( семейное консультирование, тренинг социальных и коммуникативных навыков, психотерапия).

Необходимо отметить реабилитирующую и координирующую роль валеолога в сложных кризисных социально-экономических ситуациях, обусловленных демократическим преобразованиями, переходным периодом к рыночной экономике, реформами в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

На основании анализа и учета отечественного исторического опыта, современной демографической ситуации в стране , зарубежной теории и практики социальной работы , а также результатов собственных исследованний нами разработаны основные положения концепции отечественной медико-социальной работы.

В современных кризисных условиях, в условиях снижения показателей и качества здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социально-психологического, медицинского и социального характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого нами направления - медико-социальной работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера , специфика ее форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности как самостоятельное направление социальной работы .

МЕДИКО-ВалеологическаяРАБОТА – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности социального, медицинского , психолого- педагогического и этико-правового характера , направленный на восстановление , сохранение и укрепление здоровья . Ее создание и развертывание принципиально изменяет систему и организацию комплексной помощи в гуманитарной сфере общества, так как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации , потенциально ведущих к тяжелым осложнениям , инвалидизации и летальному исходу . Таким образом , медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную , но и профилактическую направленность.

Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья населения, адаптации социально неблагополучных , а также лиц с физической и психической патологией.

Объектом медико-валеологической работы как вида социальной работы являются все основные группы населения. Объект работы медицинского валеолога – кокретный человек в трудной и кризисной жизненной ситуации.
Принципы и функции медико-валеологической работы являются общими для всей всей системы валеологической работы (см: выше).

Медико-валеологическую работу можно условно разделить на две составляющие: профилактической и патогенетической направленности. Первая включает организацию и использование технологий по предупреждению нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни,

Медико-валеологическаяработа патогенетической направленности включает в себя мероприятия по организации и использованию технологий медико-валеологической помощи: проведение медико-валеологической експертизы; социальной, медицинской и профессиональной ; осуществление медико-валеологической реабилитации, проведение коррекции психологического статтуса клиента; создание реабилитационной социально-валеологической инфраструктуры; обеспечение комплексности и преемственности взаимодействия специалистов и т.д.

С целью поиска оптимальных и наиболее эффективных форм, методов и технологий медико-валеологической работы в соответствии с ее основными направлениями необходимо разработать базовую модель, которая позволит обеспечить единство методологическимх подходов в данном виде деятельности. Создание такой модели предполагает использование двух исходных положений. Во-первых, необходимо выделить основные группы клиентов, с которыми предполагается работать. В самом общем виде , можно выделить восемь групп: 1) здоровые ; 2) практически здоровые; 3) больные; 4) больные-хроники, часто и длительно болеющие; 5) инвалиды; 6) группы повышенного риска; 7)члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 8) клиенты с выраженными социальными проблемами.

Во-вторых, медико-валеологическая работа с перечисленными выше группами должна проводится по двум направлениям и включать в себя два блока основных мероприятий – медико-валеологической профилактической и патогенетической направленности.

Анализ и систематизация данных, опубликованных исследователями в последние годы, по вопросам потребностей в медицинской, социальной и психологической помощи различным контингентам населения, многомерный подход к иссследованиям по социальной гигиене, практический опыт социальной работы в здравоохранении зарубежных стран (в первую очередь, психиатрии) [12, 13], составили основу для поиска подходов, которые позволили построить модель профессиональной медико-валеологической работы. Ее принципы, структура, методы и технологии могут стать приемлемыми для работы со всеми ее объектами. Объединяя объекты медико-валеологической работы по критериям – здоровье – болезнь – социальная дезадаптация, можно выделить три подсистемы и соответствующие комплексы мероприятий и технологий медико-валеологической работы.

1(а). Медико-валеологическая работа профилактической направленности в первой подсистеме клиентов (здоровые и практически здоровые люди):

- валеологическое и санитарно-гигиеническое просвещение;

- содействие организации работы, отдыха и досуга, адекватных здоровому образу жизни;

- профилактика вовлечения в асоциальные группы;

- социальное, этико-правовое консультирование;

- разрешение проблемныз ситуаций и содействие в устранении факторов риска на основе мобилизации личностных резервов;

- переориентация социальных ролей и изменения системы самооценки;

- содействие разрешению проблемы одиночества;

- организация достаточного информирования по медико-валеологическим вопросам.

2 (б). Медико-валеологическая работа патогенетической направленности в первой подсистеме клиентов (здоровые и практически здоровые люди):

- преодоление вредных привычек и нездорового образа жизни;

- медико-валеологическая профилактика;

- содействие в своевременной консультации и обращении за специализированной помощью;

- организации психологической поддержки при возникновении трудных и кризисных ситуаций;

- вовлечение в работу организаций психолого-педагогического, социально-нравственного и благотворительного характера;

- создание условий и навыков для реабилитации и самореабилитации.

2(а). Медико-валеологическая работа профилактической направленности во второй подсистеме клиентов (больные, больные - ’’хроники’’, и инвалиды):

- комплексная оценка соматического, социально-психологического и духовного статуса;

- профилактика неблагоприятного развития и декомпенсаций соматического, психического или духовного статуса;

- содействие в преодолении этико-правовых проблем;

- организация патронажа клиента в связи с болезнью;

- участие в предупреждении общественно опасных действий.

2 (б). Медико-валеологическая работа патогенетической направленности во второй подгруппе клиентов:

- содействие в организации лечения и медицинского контроля;

- психотерапия и психокоррекция;

- семейное консультирование;

- участие в индивидуальной программе реабилитации;

- проведение мер медицинской реабилитации – восстановительного и санаторно-курортного лечения, клинико-функционального контроля;

- проведение мер социальной реабилитации – создание безбарьерной среды жизнедеятельности, преодоление стигм. Использование возможностей социальной помощи;

- проведение мер профессиональной реабилитации – профессиональная подготовка и переподготовка, содействие в изменеии режима и характера труда;

- обеспечение преемственности во взаимодействии со специалистами смежных профессий;

- содействие в создании социально-бытовых реабилитационных инфраструктур.

3 (а). Медико-валеологическая работа профилактической направленности с третьей группой клиентов (группы людей повышенного риска, члены семей клиентов и его ближайшее окружение, клиенты с выраженными социальными проблемами):

- выполнение профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического, репродуктивного и духовного здоровья на индивидуальном и групповом уровнях;

- проведение мероприятий по валеологическому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни;

- участие в проведении социально-гигиенического и валеолдогического мониторинга;

- участив организации и проведении профилактических осмотров;

- определение фактров риска, влияющих на здоровье;

- информирование граждан о сосотоянии индивидуального и общественного здоровья и состоянии среды обитания.

3 (б). Медико-валеологическая работа патогенетической направленности с третьей группой клиентов (группы людей повышенного риска, члены семей клиентов и его ближайшее окружение, клиенты с выраженными социальными проблемами):

- преодоление вредных привычек и нездорового образа жизни;

- содействие в своевременной консультаци и обращении за специализированной помощью;

- организации психологической поддержки при возникновении трудных и кризисных ситуаций;

- вовлечение в работу организаций психолого-педагогического, социально-нравственного и благотворительного характера;

- создание условий и навыков для реабилитации и самореабилитации.

Таким образом, предложенная систематизация всех мероприятий учитывает особенности валеологических проблем тех или иных групп клиентов. Это позволяет рассматривать ее в качестве базовой модели нового вида профессиональной деятельности – медико-валеологической. На этапе ее становления такую модель можно использовать как своеобразный алгоритм для апробации медико-валеологической работы в тех конкретных социальных сферах, где в ней испытывается необходимость.

Для поиска адекватных путей дальнейшей дифференциации базовой модели необходимо, по нашему мнению, разработать систему мониторинга особенностей медико-валеологического статуса клиентов. Базовыми показателями для такого мониторинга являются следующие качественные характеристики клиента:

- медицинская помощь (формы, этапы, проведенные мероприятия, характер и темпы лечения и т.д.);

- семейный статус (родительская, нуклеарная, неполная семья, повторный брак, дисфункциональный тип семьи с хроническими конфликтами и т.д.);

- материальное положение (стабильность, доходы, обеспечение прожиточного минимума и т.д);

- жилищные проблемы (наличие или отсутствие собственного жилья, его качество, удовлетворенность жиличными условиями и т.д.);

- трудовая занятость (наличие или отсутствие постоянной работы, ее количественные и качественные характеристики, удовлетворенность трудовой деятельностью и т.д.);

- информированность (о состоянии здоровья, способах и методах его коррекции, здоровом образе жизни и способах его достижения, о программах сооциальной помощи и реабалитаци ит.д.);

- психологический и психический статус (его характеристики, устойчивость, способы коррекции и т.д);

- динамика медико-валеологического статуса ( не мнее, чем пятилетний срок).

Для реализации данной программы мониторинга необходимо создание специальных стандартизированных опросников с последующей обработкой полученных ответов при помощи специальных компьютерных программ. Такая работа уже проводится на кафедре информатики Киевской медицинской академии последипломного образования им.П.Л.Шупика под руоководством проф.Минцера О.П. [14].

Являясь особым видом мультидисциплинарной деятельности, направленной на сохранение и упрочения здоровья, медико-валеологическая работа использует многообразный спектр форм и методов, сложившихся в медицине, педагогике, психологии, этике, праве, социальной работе. Вместе с тем, все они объединяются вокруг своеобразного ’’стержня’’, в качестве которого выступает определенная валеологическая концепция, и построенная на ее основе валеологическая технология.

Реалии сегодняшней жизни таковы, что не учитывать сложности и противоречия трудного переходного периода и периода становления основных социальных институтов невозможно, поэтому наиболее целесообразно ’’укоренять’’ предлагаемую модель при помощи существующей реально сети учреждений и организаций. Таковыми являются: учреждения и организации медицины и здравоохранения, социальной защиты населения, общественные объединения граждан, а также других государственные и общественные организации. Сложности развертывания базы для медико-валеологической работы связаны, во-первых, с отсутствием опыта зарубежной практики организации социальной работы на базе государственных учреждений и организаций. На Западе накоплен огромный опыт социальной самодеятельной работы, который может быть использован и адаптирован для наших условий. Но нет смысла отказываться от большого теоретического и практического потенциала, который накоплен за многие годы работы госудаственных учреждений здравоохранения и социальной защиты. Уже накоплен достаточно большой опыт совместной медицинской и медико-валеологической работы в деятельности Центра народной медицины ’’Бадма’’, входящего в систему здраоохранения Республики Калмыкия, а также здравоохранительных учреждений городов Рыбинска, Екатеринбурга, Томска (Россия) и Севастополя и Одессы (Украина) [10]. При этом ’’простое объединение официальной и традиционной медицины нежизнеспособно, так как оно опирается на опыт прошлого. Метод работы в Причине (как один из медико-валеологических методов – В.К.) превращает союз официальной и традиционной медицины в живой организм’’ [ 11].

На этапе становления медико-валеологической работы особое значение следует придавать ее научно методическому обеспечению. Реализация концепции медико-валеологической работы определяет необходимость дальнейшей углубленной проработки ее основных положений (принципов, целей, организации, методов и технологий). На междисциплинарном уровне требуется комплексное исследования такой работы, направленное, в первую очередь, на поиск новых технологий, которые бы учитывали особенности современного общественного развития, мировые и отечественные достижения науки и практики. В связи с необходимостью тесного взаимодействия врачей, валеологов, педагогов и психологов возникает также потребность в проведении совместных исследований по разграничению их функций и обеспечению координации.

Отдельный спектр вопросов сопряжен с возможностью участия валеологов в работе органов государственного здравоохранения, а также в создающейся системе медицинского страхования. Все эти вопросы требуют разработки этико-правовых аспектов медико-валеологической работы как нового вида проофессиональной деятельности междисциплинарного характера. Поэтому, по нашему мнению, необходима специальная структура для межсекторальной и междисциплинарной координации медико-валеологической работы как в СНГ, так и в отдельных, его образующих, независимых государствах.

Литература:

1. Брехман И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., Наука, 1987. –125 с. его же. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопросы философии.- 1982.- №2.- С.48-53.

2. Амосов Н. Раздумья о здоровье. Киев, 1984.; Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. С.-Пб.: Петрополис, 1992. –123 с.

3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев, ’’Здоров’я’’, 1998.-248 с.; Войтенко В.П. Здоровье здоровых (введение в санологию). Киев, ’’Здоров’я’’, 1991. -246с; Петленко В.П.Валеология. В 3-х томах.Киев, 1999.

4. См.: работы Г.Л.Апанасенко, С.В.Белова, В.П.Гоча, Е.Д.Кузнецова, Н.Л.Мальцевой, Л.А.Поповой, В.А.Тихоновой и др. // Материалы 1-ой и 2-ой международной научной конференции ’’Вопросы валеологии и эниовалеологии’’. Севастополь, 1998, 1999 г.г.

5. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. Пер. с швед. М., 1992; Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа. 1992. Вып. 2.

6. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа. 1992. Вып.2.

7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.

8. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Том 2. Пер. с англ. М., 1994.

9. Апанасенко Г.Л., Гоч В.П. Кулиниченко В.Л., Минцер О.П., Попова Л.А., Скоморовский Ю.М. Концепция подготовки в Украине специалиста ’’педагог-валеолог’’. // Валеология: становление и пути развития. Севастополь: СВЦ ’’Лаукар’’, 1999/

10. Cм.: Материалы 1 и 2-ой Международной научной конференции ’’Вопросы валеологии и эниовалеологии’’. Севастополь: СВЦ ’’Лаукар’’.- 1998, 1999.

11. Христофоров Н.П. Рождение и вызревание нового направления медицинской науки и практики – медицины будущего. // Избр.труды Школы ’’Причина и Карма’’. Сб.1.-Тюмень: Истина, 1998.- С.77-89.

12. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения // Европейская серия ’’Здоровье для всех’’. Копенгаген, 1993. №4; Кучеренко В.З., Сырцова Л.Е. Проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996.- №1; Мартыненко А.В. Медико-социальная работа. Теория,Технология.Образование, М.: Наука.- 1999; Щепин О.П., Каткова И.П., Чичерин Л.П. и др. Концептуальные и методические подходы к организации медико-социальной помощи населению // Проблемы семьи и сооциальной политики. 1993.- Вып.3; Цикл статей по медико-социальной и валеологической работе в журнале ’’Вісник асоціації психіатрів України’’.Київ 1996-2000 и др.

13. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие. Проект.Рабочий документ для консультаций.// ВОЗ. Европейское региональное бюро.-Копенгаген. 1997.

14. Минцер О.П. Фундаментальные приницпы и определения оценки здоровья населения. // Материалы 2-ой международной научной конференции ’’Вопросы валеологии и эниовалеологии’’. В 2-х томах.- Т. 2. Севастополь, 1999.- С.3-23.

-3
Научная серия "Вопросы причинности г. валеологии". НАУКА. ЗДОРОВЬЕ. ЭТЮДЫ ВАЛЕОЛОГИИ. (сборник научных трудов). СЕВАСТОПОЛЬ. Валеологический центр "ЛАУКАР" 2000г.
Научная серия "Вопросы причинности г. валеологии". НАУКА. ЗДОРОВЬЕ. ЭТЮДЫ ВАЛЕОЛОГИИ. (сборник научных трудов). СЕВАСТОПОЛЬ. Валеологический центр "ЛАУКАР" 2000г.
(Сборник научных трудов)
Под общ. ред. В.П. Гоча
Ответственные за выпуск:
 А.В. Козлов, В.П. Ляхова, Ю.М. Скоморовский, С.В. Ширяев
Компьютерная верстка: А.В. Козлов
(Сборник научных трудов) Под общ. ред. В.П. Гоча Ответственные за выпуск: А.В. Козлов, В.П. Ляхова, Ю.М. Скоморовский, С.В. Ширяев Компьютерная верстка: А.В. Козлов

Статья была представлена в виде доклада и опубликована в Научной серии "Вопросы причинности г. валеологии". НАУКА. ЗДОРОВЬЕ. ЭТЮДЫ ВАЛЕОЛОГИИ. (сборник научных трудов). СЕВАСТОПОЛЬ. Валеологический центр "ЛАУКАР" 2000г.