В валеологии формируется "новая волна" – революционная смена валеологического мирововоззрения. Первая связана с возникновением валеологии, с первыми работами И. Брехмана[1]. В них были предложены название и определение предмета новой науки, рассмотрены ее философско-методологические основания.
Второй этап развития связан с эмпирическими исследованиями здоровья, бихевиоризмом (концепцией поведения) и преимущественно биологическим подходом к организму человека. Особенностью этого этапа является экспериментальное изучение различных констант, уровней и состояний здоровья; бихевиористкая позиция при изучении человека – ’’научная’’ парадигма о том, что человек не только произошел от обезьяны, но и в своем поведении мало чем отличается от павловской собаки или скиннеровской крысы ; биологизаторство – рассмотрение человека как организма , человеку (пациенту, клиенту) отводится пассивная роль в работе валеолога [2].
Протест против манипуляционного, ’’объектного’’ отношения к человеку, биологизаторское отношение к его духовности и ’’техническое’’ отстранение объекта валеологической работы от ответственности в выборе своей сваоей судьбы явилось движущей силой третьей ’’волны’’ в валеологии. Становлению гуманистической валеологии в середине 90-ых годов, принципиально альтернативной экспериментально-биологической, предшествовала гуманистическая переориентация науки, гуманизация философии, этики и социальных наук на Западе (См.: раздел о валеософии и валеоэтике в данной работе). В гуманистически ориентированной валеологии это проявилось в сознательном предоставлении клиенту ответственности и выбора конечных целей, объема изменений в процессе валеологической работы, а также права ориентироваться на собствеенные потребности и интересы , а не на диктат ’’нормы’’ и ’’заказ’’ социума. Валеологи, придерживающиеся клиент-центрированного направления, принципиально отказываются от директивного технического манипулирования пациентом и авторитарного навязывания ему валеологических целей и задач. Нарушения биологической нормы отходят на второй план и в фокусе валеологической работы появляется такие переживания как одиночество, неудолетворенность жизнью или ее отдельными аспектами, неуверенность в себе или страх жизни-смерти.. Вместе с тем, сегодня наблюдаются попытки ’’технологизировать’’ гуманистически ориентированную валеологию, которые выхолащивают ее гуманистический дух и могут привести к вырождению эниовалеологии и психовалеологии. Технологизация гуманистического направления валеологической работы возможна на ее 1-ом уровне – изучения и освоения начинающими валеологами. Несмотря на антагонистическое отношение к биологизаторскому уровню гии, гуманистическая валеология все же унаследовала от него немало особенностей. В частности, специалистов, беспокоят претензии на мессианство, оздоровление не только конкретного человека, но и всего общества. Качества ’’святости’’ науки переносятся на конкретного валеолога, а некоторые клиенты, разделяющие положения гуманистической валеологии поэтому считают себя избранными людьми. Кроме того, при подготовке гуманистически ориентированного специалиста-валеолога может наблюдается тенденция девальвации технологических особенностей определенной гуманистической валеологической методики, включение в нее произвольных и часто необоснованных элементов.
В рамках гуманистической валеологии существует много различных направлений. Одно из них – трансперсональное – питается соками тысячелетней восточной медиативной практики. Такие плоды этой ветви, как ’’голотропное дыхание’’ приобретают популярность в качестве валеологического психопрофилактического мероприятия, формируя экологически (космологические) установки и купируя социофобические фиксации человека.
Используя продуктивный опыт предыдущих ступеней развития и преодолев присущие им недостатки, гуманистическая валеология уже доказала свою эффективность. Существует трехсторонняя модель эффективности: эффективность с позиции пациента, социума и определенной валеологической школы или направления. Эти три параметра состоят в :
- улучшении самочувствия клиента;
- повышении уровня его социальной адаптивности;
- адекватности определенной валеологической технологии индивидуальным особенностям человека.
И вместе с тем, нельзя сказать, что гуманистическая валеология достаточно эффективно входит в практику валеологов. Можно отметить ряд факторов, ме тормозящих ее распространение.
Идеологические препятствия. Преподаванием и патронажем валеологии, гуманитарной в частности, занимаются люди, мировоззрение которых сформировано в условиях господства старых парадигм - медицинских, психологических, педагогических, этических, философских и т.д Признание эффективности гуманитарной валеологии, ее новых технологий заставило бы их критически переоценить свой профессиональный и жизненный опыт и сменить роль учителя на роль ученика. В силу особенностей человеческой природы не так много людей, способных на такую перестройку, гораздо проще игнорировать или критиковать новое с позиций прошлого.
Социологические препятствия. Валеология разрушает традиционную систему социальных приоритетов, социальных ролей и социального статуса. Она ’’теснит’’ педагогику, психологию, социальную работу и медицину, что не может не сказаться на особенностях социальной структуры общества и положении в ней отдельного человека.
Экономические препятствия. Возникает парадоксальная ситуация: новые валеологические технологии, особенно гуманистические, оказываются более эффективными и краткосрочными, требуют меньших материальных затрат и человеческих ресурсов, чем традиционные медицинские или даже психоаналитические. В условиях государственной бюджетно-затратной экономики применение валеологии сказывается на экономической жизни общества, ее отдельных сфер и подразделений. Конечные показатели эффективности общественной жизни, здоровье человека в том числе, подменяются промежуточными экономическими показателями. Парадокс в том, что экономика временно выигрывает, а человек, в конечном счете, по основным показателям своей жизни, проигрывает.
Динамика исторического процесса развития валеологии, сокращение ее эволюционных промежутков позволяют предположить, что в начале ХХ1 века нам предстоит быть свидетелями очередных изменений валеологии.
Остановимся теперь на анализе современного состояния технологии валеологии. Ряд отечественных и зарубежных исследователей – Бернлер Г., Юнссон Л.; Зимняя И.А [5] высказывают точку зрения, согласно которой всякая деятельность, валеологическая работа в том числе, реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последнему относятся различные виды добровольной помощи и взаимопомощи, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных социальных субъектов и социальной практики в целом.
Первоначально валеологическая работа как деятельность возникла именно в виде добровольной самодеятельной помощи, основанной на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся на уровне обыденной психологии. Возникновение различных видов профессиональной валеологической деятельности во многом обусловлено культурными и национальными особенностями развития стран, характером взаимодействия различных социальных институтов, уровнем развития общественного сознания, культуры, науки, образования.
Цели и функции валеологической работы могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от их принципиального понимания сущности этого вида деятельности.
Длительное время на практике доминировал патерналистский подход, ориентированные на конкретные формы помощи и опеки (материальные, организационные, лечебные и т.д.), когда субъект валеологической работы (клиент, пациент) «облагодетельствовался», получая ту или иную конкретную помощь. Такой подход порождал у субъектов работы иждивенчество, пассивность, провоцировал их на нежелание разрешать проблемную ситуацию собственными усилиями даже в тех случаях, когда различные возможности ее преодоления объективно, реально существовали. На смену такому подходу пришли контрактная и коллегиальная модели как конструктивно-стимулирующие отношения, ориентированные на динамическое взаимодействие с субъектом валеологической деятельности и его окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения. В их основе лежит совершенствование способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться с трудностями.
Представляет интерес американская классификация базовых систем организации медико-социальной работы (социальной практики), которую, по нашему мнению, можно использовать для разработки валеологической работы как определенной системы деятельности [7].
1. Подсистема проводников перемен – это валеологи, выполняющие функции непосредственных помощников своих клиентов в обеспечении изменений их сознания, поведения и взаимоотношений с микросредой (после тщательного анализа ситуации и причин ее возникновения).
2. Подсистема клиентуры – это люди, которые обратились к валеологу с просьбой о помощи в решении их проблем и затруднений, а также оформили с ним контракт или устное соглашение о сотрудничестве в преодолении сложившейся ситуации.
3. Подсистема мишеней – это люди, на которых нацелено воздействие.
4. Подсистема действия – это люди, объединившиеся для воздействия на систему мишеней.
Такой комплексный подход позволяет объемно подойти к проблемной ситуации в целом, определить в ней место самого клиента, реальные мишени воздействия, направленного на позитивную динамику ситуации в целом, а также конкретные пути, способы и приемы действия.
Однако предлагаемые виды систем выглядят чрезмерно обобщенными и в определенной степени взаимопересекающимися (первая с четвертой, вторая с третьей). Концепция валеологической работы в целом должна включать выделенные группы факторов, но основанием для нее должны стать помимо этого другие базовые элементы (нормативно-правовая база, место среди смежных видов деятельности, принципы организации, характеристика контингентов и ряд других).
Практическая валеологическая работа дифференцируется с различных точек зрения. С точки зрения направленности, выбора функциональной цели (отдельный человек, группа, коллектив; ребенок, взрослый, пожилой человек); в зависимости от «объектного» контингента или проблемной группы – работа с бедными, инвалидами, психически больными, безнадзорными детьми, больными алкоголизмом или наркоманией и т.д. В рамках современной социальной практики все направления – и методологическое, и целевое, и ориентированное на группы и контингенты – тесно переплетаются, их объединяет общий приоритетный принцип – подход к «человеку в окружающей среде».
Общая направленность для работников, практикующих в разных областях конкретной валеологической работы, реализуется, в частности, в экосистемном подходе. В его рамках взаимоотношения между человеком и окружающей средой рассматриваются с социально-функциональных позиций, при этом прицельно анализируются и прогнозируются возможности адаптации человека к условиям существования.
Главной задачей при применении экосистемной методики является установление взаимосвязей между отдельными переменными элементами, которые в своей совокупности составляют данный случай. Такой системный анализ берется в основу плана целесообразных действий валеолога, клиента и всех заинтересованных лиц.
Специализация специалистов-практиков валеологической работы может проводится по разным основаниям, например, на основе дихотомии «клиницисты» - «генералисты». «Клиницисты» ведут только конкретную непосредственную работу, пользуясь при этом определенным набором валеологических методов и методик. «Генералисты» имеют дело с отдельными личностями, семьями и группами населения, но не ограничивают себя конкретными сферами работы, постоянно занимаются аналитической, административно-организационной и научной работой [8].
В любом случае валеологическая работа сегодня – это динамичная сфера деятельности и развивающаяся профессия, опирающиеся как на достижения науки ( медицинских, психологических, педагогически и социальных наук в частности), так и на практический опыт медиков, психологов, педагогов и социологов. Профессиональная деятельность валеолога регулируется правом и законами, а также этическим, деонтологическим кодексом - нормами и правилами, регулирующими ее как конкретную и специальную. В этический кодекс включаются профессиональные нормы нравственного поведения и действий, которыми руководствуются специалисты в своих действиях, сформулированных в виде принципов поведения и обязательств, принимаемых на себя. Единые официально установленные программы подготовки специалистов-профессионалов различных профилей в Украине уже включают разделы теории и практики валеологии. Группой авторов разработана программа подготовки специалистов-валеологов различных квалификационных уровней [9]. Однако в Украине пока отсутствуют профессиональные этические Кодексы для специалистов (юристов, врачей, социальных работников и валеологов), необходимость разработки которых становится все более актуальной.
Валеологическая работа имеет комплексный характер. Примером классической триады в организации работы в области медицины и здравоохранения, являются службы, нацеленные на все виды профилактики – первичной, вторичной и третичной. Речь идет о работе по предупреждению аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий болезни, а также реадаптации и реабилитации больных, оказания им социальной помощи и т.д.
Задачи, которые стоят перед валеологами можно сформулировать следующим образом:
1. Оценивать психосоциальные воздействия стрессов, вызванных факторами внешней среды, с которыми сталкиваются клиенты и их семьи, и оказывать непосредственную социально- психологическую и терапевтическую поддержку.
2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную пользу от медицины и социальных программ здравоохранения.
3. Участвовать в создании социальных программ охраны здоровья, включая в них действенные и приемлемые валеологические программы для населения.
4. Способствовать гуманизации деятельности социальных организаций и учреждений в интересах пациентов.
5. Создавать комплексные технологии всестороннего воздействия на здоровье людей в тесном сотрудничестве с врачами и представителеями других специальностей.
6. Анализировать сложившееся положение в стране в сферах образования, медицины и социальной политики и участвовать его улучшении.
7. Вовлекать различные группы населения в валеологическую работу и способствовать повышению уровня их информированности по проблемам гуманитарных областей социальной политики.
8. Оценивать и улучшать социальную, психологическую и медицинскую поддержку людей, беря на себя инициативу и ответственность.
В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социального, медицинского, воспитательного и валеологического характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого нами направления – медико-валеологической работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяет рассматривать такой вид деятельности как еще одно, самостоятельное направление социальной работы.
Медико-валеологическая работа – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера. Она принципиально изменяет принципы, содержание и организацию комплексной помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системы медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации человека, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидности и летальному исходу. Таким образом, медико-валеологическая работа приобретает не только выраженную профилактическую , но и реабилитационную направленность.
Целью медико-валеологической работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации людей, включая социально неблагополучных лиц и лиц с физической и психической патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – объективно нарушающая жизнедеятельность человека: нарушения социальной адаптации, инвалидность, неспособность к самостоятельному решению жизненных проблем в связи с болезнью или преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица и т.п.
Объектом медико-валеологической работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные взаимно потенцирующие друг друга психологические, медицинские и социальные проблемы, решение которых затруднительно в рамках односторонне направленных профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинакова тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.
К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов в Украине и России устойчиво возрастает на протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого явления является низкая эффективность существующих форм и методов работы с такими людьми, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.
При организации медико-валеологической работы необходимо придерживаться принципов, которые позволяют обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. Такими принципами выступают:
- экосистемность – учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в конкретной кризисной проблеме без искусственного разделения сфер или механической экстраполяции, системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на их основе совокупности социальных, медицинских и валеологических, функций, позиций и действий;
- полимодальность и многомерность как сочетание в валеологической работе различных подходов, методов и способов действия (функционально ориентированных на конкретную цель, контингент, определенную группу населения);
- солидарность – согласованное организационное взаимодействие в ходе валеологической деятельности различных учреждений и организаций, а также общественная интеграция людей для решения конкретных проблем( общественные организации, объединения, группы само- и взаимопомощи;
- континуальность – непрерывность, целостность и динамичность;
- принцип разнообразия индивидуальных особенностей людей.
Особенность валеологической деятельности состоит в том, что она как профессиональная деятельность формируется на стыке трех самостоятельных отраслей – здравоохранения, педагогики и социальной работы. Такое положение медико-валеологической работы среди смежных видов деятельности определяет необходимость выработки соответствующих функций специалиста. В общем виде это следующие функции:
(1) интегративные ( формирование установок на здоровый образ жизни, планирование сценария и стратегии жизни, социальная и профессиональная реабилитация; (2) медико ориентированные функции (участие в лечебно-профилактической работе органов здравоохранения, гигиеническое воспитание, медико-социальный патронаж); (3) социально ориентированные функции ( семейное консультирование, тренинг социальных и коммуникативных навыков, психотерапия).
Необходимо отметить реабилитирующую и координирующую роль валеолога в сложных кризисных социально-экономических ситуациях, обусловленных демократическим преобразованиями, переходным периодом к рыночной экономике, реформами в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
На основании анализа и учета отечественного исторического опыта, современной демографической ситуации в стране , зарубежной теории и практики социальной работы , а также результатов собственных исследованний нами разработаны основные положения концепции отечественной медико-социальной работы.
В современных кризисных условиях, в условиях снижения показателей и качества здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем социально-психологического, медицинского и социального характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого нами направления - медико-социальной работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера , специфика ее форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности как самостоятельное направление социальной работы .
МЕДИКО-ВалеологическаяРАБОТА – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности социального, медицинского , психолого- педагогического и этико-правового характера , направленный на восстановление , сохранение и укрепление здоровья . Ее создание и развертывание принципиально изменяет систему и организацию комплексной помощи в гуманитарной сфере общества, так как предполагает осуществление системных медико-социальных воздействий на ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации , потенциально ведущих к тяжелым осложнениям , инвалидизации и летальному исходу . Таким образом , медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную , но и профилактическую направленность.
Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья населения, адаптации социально неблагополучных , а также лиц с физической и психической патологией.
Объектом медико-валеологической работы как вида социальной работы являются все основные группы населения. Объект работы медицинского валеолога – кокретный человек в трудной и кризисной жизненной ситуации.
Принципы и функции медико-валеологической работы являются общими для всей всей системы валеологической работы (см: выше).
Медико-валеологическую работу можно условно разделить на две составляющие: профилактической и патогенетической направленности. Первая включает организацию и использование технологий по предупреждению нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни,
Медико-валеологическаяработа патогенетической направленности включает в себя мероприятия по организации и использованию технологий медико-валеологической помощи: проведение медико-валеологической експертизы; социальной, медицинской и профессиональной ; осуществление медико-валеологической реабилитации, проведение коррекции психологического статтуса клиента; создание реабилитационной социально-валеологической инфраструктуры; обеспечение комплексности и преемственности взаимодействия специалистов и т.д.
С целью поиска оптимальных и наиболее эффективных форм, методов и технологий медико-валеологической работы в соответствии с ее основными направлениями необходимо разработать базовую модель, которая позволит обеспечить единство методологическимх подходов в данном виде деятельности. Создание такой модели предполагает использование двух исходных положений. Во-первых, необходимо выделить основные группы клиентов, с которыми предполагается работать. В самом общем виде , можно выделить восемь групп: 1) здоровые ; 2) практически здоровые; 3) больные; 4) больные-хроники, часто и длительно болеющие; 5) инвалиды; 6) группы повышенного риска; 7)члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 8) клиенты с выраженными социальными проблемами.
Во-вторых, медико-валеологическая работа с перечисленными выше группами должна проводится по двум направлениям и включать в себя два блока основных мероприятий – медико-валеологической профилактической и патогенетической направленности.
Анализ и систематизация данных, опубликованных исследователями в последние годы, по вопросам потребностей в медицинской, социальной и психологической помощи различным контингентам населения, многомерный подход к иссследованиям по социальной гигиене, практический опыт социальной работы в здравоохранении зарубежных стран (в первую очередь, психиатрии) [12, 13], составили основу для поиска подходов, которые позволили построить модель профессиональной медико-валеологической работы. Ее принципы, структура, методы и технологии могут стать приемлемыми для работы со всеми ее объектами. Объединяя объекты медико-валеологической работы по критериям – здоровье – болезнь – социальная дезадаптация, можно выделить три подсистемы и соответствующие комплексы мероприятий и технологий медико-валеологической работы.
1(а). Медико-валеологическая работа профилактической направленности в первой подсистеме клиентов (здоровые и практически здоровые люди):
- валеологическое и санитарно-гигиеническое просвещение;
- содействие организации работы, отдыха и досуга, адекватных здоровому образу жизни;
- профилактика вовлечения в асоциальные группы;
- социальное, этико-правовое консультирование;
- разрешение проблемныз ситуаций и содействие в устранении факторов риска на основе мобилизации личностных резервов;
- переориентация социальных ролей и изменения системы самооценки;
- содействие разрешению проблемы одиночества;
- организация достаточного информирования по медико-валеологическим вопросам.
2 (б). Медико-валеологическая работа патогенетической направленности в первой подсистеме клиентов (здоровые и практически здоровые люди):
- преодоление вредных привычек и нездорового образа жизни;
- медико-валеологическая профилактика;
- содействие в своевременной консультации и обращении за специализированной помощью;
- организации психологической поддержки при возникновении трудных и кризисных ситуаций;
- вовлечение в работу организаций психолого-педагогического, социально-нравственного и благотворительного характера;
- создание условий и навыков для реабилитации и самореабилитации.
2(а). Медико-валеологическая работа профилактической направленности во второй подсистеме клиентов (больные, больные - ’’хроники’’, и инвалиды):
- комплексная оценка соматического, социально-психологического и духовного статуса;
- профилактика неблагоприятного развития и декомпенсаций соматического, психического или духовного статуса;
- содействие в преодолении этико-правовых проблем;
- организация патронажа клиента в связи с болезнью;
- участие в предупреждении общественно опасных действий.
2 (б). Медико-валеологическая работа патогенетической направленности во второй подгруппе клиентов:
- содействие в организации лечения и медицинского контроля;
- психотерапия и психокоррекция;
- семейное консультирование;
- участие в индивидуальной программе реабилитации;
- проведение мер медицинской реабилитации – восстановительного и санаторно-курортного лечения, клинико-функционального контроля;
- проведение мер социальной реабилитации – создание безбарьерной среды жизнедеятельности, преодоление стигм. Использование возможностей социальной помощи;
- проведение мер профессиональной реабилитации – профессиональная подготовка и переподготовка, содействие в изменеии режима и характера труда;
- обеспечение преемственности во взаимодействии со специалистами смежных профессий;
- содействие в создании социально-бытовых реабилитационных инфраструктур.
3 (а). Медико-валеологическая работа профилактической направленности с третьей группой клиентов (группы людей повышенного риска, члены семей клиентов и его ближайшее окружение, клиенты с выраженными социальными проблемами):
- выполнение профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического, репродуктивного и духовного здоровья на индивидуальном и групповом уровнях;
- проведение мероприятий по валеологическому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни;
- участие в проведении социально-гигиенического и валеолдогического мониторинга;
- участив организации и проведении профилактических осмотров;
- определение фактров риска, влияющих на здоровье;
- информирование граждан о сосотоянии индивидуального и общественного здоровья и состоянии среды обитания.
3 (б). Медико-валеологическая работа патогенетической направленности с третьей группой клиентов (группы людей повышенного риска, члены семей клиентов и его ближайшее окружение, клиенты с выраженными социальными проблемами):
- преодоление вредных привычек и нездорового образа жизни;
- содействие в своевременной консультаци и обращении за специализированной помощью;
- организации психологической поддержки при возникновении трудных и кризисных ситуаций;
- вовлечение в работу организаций психолого-педагогического, социально-нравственного и благотворительного характера;
- создание условий и навыков для реабилитации и самореабилитации.
Таким образом, предложенная систематизация всех мероприятий учитывает особенности валеологических проблем тех или иных групп клиентов. Это позволяет рассматривать ее в качестве базовой модели нового вида профессиональной деятельности – медико-валеологической. На этапе ее становления такую модель можно использовать как своеобразный алгоритм для апробации медико-валеологической работы в тех конкретных социальных сферах, где в ней испытывается необходимость.
Для поиска адекватных путей дальнейшей дифференциации базовой модели необходимо, по нашему мнению, разработать систему мониторинга особенностей медико-валеологического статуса клиентов. Базовыми показателями для такого мониторинга являются следующие качественные характеристики клиента:
- медицинская помощь (формы, этапы, проведенные мероприятия, характер и темпы лечения и т.д.);
- семейный статус (родительская, нуклеарная, неполная семья, повторный брак, дисфункциональный тип семьи с хроническими конфликтами и т.д.);
- материальное положение (стабильность, доходы, обеспечение прожиточного минимума и т.д);
- жилищные проблемы (наличие или отсутствие собственного жилья, его качество, удовлетворенность жиличными условиями и т.д.);
- трудовая занятость (наличие или отсутствие постоянной работы, ее количественные и качественные характеристики, удовлетворенность трудовой деятельностью и т.д.);
- информированность (о состоянии здоровья, способах и методах его коррекции, здоровом образе жизни и способах его достижения, о программах сооциальной помощи и реабалитаци ит.д.);
- психологический и психический статус (его характеристики, устойчивость, способы коррекции и т.д);
- динамика медико-валеологического статуса ( не мнее, чем пятилетний срок).
Для реализации данной программы мониторинга необходимо создание специальных стандартизированных опросников с последующей обработкой полученных ответов при помощи специальных компьютерных программ. Такая работа уже проводится на кафедре информатики Киевской медицинской академии последипломного образования им.П.Л.Шупика под руоководством проф.Минцера О.П. [14].
Являясь особым видом мультидисциплинарной деятельности, направленной на сохранение и упрочения здоровья, медико-валеологическая работа использует многообразный спектр форм и методов, сложившихся в медицине, педагогике, психологии, этике, праве, социальной работе. Вместе с тем, все они объединяются вокруг своеобразного ’’стержня’’, в качестве которого выступает определенная валеологическая концепция, и построенная на ее основе валеологическая технология.
Реалии сегодняшней жизни таковы, что не учитывать сложности и противоречия трудного переходного периода и периода становления основных социальных институтов невозможно, поэтому наиболее целесообразно ’’укоренять’’ предлагаемую модель при помощи существующей реально сети учреждений и организаций. Таковыми являются: учреждения и организации медицины и здравоохранения, социальной защиты населения, общественные объединения граждан, а также других государственные и общественные организации. Сложности развертывания базы для медико-валеологической работы связаны, во-первых, с отсутствием опыта зарубежной практики организации социальной работы на базе государственных учреждений и организаций. На Западе накоплен огромный опыт социальной самодеятельной работы, который может быть использован и адаптирован для наших условий. Но нет смысла отказываться от большого теоретического и практического потенциала, который накоплен за многие годы работы госудаственных учреждений здравоохранения и социальной защиты. Уже накоплен достаточно большой опыт совместной медицинской и медико-валеологической работы в деятельности Центра народной медицины ’’Бадма’’, входящего в систему здраоохранения Республики Калмыкия, а также здравоохранительных учреждений городов Рыбинска, Екатеринбурга, Томска (Россия) и Севастополя и Одессы (Украина) [10]. При этом ’’простое объединение официальной и традиционной медицины нежизнеспособно, так как оно опирается на опыт прошлого. Метод работы в Причине (как один из медико-валеологических методов – В.К.) превращает союз официальной и традиционной медицины в живой организм’’ [ 11].
На этапе становления медико-валеологической работы особое значение следует придавать ее научно методическому обеспечению. Реализация концепции медико-валеологической работы определяет необходимость дальнейшей углубленной проработки ее основных положений (принципов, целей, организации, методов и технологий). На междисциплинарном уровне требуется комплексное исследования такой работы, направленное, в первую очередь, на поиск новых технологий, которые бы учитывали особенности современного общественного развития, мировые и отечественные достижения науки и практики. В связи с необходимостью тесного взаимодействия врачей, валеологов, педагогов и психологов возникает также потребность в проведении совместных исследований по разграничению их функций и обеспечению координации.
Отдельный спектр вопросов сопряжен с возможностью участия валеологов в работе органов государственного здравоохранения, а также в создающейся системе медицинского страхования. Все эти вопросы требуют разработки этико-правовых аспектов медико-валеологической работы как нового вида проофессиональной деятельности междисциплинарного характера. Поэтому, по нашему мнению, необходима специальная структура для межсекторальной и междисциплинарной координации медико-валеологической работы как в СНГ, так и в отдельных, его образующих, независимых государствах.
Литература:
1. Брехман И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., Наука, 1987. –125 с. его же. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопросы философии.- 1982.- №2.- С.48-53.
2. Амосов Н. Раздумья о здоровье. Киев, 1984.; Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. С.-Пб.: Петрополис, 1992. –123 с.
3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев, ’’Здоров’я’’, 1998.-248 с.; Войтенко В.П. Здоровье здоровых (введение в санологию). Киев, ’’Здоров’я’’, 1991. -246с; Петленко В.П.Валеология. В 3-х томах.Киев, 1999.
4. См.: работы Г.Л.Апанасенко, С.В.Белова, В.П.Гоча, Е.Д.Кузнецова, Н.Л.Мальцевой, Л.А.Поповой, В.А.Тихоновой и др. // Материалы 1-ой и 2-ой международной научной конференции ’’Вопросы валеологии и эниовалеологии’’. Севастополь, 1998, 1999 г.г.
5. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. Пер. с швед. М., 1992; Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа. 1992. Вып. 2.
6. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа. 1992. Вып.2.
7. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.
8. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Том 2. Пер. с англ. М., 1994.
9. Апанасенко Г.Л., Гоч В.П. Кулиниченко В.Л., Минцер О.П., Попова Л.А., Скоморовский Ю.М. Концепция подготовки в Украине специалиста ’’педагог-валеолог’’. // Валеология: становление и пути развития. Севастополь: СВЦ ’’Лаукар’’, 1999/
10. Cм.: Материалы 1 и 2-ой Международной научной конференции ’’Вопросы валеологии и эниовалеологии’’. Севастополь: СВЦ ’’Лаукар’’.- 1998, 1999.
11. Христофоров Н.П. Рождение и вызревание нового направления медицинской науки и практики – медицины будущего. // Избр.труды Школы ’’Причина и Карма’’. Сб.1.-Тюмень: Истина, 1998.- С.77-89.
12. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения // Европейская серия ’’Здоровье для всех’’. Копенгаген, 1993. №4; Кучеренко В.З., Сырцова Л.Е. Проблемы профилактики в условиях реформ здравоохранения //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996.- №1; Мартыненко А.В. Медико-социальная работа. Теория,Технология.Образование, М.: Наука.- 1999; Щепин О.П., Каткова И.П., Чичерин Л.П. и др. Концептуальные и методические подходы к организации медико-социальной помощи населению // Проблемы семьи и сооциальной политики. 1993.- Вып.3; Цикл статей по медико-социальной и валеологической работе в журнале ’’Вісник асоціації психіатрів України’’.Київ 1996-2000 и др.
13. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие. Проект.Рабочий документ для консультаций.// ВОЗ. Европейское региональное бюро.-Копенгаген. 1997.
14. Минцер О.П. Фундаментальные приницпы и определения оценки здоровья населения. // Материалы 2-ой международной научной конференции ’’Вопросы валеологии и эниовалеологии’’. В 2-х томах.- Т. 2. Севастополь, 1999.- С.3-23.
Статья была представлена в виде доклада и опубликована в Научной серии "Вопросы причинности г. валеологии". НАУКА. ЗДОРОВЬЕ. ЭТЮДЫ ВАЛЕОЛОГИИ. (сборник научных трудов). СЕВАСТОПОЛЬ. Валеологический центр "ЛАУКАР" 2000г.