Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко.
«Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», — писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, — одни были более левитанистыми, чем другие.
Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан.
К. Паустовский «Исаак Левитан»
Как же я ждала встречи с Плёсом и как ее боялась! Побывать там мне удалось в десять лет (тоже был круиз до Москвы). Тогда городок почти не ушел от себя же времен Левитана. Мы смогли поймать то настроение, ощутить атмосферу, которая так привлекла художника, вернее, художников.
А в конце нулевых Плёс стали отчаянно раскручивать, и как-то сразу стало понятно, что возвращение туда может быть чревато полнейшим разочарованием, ведь ничего «левитанистого» там больше нет, а есть только бренд, приносящий деньги. Каждый домик Ниф-Нифа гордо именуется бутик-отелем (расценки - королевские), в рестораны - живые очереди, взять стаканчик кофе с собой - сорок минут ожидания. Даже приехав в ноябре, друзья все это застали, а еще в отеле у них не было отопления. Я не хотела возвращаться в такой Плёс и попадать в мягкие, но цепкие лапки лисы Алисы и кота Базилио, которые поживятся за мой счет.
Теплоход - это идеальный вариант при таком раскладе. Не нужно решать вопрос с ночевкой, добывать еду в живых очередях, идти за тридевять земель, потому что въезд в сам городок без местной прописки запрещен (машину необходимо оставить на спецфпарковке). И огромный плюс в данном случае - раннее прибытие. Когда экскурсия начинается в 8:30, туристы, живущие здесь спят, а остальные ещё не приехали.
Наша группа вытянула самый счастливый билет - невероятно повезло с экскурсоводом. Ее рассказы текли реченькой, казалось, она поет бесконечную песню об этих красивых местах, и песню эту хочется слушать и слушать. Это не было занудно ни в коей мере. Сколько смешного из жизни великих людей, приезжавших в Плёс мы узнали!
Плёс в жизни Левитана - это случайность. Художник с друзьями Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой ехали на этюды в село Чулково на Оке, но местные отнеслись к ним уж слишком настороженно. Честно говоря, в Плесе им тоже никто не хотел сдавать жилье - двое мужчин и дама в брюках с какими-то странными большими запакованными предметами - дикость же для провинции. В Плёсе им сдал жилье человек, принявший их за охотников (сам он тоже был увлечён охотой). Так на три лета Плёс стал для Левитана главным местом работы.
Мы брали экскурсию с подъемом на Соборную гору. Это самая высокая гора Плёса (54 м). Считается, что сердце города именно здесь - на вершине в 1410 году сын Дмитрия Донского Василий заложил оборонительную крепость.
По пути можно посмотреть на местные красивые домики. Петя сразу возмечтал о даче именно здесь. Наивный ребенок, что тут скажешь. На Луне дачей обзавестись реальнее.
Не то что горы Плёса по-настоящему высоки, но подъем на них вызывает немало сложностей - дороги вымощены камнем.
Скользко даже без усложнений, а ночью была гроза, камни оставались очень мокрыми, поэтому задача была не из лёгких. Среди теплоходных туристов немало людей в возрасте, многие из них спокойно записались на такую экскурсию да ещё и обувь надели не самую подходящую. Кто-то отсеялся у подножия, но не без возмущений.
Виды открываются бесподобные. Ура, я зря боялась, что увижу только попсово-коммерческий Плёс. Все было очень даже «левитанисто»!
Конечно, поговорили о том, что картина «Над вечным покоем» - образ собирательный. Основой для нее стали сюжеты с озер Островно, Удомля, ну и сам Плёс - присутствует церковь местная, которая находится на горе Левитана (напротив Соборной горы).
На горе этой бесконечно прекрасно. И мы были единственной группой. Посмотрели даже, как ведет раскопки шуйская археологическая экспедиция.
На этой же горе находится старейший храм города - Успенский собор (1699 год). Он славится ещё и своим «малиновым» звоном - очень чистое и мягкое звучание у его колоколов.
Напротив собора - здание бывших присутственных мест. Сейчас здесь - музей, посвященный историческому развитию Плёса. Рядом - памятник Василию Дмитриевичу (основателю Плеса).
Конечно, хотелось побыть здесь подольше, убрать наушник аудиогида, остаться наедине с собой, со своими мыслями. Порисовать ))) Но пора было спускаться…
Такие милые улицы, старые домики. А стоит каждый такой домик столько, что сердце перестаёт биться на время. Вроде бы, популярность места несет развитие. Но те люди, которые владеют здесь отелями/ресторанами - это совершенно отдельная категория. Как сказала экскурсовод, в 1910 году в Плёсе построили большую больницу, а сейчас есть только педиатр и фельдшер. Выпускников одиннадцатого класса в этом году - 9 человек. Получившие высшее образование в Плёс обычно не возвращаются.
Посмотрели на чайную Плёсского общества трезвости, которая была открыта в 1900-м году. В 2010-м здесь снова открылась чайная, подают фирменный сливочный крем сахар собственного производства. Конечно, утром все ещё было закрыто.
Здание пожарной части, построенное в 1885 году, являлось ещё и полицейским участком. На втором этаже помимо полицейского участка и арестантских камер располагалась сапожная мастерская, местные пожарные были еще и неплохими сапожниками, подрабатывали в мастерской в свободное от основной работы время. Из-за специфичного местного рельефа каланчи пожарной в Плёсе не было. С нее весь город было не увидеть. Пожарных вызывали набатом ближайшей к очагу возгорания церкви.
Как раз напротив бывшей пожарной части расположено заведение, где можно попробовать знаменитые плёсские углы с рыбой. Опять же, раз очереди нет - закрыто )))
Минуя множество милейших домиков, мы вышли на набережную.
О дальнейшей прогулке и посещении музея пейзажа расскажу в следующей статье.
Предыдущие дни в круизе:
Другие круизы: