Найти в Дзене

Чем удивил купец Демидов японца? Пример богатой причуды из XVIII века

Японец был на короткой ноге со многим знатными и богатыми людьми XVIII века. И от богатого купца Демидова он не ожидал такого странного поведения. Японец даже выругается по-русски. Но вся эта история может быть выдумкой. Японец Кодаю для русских дворян и купцов был желанным гостем. Он был экзотикой для общества, поэтому для него были открыты все двери. В буквальном смысле. Он мог запросто общаться с канцлером Безбородко и посещать его в любое удобное время. Во время обеда Кодаю сидел за одним столом с его (Безбородко) семьей. Для служащих публичного 🏠 он тоже был экзотикой. Из-за него девицы даже спорили и одаривали его, а не наоборот. Однажды Кодаю пригласил к себе богатый купец Демидов. Это человек со странными привычками и сумасшедшим характером. В первый раз за Кодаю приехала старая и страшная повозка, запряжённая старыми клячами. Дом купца был не лучше повозки. Грязные ворота, да и в принципе грязь около дома. Дома ещё хуже. Грязь везде, вещи поломаны, посуда побила. Ко
Оглавление

Японец был на короткой ноге со многим знатными и богатыми людьми XVIII века.

И от богатого купца Демидова он не ожидал такого странного поведения. Японец даже выругается по-русски. Но вся эта история может быть выдумкой.

Японец Дайкокуя Кодаю () был капитаном корабля, который  потерпел кораблекрушение у берегов Камчатки в 1782. Команда долго скиталась по России, пока им не удалось добиться аудиенции у Екатерины II, где было решено отправить японцев домой.
Японец Дайкокуя Кодаю () был капитаном корабля, который потерпел кораблекрушение у берегов Камчатки в 1782. Команда долго скиталась по России, пока им не удалось добиться аудиенции у Екатерины II, где было решено отправить японцев домой.

Японец Кодаю для русских дворян и купцов был желанным гостем. Он был экзотикой для общества, поэтому для него были открыты все двери. В буквальном смысле.

Он мог запросто общаться с канцлером Безбородко и посещать его в любое удобное время.

Во время обеда Кодаю сидел за одним столом с его (Безбородко) семьей.

Для служащих публичного 🏠 он тоже был экзотикой. Из-за него девицы даже спорили и одаривали его, а не наоборот.

Однажды Кодаю пригласил к себе богатый купец Демидов.

Это человек со странными привычками и сумасшедшим характером.

В первый раз за Кодаю приехала старая и страшная повозка, запряжённая старыми клячами.

Такой представил себе Шедеврум грязную повозку.
Такой представил себе Шедеврум грязную повозку.

Дом купца был не лучше повозки. Грязные ворота, да и в принципе грязь около дома. Дома ещё хуже. Грязь везде, вещи поломаны, посуда побила.

Когда все уселись за стол, кушанье подали в щербатой, побитой посуде, приготовлено все было так плохо, что не хотелось даже притрагиваться к еде.

Кодаю кое-как вытерпел положенное время и убежал, сверкая пятками.

"Ну как угостили вас сегодня?" А
Кодаю только сердито проворчал: "Е... мати!" (ругательство) и, не останавливаясь, поднялся [к себе] на второй этаж.

Понятно, что когда его пригласили туда во второй раз, он категорически не хотел ехать. Но разумеется был вынужден согласится, чтобы выказать уважение.

Во второй раз за Кодаю приехала великолепная карета. Все как положено, лощеные кучера и лошадки на высоте. Дом тоже блестел. А еда была восхитительна.

Кодаю разумеется был удивлен такой перемене и спросил у своего русского друга, с чем связана такая перемена.

Ответ его удивил.

когда [у него] хорошее настроение, то все бывает, как сегодня, но если [он] не в духе, то — как в прошлый раз: все в доме мажет грязью, бьет стекла и так далее. Из-за этого [ему] немало средств приходится ежегодно расходовать на ремонт.
Странные же бывают врожденные идиоты!

Вот такая забавная история, проверка которой однако не увенчалась успехом.

А был ли мальчик?

Из купцов Демидовых, проживающих в Москве к этому описанию чудака больше подходит Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786👇👇👇).

Но он уже умер в 1786 году, японцы ещё не добрались до центральной России.

Портрет П. А. Демидова кисти Д. Г. Левицкого (1773, Третьяковская галерея, Москва), серия портретов «Попечители Воспитательного дома». Даже по портрету понятно, что купец был с причудами. Очень нехарактерный для эпохи портрет .
Портрет П. А. Демидова кисти Д. Г. Левицкого (1773, Третьяковская галерея, Москва), серия портретов «Попечители Воспитательного дома». Даже по портрету понятно, что купец был с причудами. Очень нехарактерный для эпохи портрет .

Кроме того японец пишет, что у купца, которого он посетил есть старший брат Никита Никитович Демидов (1720-1804), известный своим конфликтом с изменницей женой.

Но все младшие братья Никиты Никитовича Демидова тоже уже умерли, когда японцы добрались до Петербурга и Москвы.

  • Так что эта история скорее всего наполовину выдумка, т.е. на основе случая, которым мог поделиться с Кодаю какой-нибудь русский друг, знакомый с чудаком Прокофием Демидовым.
  • Не исключено также, что вся эта история возникла из неточных переводов, которые наложились друг на друга.
  • Либо же путаница произошла с фамилиями. Причем про историю с женой Никиты Никитовича Демидова японец полностью указывает ФИО, а про чудака пишет просто - купец Демидов. Без имени и отчества. Может это был вообще не Демидов.

Повторюсь, японцу очень повезло оказаться в такой роскоши и беспрестанном внимании русской знати. Но давайте не будем ему завидовать. Ведь прежде чем добраться до самой Екатерины II, он и его команда долго скитались по России.

Эта статья станет частью подборки "Приключения японцев в России в XVIII веке". Там даже есть шуточный тест 😉

Рекомендую к прочтению:

Не забудьте подписаться ✍️ и поставить лайк 👍!