Найти в Дзене

"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты": Рок-опера, пережившая цензуру и покорившая сердца.

Рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" – это не просто музыкальное произведение, это целая эпоха, отраженная в звуках и словах. История ее создания, полная препятствий и триумфа, не менее захватывающая, чем сама история легендарного чилийского разбойника. Мой первый контакт с оперой был случайным – я случайно услышала о ней от родителей. Тогда я не понимала ни слова о Хоакине Мурьете, ни о политических подтекстах, но музыка Алексея Рыбникова моментально очаровала. И лишь со временем я начала понимать глубину и масштаб этого произведения. Замысел поставить рок-оперу возник у Марка Захарова, режиссера театра Ленком. В те времена советской власти требовались произведения с "идеологически правильным" посылом, рассказывающие о борьбе простых людей с "злыми капиталистами". Выбор пал на кантату Пабло Неруды "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты", историю романтического разбойника, погибшего во время Калифорнийской золотой лихорадки. Это была не просто биография, а метафора борьбы

Рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" – это не просто музыкальное произведение, это целая эпоха, отраженная в звуках и словах. История ее создания, полная препятствий и триумфа, не менее захватывающая, чем сама история легендарного чилийского разбойника. Мой первый контакт с оперой был случайным – я случайно услышала о ней от родителей. Тогда я не понимала ни слова о Хоакине Мурьете, ни о политических подтекстах, но музыка Алексея Рыбникова моментально очаровала. И лишь со временем я начала понимать глубину и масштаб этого произведения.

Замысел поставить рок-оперу возник у Марка Захарова, режиссера театра Ленком. В те времена советской власти требовались произведения с "идеологически правильным" посылом, рассказывающие о борьбе простых людей с "злыми капиталистами". Выбор пал на кантату Пабло Неруды "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты", историю романтического разбойника, погибшего во время Калифорнийской золотой лихорадки. Это была не просто биография, а метафора борьбы с несправедливостью и жадностью.

За музыкальное оформление взялся Алексей Рыбников – композитор, чьи песни звучали из каждого советского дома. Его предыдущие работы, от музыки к "Приключениям Буратино" до "Красной Шапочки" сделали его имя синонимом мелодичности и запоминаемости. Перевод кантаты Неруды осуществил Павел Грушко, известный также своими переводами произведений Хулио Кортасара, что придает работе ещё один слой глубины и литературного мастерства.

Однако путь "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты" к зрителям был тернист. По воспоминаниям Алексея Рыбникова, спектакль подвергался цензуре не менее 11 раз! Советская власть видела в истории Мурьеты не столько романтическую драму, сколько потенциальный источник "неправильного" восприятия идеологии. Любовь, мечта, борьба за свободу – все это могло быть истолковано как противопоставление официальной идеологии. Только после многочисленных исправлений и компромиссов рок-опере разрешили увидеть свет.

Премьера в 1976 году ознаменовалась невероятным успехом. Несмотря на незамысловатый, на первый взгляд, сюжет – история чилийских парней, ищущих богатства в Калифорнии, и романтичного Хоакина, мечтающего о любви, а не о золоте – опера покорила зрителей своей музыкой, лиризмом и драматизмом. История любви Хоакина и Терезы, его противостояние жестокой реальности золотой лихорадки, предательство и смерть – все это раскрыто через мощные музыкальные номера, которые и сегодня звучат актуально. Образ Хоакина, мечтающего о "Звезде" (своей возлюбленной), в противовес "Смерти" (символу жадности и насилия), становится символом вечной борьбы добра и зла.

"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" – это не только история одного разбойника, это история о мечте, любви, и борьбе с несправедливостью, история, которая, преодолев цензуру и время, продолжает волновать сердца зрителей. Это произведение, которое заслуживает внимания не только как рок-опера, но и как важный культурный феномен советской эпохи.