Когда трава была зеленее, а вампиры оставались вампирами, не блестели на солнце и не разлагались на глазах, был снят, пожалуй, лучший фильм о вампирах- "Дракула Брэма Стокера" режиссёра Френсиса Форда Копполы.
Честно говоря, здесь должна была быть статья про модного нынче "Носферату", но посмотрев этот странноватый фильм автора потянуло вернуться к классике вампирского кино, к этаким традиционным представлениям о кровососущей нечисти, но без элементов откровенной чернухи и сверхпопулярного сейчас жанра "боди-хоррора".
Давайте вспомним, так почему же именно " Дракула Брэма Стокера", которому уже целых 33 года, стал классикой вампирского кино и почему стоит его посмотреть, а то и пересмотреть, в отличие от свеженького "Носферату"?
Добро пожаловать на канал Сундучок Гоблина!
Продуманный сюжет и уважение к оригиналу
На самом деле, оценивая сам готический роман "Дракула" Брэма Стокера трудно назвать его беспрекословным шедевром с точки зрения современного читателя и зрителя: немного скучноватый, затянутый роман в письмах, газетных вырезках и в дневниковых записях, но тем не менее, именно этот роман подарил нам самый экранизируемый образ- вечноживущего обитателя ночи, сосущего кровь и беспощадно забирающего жизни.
Но не забывайте, что викторианское восприятие ужаса намного отличается от нашего, современного: можно сказать, мы пресыщены не только кинематографическими злодеями, но и реалиями современного мира, а о романе "Дракула" восхищенно писали такие классики, как Конан Дойл и Александр Блок.
Впрочем, до и после Френсиса Форда Копполы было создано множество дракул, начиная с "Носферату" с Максом Шреком и заканчивая, вот ведь ирония, тоже "Носферату" Роберта Эггерса.
Интересно, что перед съёмками Коппола собрал актеров и устроил чтение оригинала, чтобы каждый ознакомился с содержанием романа.
Мне нравится, что у Дракулы появилась связь с реальным Владом Цепешем, своя собственная история, и пускай, отношения Дракулы и Мины вышли на первый план, задвинув Джона Харкера и Профессора Ван Хельсинга, но у персонажа появилась своя история и внутренняя мотивация, что уже немаловажно- ведь до этого фильма вампиры были довольно примитивными существами, одержимыми простейшей жаждой крови.
Но надо отметить, что все же сюжет несколько проседает во второй части фильма и выдвигая на первый план именно любовную линию, величие и опасность, а также коварство графа Дракулы слегка меркнет.
Отличный актерский состав
Пожалуй, выбирая Гэри на главную роль, Коппола не прогадал, и надо сказать, что Олдмен выложился по полной, даже наняв голосового тренера, помогшего ему сделать голос ниже на целую октаву.
Я собирался прочитать сценарий и пройти прослушивание на роль... И больше всего мне запомнилась фраза: "Я пересек океаны времени, чтобы найти тебя" . И я подумал: " Боже, как бы мне хотелось произнести эту реплику".
В паре с Гэри в фильме играет фантастическая Вайнона Райдер, которая смогла создать образ трогательной и нежной, но твердой Мины Харкер ( при этом не вызвав раздражения зрителя, что вполне могло быть, если бы актриса чуть пережала со слащавостью).
Впечатляет и игра, а точнее, сыгранность оскароносного Энтони Хопкинса (Ван Хельсинг) и Люси Вестенра (Сэди Фрост), и именно в их пару вампир- охотник веришь больше всего.
Единственное разочарование, на мой взгляд, абсолютно деревянный Киану Ривз, но с другой стороны, ну что тут сделать, когда вокруг тебя носятся Гэри Олдмен и Энтони Хопкинс, так что мистер Харкер вышел скучноватым и чересчур прохладным, так что ничего удивительного, что Мина предпочитает загадочного графа.
Впрочем, Ривзу даже пришлось извиняться- он объяснил свой провал общей усталостью от еще нескольких проектов.
Впечатляющие костюмы и грим
За костюмы в этом фильме отвечает Эйко Истока, выдающаяся японская художница, получившая заветный Оскар как раз за работу в этом фильме.
Здесь, доспехи Дракулы напоминают облачение благородных японских самураев.
Граф Дракула будто сходит со сцены японского театра Кабуки:
Граф Дракула "как дэнди Лондонский одет" и Мина- в платье модного и такого коварного зеленого цвета( ведь тогда ткань красили красителем с большим содержанием мышьяка, и в буквальном смысле, зеленый цвет убивал).
А костюм вампирши Люси Вестера явно вдохновилен австралийской плащеносной ящерицей и елизаветинскими воротниками.
Да и сам костюм вечной невесты хочется рассматривать, настолько он инфернален, холоден и впечатляющ.
Настоящее визуальное пиршество для глаз.
Отсутствие компьютерной графики и олд-скульные визуальные приемы
Коппола всегда настаивал на максимальном использовании практических эффектов и даже отказался от СGI эффектов в фильме.
Так, на лицо Джонатана Харкера накладывается простая проекция с текстом, вампирши отступают от Джонатана при помощи обратной промотки кадра, вода капает в обратном направлении, а тени живут сами по себе, отдельно от тел.
Да, многие составляющие делают "Дракулу Брэма Стокера" культовым фильмом, но после его повторного просмотра автор блога с грустью отмечает, что сейчас фильмы о вампирах явно свернули куда-то не туда: то они светятся, то начинают разлагаться на глазах и отращивать боярские усы- где то золотое время, когда вампиры не были грустными нытиками, а были чем-то более интересным?
Пока у меня нет ответа на этот вопрос.
Искренне Ваш, СундучокГоблина.