Продолжение. Начало тут.
Продолжаем небольшой экскурс в "созвездие Стрельца".
Пятая серия
Стрельцов в тюрьме наотрез отказывается разговаривать со следователем, тогда вместо Маркова присылают нового – Муретова. Муретов меняет тон, честно объясняя Стрельцову, что все это из-за его нежелания перейти в «Динамо». Уговаривает подписать две бумаги – признание вины и согласие на переход в «Динамо», после чего обещает Стрельцову незамедлительное освобождение: Муретов приводит в пример Огонькова с Татушиным. Светлана узнает, что Татушина с Огоньковым отпустили, один Стрельцов до сих пор под арестом. Она мчится к Фурцевой и срывает ей совещание. Разъяренная Фурцева дает дочери пощечину. Стрельцов все равно отказывается что-либо подписывать. Тогда Смирнов сам ставит подпись за Стрельцова. Светлана Фурцева пытается покончить с собой. Дудоров приносит Хрущеву «признание» Стрельцова, а также компромат на Серова. Хрущев вызывает к себе Серова. Придя в себя в больнице, Светлана вновь просит мать помочь Стрельцову. Фурцева в отчаянии обращается к Хрущеву, но тот уже ничего не хочет слышать о Стрельцове и приказывает посадить насильника, чтобы другим неповадно было. Софья Фроловна обманом заставляет Аллу подать заявление на развод…
Это уже какое-то "Монте-Кристо" началось. Нет, надо отдать должное белорусским хлопчикам режиссеру Гапанюку и сценаристу Цофину. Мало им оказалось министра МВД Дудорова, спецагента Тамары, вновь завербованного агента Караханова, "вышедшей из тумана" Светланы Фурцевой. К ним добавляются Председатель КГБ Серов и хозяйка Москвы, первый секретарь МГК КПСС Катерина Фурцева. И весь этот хоровод оказывается только из-за того, что от Эдмона Дантеса, уже посаженного в замок ИФ, Стрельцова, сидящего в Бутырке, требуют подписать переход в "Динамо". И кто там из "верхов" еще не включился в суету вокруг дивана "стрелецкие игрища"? Антипартийная группа Молотова, Маленкова, Булганина и примкнувшегокнимШепилова? А не пора ли вообще выходить на международный уровень?
Шестая серия
Серов с женой приезжает к Хрущеву на дачу – просить прощения. Хрущев снимает Серова с должности председателя КГБ и назначает начальником Главного разведуправления. Алла уходит от Софьи Фроловны, клянется, что не пустит ее к ребенку, когда он родится. На суде Стрельцова признают виновным и приговаривают к двенадцати годам колонии строгого режима. У Аллы рождается дочь. Стрельцова отправляют в Воркутлаг. Однажды в столовой Стрельцов заступается за заключенного, который ворует хлеб. «Блатные» решают наказать его. Несколько раз они пытаются «научить Стрельцова уму-разуму», но каждый раз Эдуард выходит победителем из схватки. В конце концов, обозленные зеки решают убить Стрельцова…
О как! Раскрыта тайна сия великая! Оказывается Хрущев снял 8 декабря 1958 г. Серова с КГБ СССР из-за того, что тот за Стрельцова решил заступиться. Интриги Дудорова разоблачить по перетягиванию Стрельцова в "Динамо". Хотя Дудоров и Серов в одном спортобществе состоят. Но не смог Иван Александрович и сам пострадал за правду. А Эдика отправляют в ГУЛАГ. Там "сучьи войны" оказывается еще не затихли. Пришлось Эдику подключаться к ним.
Седьмая серия
Стрельцова переводят в другой лагерь. В Москве Дудоров отправляет сына на практику в Норильск, о чем становится известно Серову. Алла знакомится с Сергеем, он начинает ухаживать за ней, играть с дочкой… Светлана выходит замуж, на свадьбу приглашен Хрущев. Серов думает только о том, как отомстить Дудорову. Его подчиненный Брагин предлагает поступить с ним так же, как Дудоров поступил с футболистами. На зоне Стрельцов узнает о смерти матери. К нему в барак попадает газета с отчетом об игре наших футболистов на Чемпионате Европы. Стрельцов просит у «блатных» достать ему мяч и бутсы. Весь барак скидывается на амуницию. Стрельцов начинает потихоньку тренироваться – как в юности, об стенку… Это видит начальник лагеря Поляков, сам страстный болельщик. Он освобождает Стрельцова от работы на лесоповале, за это Эдуард должен собрать команду – на носу чемпионат среди лагерей… На свадьбе Светланы играет западная музыка. Хрущев в расстроенных чувствах покидает торжество. Вскоре Фурцеву выводят из состава Президиума ЦК КПСС. Стрельцов и его команда начинают выигрывать один матч за другим.
Вот даже заинтересовало, как Серов решил отомстить Дудорову. Пришлось пролистать 7 серию. Оказывается сын Дудорова поехал на какую-то практику в Норильск. А в Норильске в это время жила спецагент Тамара. Её почему-то год назад сослали??))) в Норильск. Но перед этим её ещё в 1958 г. завербовало в свои спецагенты КГБ. Адъютант Серова вылетел в Норильск, нашёл Тамару, заставил познакомиться с сыном Дудорова. Тамара пригласила его к себе домой, выпили. Дудоров уснул, а Тамара побежала вместе с адъютантом в милицию заявлять изнасилование. Серов с утра пораньше к Хрущёву с докладом. А чё, круто ведь? Месть удалась. В общем, сына не посадили, а Дудорова сняли.
8 серия
Поляков сообщает Стрельцову, что пришли документы на его освобождение по УДО, но требует, чтобы Стрельцов остался вольнонаемным еще на два года – выигрывать чемпионат, иначе грозится, что УДО не будет. Спасает Эдуарда заместитель начальника лагеря – ночью дает подписать бумаги и отпускает. Стрельцов возвращается в Москву. Вольский берет его снова на завод, вот только с возвращением в футбол пока проблемы. Однажды Стрельцов приходит на тренировку «Торпедо». Команда радостно встречает его, Иванов убеждает наставников разрешить Стрельцову тренироваться. Эдуард приходит к дому Аллы, знакомится с дочерью. Однако Алла дает ему понять, что у них своя жизнь, и просит оставить в покое. Соседка Стрельцова Лиза, давно и безнадежно в него влюбленная, находит последнее письмо Софьи Фроловны, в котором та просит прощения у сына и Аллы и раскрывает свой обман. Брежнев сменяет Хрущева на посту генсека. Вольский усматривает в этом шанс для Стрельцова… Стрельцов начинает играть за "Торпедо" и становится чемпионом.
Вообще-то мать Стрельцова пережила своего сына. Но у нас ведь тут полное "Монте-Кристо", поэтому в последней серии находится кошелек господина Морреля предсмертное письмо матери Эдика, где она рассказывает о своем обмане. Ну, а к Леониду Ильичу Вольский приводит в кабинет делегацию молоденьких работниц ЗиЛа и генсек не смог устоять перед просьбой таких красоток вернуть народу Стрельцова.
Вот такую, понимаш, загогулину нам устроил режиссер Гапанюк.
Добавлю только мнение о сериале замечательного советского футболиста, незабываемого дриблёра Михаила Гершковича,
он был партнером Стрельцова по нападению в "Торпедо", в 1967-70 гг.
Сказать, что я удивлен, огорчен, поражен — ничего не сказать. Досмотрел
ленту до последнего эпизода, не пропуская ни одной из 8 серий, но
только из уважения к Эдику, с которым связаны мои лучшие футбольные годы и вообще значительная часть жизни. И каждая новая серия только
подтверждала первое впечатление: халтура. Чистая, незамутненная,
кристаллической пробы халтура.
У сценаристов и режиссеров всегда есть джокер в рукаве: «Я художник, я так вижу. Жизнь — это жизнь, а кино — это кино». Да, понимаем. Имеют, наверное, право. Но тогда, ребята, назовите свое произведение нейтрально, дайте главному герою другое имя, созвучное, сделайте сноску: «Фильм создан по мотивам»...
Но если у ленты имя «Стрельцов», не искажайте биографию, не
придумывайте историй, которых не было и быть не могло, не рисуйте
портреты людей, не зная «кухни», не понимая эпохи, не владея ни фактами,
ни методами их воплощения!
Ну серьезно: в каком бреду был написан пафосный эпизод, в котором
Эдика не ставят в состав на финальный матч Олимпиады? Причем делают это буквально перед выходом на поле, в раздевалке, когда вся команда,
включая Эдика, одета, размята, готова. Просто для сведения: в те годы
замены по ходу матча не разрешались, одеваться тем, кто не играет,
смысла ноль. Они и не одевались никогда.
Ссылки на усиление драматического эффекта здесь, на мой взгляд,
вообще не работают. Запредельный бред, которому нет ни оправдания, ни
объяснения. Ну и в целом: ни одной потной майки, неубиваемые прически,
высокопарные диалоги в «стенке», немыслимые «огороды», на которых
тренировалась и играла сборная великой страны...
Таких эпизодов по фильму разбросано великое множество.
В сумме они смотрятся дико. Просто дико. Куда ни сунься, везде эта ерунда.
Даже с точки зрения массовой аудитории, на которую рассчитана лента. Памятник, стоящий на могиле Стрельцова на Ваганьковском кладбище,
говорит о нем больше, чем все 8 серий «Созвездия» вместе взятые. Вот
такой ему приговор.
Ну, а теперь возвращаемся к началу нашей статьи, наверное уже и забыли с чего мы начали,
к семейной халтурке, фильму отца и сына Учителей. Ну, вот никак не могу отделаться от впечатления на кого похож папа - Алексей Ефимович Учитель - на небезызвестного Александра Яковлевича, завхоза Второго дома Старгородского Собеса, застенчивого ворюги, "который крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза".
А сын - Илья Алексеевич Учитель - ну чем не Паша Эмильевич?
Не подумайте, что мы хотим оскорбить этих уважаемых деятелей культуры. Ни вжисть! Просто мы их "так видим", с художественной точки зрения. Это наше такое "оценочное суждение", а никак ни клевета и оскорбление.
Ведь могут же они видеть вместо мощного русского красавца со скандинавской внешностью щуплеца с покрашенным чубом Александра Петрова? Могут. И даже справку требуют от зрителей - а докажите, что Стрельцов был не таким. А, нету у вас справки, тогда и молчите.
Очень это требование справки нам напомнило фильм "Путь в "Сатурн", бесподобный эпизод с участием Михаила Волкова и Владимира Кашпура, где немецкий офицер Крамер в исполнении Волков допрашивает героя Кашпура, а тот отвечает, что был выслан Советской власть на Колыму -
- Судили? Справка есть?
- Не, НКВД срок давало. Справки не давало.
- Вы знаете что такое интенсивный допрос?
- Бить будете? Ну бейте.
Если кто не читал, то в первой части статьи мы писали о махинациях нашего Альхена во время съемок фильма о Ермаке. Государство дало денег на "Ермака", а он снял про актера Мышкина. Потом был ещё один скандал во время съёмок "Матильды". Там наш "Альхен" напоролся на "Остапа Бендера" в лице Владимира Винокура. Под съемки "Матильды" Винокур получил от "Газпромбанка" 20 миллионов долларов. Но денег Учителю не дал.
А чётакова? Это же Винокур сбегал к управделами АП Кожину, сказал, что хочет "Матильду" и Учитель есть на это дело. Бабки сразу капнули. Кое-кому с тех денег "Вовчик" на 400 тыс. баксов часы подарил. Частью свои долги перед ВТБ погасил, остальные - то наше. Альхену- фиг, маленький ишшо. Пришлось Альхену под крылышко КЛЭРа на Первый канал бежать. В общем, "картина достойная кисти Айвазовского". В Сети она очень подробно расписана.
Всё, переходим к фильму "Стрельцов", который и стал поводом для такого нашего продолжительного обзора. Кто дочитал до этого момента - тот молодец.
Конечно, "Стрельцов" это не сериал "В созвездии Стрельца". В сериале всё-таки восемь серий и есть простор для авторской фантазии - одна спецагент Тамара чего стоит, а "вышедшая из тумана" Светлана Фурцева, а Серов против Дудорова? А у нашего "Альхена" денег всего всего на одну серию полнометражного фильма. И надо как-то всё ужать и придумать что-нибудь новенькое, поскольку белорусские хлопцы Гапанюк и Цофин поляну почти официальных "стрельцовских фейков" обработали от и до, да ещё и своего круто добавили.
И ведь придумали таки. Жить захочешь и не так раскорячишься. Переходим к самой сути. То есть сама по себе биография Стрельцова, как футболиста дана таким, малосвязанными между собой клипами, снятыми в павильоне на фоне хромакея. Хромакей - великая вещь, с его помощью можно не выходя из павильона снимать что угодно. Главное текст заучи, чтобы потом на озвучке в артикуляцию попадать.
А главное, как обычно в историях про Стрельцова - это как там всё было то с этим самым его "несчастным" случаем. Делал он ЭТО или нет? Подставили или все-таки он жертва? Хотя все обстоятельства происшествия 25 мая 1958г. на даче гр-на Караханова давно известны, описаны, задокументированы в уголовном деле и приговоре суда. Но ведь это же не интересно. Получается, что Стрельцов обычный хулиган и насильник? А ведь он же легенда, за такую трактовку фанаты могут и по шее дать, и денег никто не отслюнявит.
И папа с сыном выдвигают новую версию. А кто же её может опровергнуть. если никто справку о том, что так не могло быть, дать не может. Что не запрещено- разрешено. А чего не было, но очень хочется, то пусть будет.
Окончание следует. Потерпите малость.