Признаться, британскую классику я люблю особенно сильно. А представить себе её без «Ярмарки тщеславия» совершенно невозможно.
Сейчас никто не сомневается в гениальности этого шедевра мировой литературы. Шарлотта Бронте в эпиграфе к «Джейн Эйр» написала: «У. Теккерею, эсквайру, с глубоким почтением посвящает автор эту книгу». Роман выходил в 1847-1848 годах с подзаголовком «Зарисовки английского общества пером и карандашом», а первая публикация в одном томе выходила с подзаголовком «Роман без героя».
История высшего света, где царят лицемерие и тщеславие, строится вокруг Ребекки Шарп, редкостной особой, которая является целиком и полностью продуктом своего времени и своего общества. Не понимая этого, Бекки планирует идти по головам к богатству и процветанию, не рассматривая людей иначе, как более или менее выгодные инвестиции. Однако карабкаясь по лестнице успеха, Ребекка слишком быстро начинает противопоставлять себя обществу, считает себя лучше и умнее всех окружающих, и эта ошибка стоит ей в итоге дорого. Всё же не стоило Бекки забывать, что невозможно противопоставлять себя тому, чьим проявлением ты сама и являешься.
Конечно, «Ярмарка тщеславия» рассказывает не об одной только Бекки. История разворачивается на фоне Наполеоновских войн, и хотя автор намеренно не описывает военные действия и не делает акцент на политике, события в Европе не могут не коснуться героев, особенно с учётом того, что некоторые из них – британские офицеры.
Из-под пера Теккерея вышли яркие и многогранные персонажи, мнение о которых, сперва быстро сформированное, меняется по ходу книги, ведь, как и в любой классике, персонажи тут живые. А живые люди редко бывают однозначными, не имеющими разных сторон и граней характера. Так, гуляка и картёжник, который до брака по уши влезает в долги и ни капли об этом не переживает, становится, внезапно, действительно хорошим отцом. А пожилые и степенные господа, цвет общества и богатейшие его представители, ведут себя порой настолько тупо, что можно было бы их ненавидеть, если бы в основе их поведения не лежала боль. Но люди слишком горды, слишком тщеславны, чтобы признавать свои ошибки и решать проблемы сразу. Из-за укоренившегося в обществе тщеславия они лучше погибнут сами и погубят своих близких – жён, мужей, детей – лишь бы только поступать в соответствии с теми взглядами, которое диктует им с рождения общество.
Теккерей видел людей насквозь и подмечал все их стороны с горькой иронией. «Ярмарка тщеславия» написана с изрядной долей юмора, который лишь подчёркивает трагизм ситуаций, в которых оказываются герои. Как писала та же Шарлотта Бронте, «Второго Теккерея вам будет нелегко найти. Как он может несколькими чёрными линиями и точками передать оттенки выражения, такие тонкие, такие реалистичные; черты характера, такие мелкие, такие неуловимые, такие сложные для восприятия и фиксации, я не могу сказать – я могу только удивляться и восхищаться. Если бы Истина снова стала богиней, Теккерей был бы её верховным жрецом».
Не зря Теккерея столько раз экранизировали, сам Кубрик когда-то поставил «Барри Линдона». А «Ярмарка тщеславия» имеет более 10 экранизаций, причём первая вышла ещё в 1911 году! В экранизации 2004 года Ребекку Шарп неплохо сыграла Риз Уизерспун, однако ни одна экранизация не передаст всех плюсов книги. Всем поклонникам остроумной британской классики читать в обязательном порядке.
________________________
Автор текста: Михаил Гречанников
🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:
Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.